Извне и внутри: «Яндекс» предложил бизнесу делать ИИ-агентов для поиска в интернете

Агент в активном поиске
Подразделение Yandex B2B Tech, объединяющее разработки и услуги для корпоративных пользователей, запустило AI Search — технологию, которая позволит бизнесу создавать своих ИИ-агентов на базе поиска «Яндекса», рассказали Forbes в компании. Они смогут составить ответ из нескольких источников и использовать его в корпоративных системах и приложениях. Таким образом, бизнес сможет обеспечить своим сотрудникам доступ к актуальной и релевантной информации — например, для финансового анализа рынка, оперативного мониторинга новостей и маркетинговых исследований.
AI Search поможет компаниям настроить ответы ИИ-агента, чтобы результаты поиска были более точными, актуальными и проверяемыми, поясняют в «Яндексе». Технология позволяет искать информацию с учетом фильтров по языку, региону и конкретным сайтам. При этом агент будет использовать весь релевантный контент с веб-страниц и сможет подтвердить ответ ссылками на первоисточник. Также пользователь сможет выбрать модель для генерации ответа, задать промпт и строгий формат ответа, настроить приоритет источников информации, перечисляют в «Яндексе», а бизнес сможет выбрать, как использовать полученные данные — например, занести их в отчет или базу знаний.
Таким образом, ИИ-агенты могут комбинировать поиск по интернету и по внутренним источникам информации. Это позволяет искать информацию по тысячам загруженных в него материалов, в том числе документам, презентациям, pdf-файлам и другим форматам. «Поиск по интернету — один из самых распространенных сценариев использования ИИ-помощников для решения личных задач. Но мы также видим большой спрос на аналогичные решения для бизнеса», — подчеркивает руководитель платформы Yandex AI Studio в Yandex B2B Tech Артур Самигуллин.
В будущем компания планирует добавить в AI Search возможность поиска по аудио- и видеоматериалам, сообщили в Yandex B2B Tech: «Пользователь сможет найти нужную информацию среди записей онлайн-встреч, образовательных курсов и других рабочих материалов».
«Стоимость использования ИИ-агента складывается из потребления нейросети, на базе которой он работает, и тарификации конкретных инструментов, — отвечают в «Яндексе» на вопрос о монетизации сервиса и ее модели. — В рамках AI Search поиск по интернету стоит 90 копеек за один запрос, поиск по файлам не тарифицируется. Стоимость потребления нейросетей у каждой модели разная». Так, поисковый агент с подключенным AI Search на базе Qwen3-235b будет стоить 0,5 рубля за 1000 токенов за потребление модели и еще по 90 копеек за каждый запрос в поиск, приводят там пример.
Согласно данным отчетности «Яндекса» за III квартал этого года, выручка направления «Б2Б Тех» выросла на 47%, до 12,4 млрд рублей, за девять месяцев 2025 года — и вовсе на 51%, до 34,2 млрд рублей. При этом прибыльность бизнеса тоже растет: так, рентабельность скорректированного показателя EBITDA за июль-сентябрь 2025 года увеличилась на 5,2 п.п., до 17,4%, а за девять месяцев этого года — на 8,4 п.п., до 19,1%.
По оценкам IMARC Group, в 2024 году объем рынка корпоративного поиска достиг $6,12 млрд, к 2033 году он вырастет до $13,97 млрд. Ранее в ноябре в «Яндексе» указывали, что нейросеть «Алиса» от компании в чате обращается к поиску «Яндекса» в 60% ответов.
«Считаные единицы»
В том, чтобы сделать и предложить рынку подобный продукт, у «Яндекса» очевидное преимущество — в России никто такое не делает, так как для этого нужен свой индекс интернета, поясняют аналитики. «Да и в мире тоже таких компаний меньше десятка: помимо OpenAI и Perplexity, самые крупные — это Google Gemini и Anthropic, — рассуждает эксперт в области машинного обучения и ИИ Иван Серов. — Сейчас много кто делает только RAG-ассистентов (Retrieval Augmented Generation — генерация, дополненная поиском) — нейросети плюс поиск по PDF, Notion и CRM, этим занимается половина рынка. Но это не веб-поиск и не масштабируемый поиск плюс ранжирование и краулинг. Вряд ли в ближайшее время у «Яндекса» появится конкурент на российском рынке».
