Россияне стали чаще покупать с иностранных IP-адресов на фоне сбоев мессенджеров

Во время ограничений в работе иностранных мессенджеров Telegram и WhatsАpp на прошлой неделе был зафиксирован резкий всплеск покупок на сайтах онлайн-ретейлеров с иностранных IP-адресов. Об этом Forbes рассказали в компании — разработчике защиты от DDoS-атак и ботов Servicepipe. Компания основывается на данных трафика своих клиентов, среди которых несколько крупных онлайн-ретейлеров и маркетплейсов. Связано это с тем, что при ограниченной работе мессенджеров пользователи пользуются средствами обхода ограничений, при покупках на сайтах онлайн отображается всплеск покупок с иностранных IP-адресов.
20-23 октября в России наблюдались сбои в работе двух популярных мессенджеров — Telegram и WhatsApp. Больше всего на проблемы жаловались жители Краснодарского края и Ростовской области.
Роскомнадзор 22 октября пояснил, что принимает меры по частичному ограничению работы Telegram и WhatsApp в целях противодействия преступникам. «По данным правоохранительных органов и многочисленных обращений граждан, иностранные мессенджеры Telegram и WhatsApp стали основными сервисами, используемыми для обмана и вымогательства денег, вовлечения в диверсионную и террористическую деятельность российских граждан. Неоднократно направлявшиеся требования о принятии мер противодействия владельцами мессенджеров проигнорированы», — рассказали в службе.
Летом Forbes писал о том, что доля зарубежного трафика в российских сетях за последний год выросла примерно на 15–25%, такую оценку дали операторы связи и точки обмена трафиком.
В Servicepipe 22 октября зафиксировали рост количества легитимного иностранного трафика у ряда клиентов компании до 40%, если сравнивать с предыдущими днями. А 23 октября количество легитимных пользователей, заходящих с иностранных IP-адресов несколько снизилось, но превышало средние показатели на треть.
Руководитель аналитического отдела Servicepipe Антон Чемякин предполагает, что это может быть связано с использованием отдельными пользователями средств анонимизации в интернете. «Люди, которые пытались сделать покупки с иностранных IP-адресов могли столкнуться с недоступностью сервисов, потому что до сих пор на многих онлайн-ресурсах настроена жесткая фильтрация по геолокации пользователя — вплоть до блокировок всего нероссийского и небелорусского трафика. Такая система защиты в текущей ситуации может ограничивать доступ и для реальных покупателей, которые для себя решили использовать средства анонимизации для корректной работы мессенджеров», — пояснил он.
По словам Антона Чемякина, интернет-ретейлеры, использующие этот способ защиты, могут терять клиентов. «В результате при попытке зайти на онлайн‑площадку запрос приходит из‑за рубежа и сервис автоматически отклоняет соединение, а покупатель вместо отключения средств анонимизации просто уходит на сайт другого игрока. Если тренд на активное использование таких инструментов сохранится, то потери могут стать чувствительными, особенно в период сезона распродаж», — предупредил он. Эксперты компании рекомендуют операторам сайтов и интернет‑магазинов пересмотреть настройки фильтрации трафика — переходить от однозначной блокировки «по стране IP» к более гибкому анализу поведения пользователей.
