ФСБ предложила наделить ее полномочиями на регистрацию шпионских устройств и программ
ФСБ разработала проект указа президента, закрепляющий за ней полномочия по регистрации и учету всех специальных технических средств, которые предназначены для негласного получения информации, пишут «Ведомости». В частности, речь идет об устройствах и программных решениях, которые разрабатывают или продают частные лица
ФСБ разработала проект указа президента, закрепляющий за ведомством полномочия по регистрации и учету всех специальных технических средств, которые предназначены для негласного получения информации, в том числе разработанных или продаваемых частными лицами устройств и программных решений. Об этом сообщают «Ведомости», обратившие внимание на инициативу на портале проектов правовых актов.
Из проекта указа следует, что ведомство будет устанавливать порядок учета, регистрации и использования подобных средств, а также нормативно-техническую документацию, которая связана с их производством и применением. В настоящее время учет различных устройств возложен на несколько ведомств, отмечает газета.
Нормы будут распространяться на устройства для прослушки, наблюдения и анализа данных, программные решения и технические разработки, которые предназначены для продажи, ввоза в Россию или вывоза из страны лицами, не уполномоченными на ведение оперативно-разыскной деятельности, следует из проекта поправок. Документ также предполагает контроль спецслужбы за импортом и экспортом подобных технологий. Это позволит ей централизовать учет спецсредств и контролировать оборот шпионских устройств и программ в стране.
По словам источника «Ведомостей» в крупной ИБ-компании, есть лицензирование деятельности, которая связана с распространением подобных средств, а есть ответственность за их использование, но никто до конца не понимает, что именно под это подпадает. К примеру, зачастую к ним относят решения класса DLP и подобные инструменты для чтения переписки и других целей, указал он.
Издание направило запрос в ЦОС ФСБ.
Директор департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров рассказал «Ведомостям», что нормы распространятся на устройства для прослушки, включая скрытые микрофоны, диктофоны, а также GSM- или VoIP-модули для перехвата звонков и сообщений. Под это определение подпадают также устройства для наблюдения: мини-камеры, встроенные в предметы, IP-камеры с удаленным доступом, дроны и робототехника для скрытой съемки, считает эксперт.
Помимо этого, под регулирование попадают устройства и сенсоры для анализа данных, в том числе GPS-трекеры, системы перехвата информации с компьютеров и сетей, а также биометрические датчики, отметил Бедеров. Проект затрагивает и программные решения, такие как софт для удаленного доступа к устройствам, перехвата и анализа переписки, звонков и логов сетей, а также алгоритмы распознавания лиц и речи, заявил он.
По мнению Бедерова, формальной и главной целью, которую заявят официально, станет усиление контроля за оборотом средств, которые могут использоваться для шпионажа, негласного сбора информации и противозаконной деятельности. Эксперт полагает, что основным критерием станет предназначение устройства, которое ФСБ будет трактовать самостоятельно, а не форма хранения данных.
Адвокат Станислав Селезнев сообщил «Ведомостям», что частные лица и компании и сейчас имеют минимальные возможности для взаимодействия с таким оборудованием без риска уголовного преследования по статье 138.1 Уголовного кодекса (незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации).
Любое использование подобных средств без разрешения может квалифицироваться как нарушение, в связи с чем частные лица ограничены в их задействовании, пояснил он. Селезнев указал, что предлагаемый порядок заметно расширяет перечень «контролируемого оборудования».
Ранее, в сентябре, ФСБ разработала проект постановления правительства, который предусматривает участие ее СИЗО в системе пробации и профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Эксперты связали это с ростом числа подростков, обвиненных в диверсиях и терактах. В июле Владимир Путин подписал закон, который наделяет ФСБ правом создания собственных СИЗО для обвиняемых и подозреваемых в преступлениях, подследственных спецслужбе.