Таких поисковых машин в мире считаные единицы, и именно они способны строить поверх поиска сложные корпоративные решения, согласен партнер, руководитель практики ИИ и высоких технологий в «Яков и Партнеры» Максим Болотских. Поэтому возможность создать собственного агента «поверх» поисковой технологии — «вещь стратегически важная и довольно уникальная», считает он.
Это действительно класс технологий, который пока доступен лишь очень ограниченному числу игроков, у которых есть собственный высококачественный поисковый индекс и инфраструктура, резюмирует Болотских.
Ответ на фундаментальный сдвиг
Большинству компаний сегодня критично получать релевантную и актуальную информацию — для финансовых аналитиков, аудиторов, исследовательских подразделений, маркетинга, перечисляет Болотских. «Но еще важнее не просто найти, а автоматизировать сбор и обработку наиболее релевантных данных и при этом контролировать их точность и возможность проверки. Это ключевая ценность, на которой сейчас строится корпоративное применение ИИ», — полагает он.
AI Search как раз закрывает этот разрыв, продолжает Болотских. Бизнес может:
- выбрать сайты, на которых искать или не искать информацию;
- объединить поиск по интернету со своими документами и файлами;
- собрать все в нужном формате ответа;
- встроить результат прямо в корпоративные процессы и системы.
«Для понимания масштаба: по нашим данным, до 40% всех запросов к корпоративным GenAI-ассистентам — это поиск фактуры, мониторинг рынка, подготовка сводок, верификация данных. Это один из самых быстрорастущих сегментов корпоративного ИИ», — говорит Максим Болотских. До появления такой технологии у «Яндекса» бизнесу приходилось либо покупать западные SaaS, которые теперь недоступны, либо делать самодельные краулеры (дорого и плохо), либо использовать «тупой» поиск по документам без реального поиска в вебе (ограниченно и быстро устаревает), размышляет Серов: «Сейчас это все будет проще».
Сооснователь ИИ-интегратора Metalab Сергей Батулин называет AI Search «стратегическим ответом» на фундаментальный сдвиг на рынке поиска. «Традиционные поисковики — такие как «Яндекс» и Google, чья бизнес-модель построена на рекламе, — столкнулись с «надломом». Пользователи все чаще обращаются за информацией не в поисковую строку, а к большим языковым моделям вроде ChatGPT и Perplexity, что напрямую угрожает доходам поисковых гигантов», — констатирует Батулин. В этой ситуации «Яндекс», по его мнению, не просто защищается, а контратакует, предлагая рынку нечто большее, чем просто поиск: вместо того чтобы терять клиентов, уходящих в сторонние сервисы, компания стремится вернуть их, предоставив инструмент для создания собственных поисковых решений, интегрированных непосредственно в бизнес-процессы.
«Ключевое преимущество, которое предлагает «Яндекс» — глубокая кастомизация, — подчеркивает Сергей Батулин. — В отличие от стандартных ИИ-поисковиков, здесь бизнес получает полный контроль: он может сам определять, на каких сайтах и документах обучать агента, в каком формате получать ответ и как использовать результат. Это именно тот тренд, в сторону которого движется весь рынок — «все бегут туда, куда надо бежать». «Яндекс» стремится возглавить это движение».
Что может пойти не так
Руководитель genAI-проектов Just AI Андрей Грабарник обращает, впрочем, внимание на то, что «звучит красиво, но пока мало конкретики». «Достаточно спорным», по его словам, выглядит тезис, что «такие технологии есть только у OpenAI и Perplexity».
«Это все же не совсем так — гибридный поиск, кастомные ранкеры, агрегация контента и собственные агенты уже реализуются в enterprise-решениях, просто не на уровне национального поисковика, — замечает Грабарник. — Например, такие решения есть внутри нашего продукта — Jay CoPilot, причем не только общего вида (агенты для поиска в интернете и агрегации информации), но и узкоспециализированные. Пример: AI-помощник отдела продаж, который собирает информацию по клиентам в интернете и готовит для них персонализированные коммерческие предложения на основе внутренних знаний компании». Уникальной может быть только глубина интеграции с поисковым индексом «Яндекса», но пока не ясно, какой эффект это реально может дать бизнесу, считает эксперт.
