Держи обман шире: как власти боролись с мошенниками в 2025 году

Пакеты с пакетами
В 2025 году власти в лице регуляторов и правительства активно боролись с телефонным и интернет-мошенничеством с помощью поправок в законодательство, предусматривающих целый набор мер. Так, был принят и уже вступил в силу первый пакет из 30 соответствующих инициатив. Этого оказалось мало: разработан и еще один, уже второй, пакет антифрод-мер, куда вошло уже около 20 инициатив. Несмотря на то что пока еще он не принят, власти уже обещают новый список.
Первый пакет антифрод-мер был официально опубликован 1 апреля, большая часть его норм вступила в силу 1 июня. Прежде всего он предполагает создание государственной информационной системы (ГИС) «Антифрод». Эта ГИС должна стать платформой, на которой банки, операторы и власти будут обмениваться информацией о случаях телефонных и интернет-мошенничеств. По плану ГИС «Антифрод» должна заработать к марту 2026 года.
Документ включает в себя такие меры, как возможность установить самозапрет на портале «Госуслуг» на покупку сим-карт через интернет, а также запреты на получение международных и массовых вызовов — абонент сначала должен изъявить свое согласие на их получение. Также можно отказаться от смс-рассылок и спам-звонков, введена маркировка звонков от бизнеса: при получении вызова на экране телефона должна отображаться информация о том, кто именно звонит.
Есть в нем и запрет на передачу сим-карт третьим лицам, исключение сделано только для близких родственников. Также закон запрещает использование иностранных мессенджеров для общения представителей банков, операторов связи и маркетплейсов со своими клиентами.
Законопроект был принят быстро, не все его нормы были проработаны детально, указывали эксперты. В частности, требование блокировать массовые вызовы привело к резкому падению объемов звонков и смс-сообщений банков своим клиентам. Есть свои проблемы и у маркировки звонков: бизнес уже жаловался на снижение эффективности коммуникации с клиентами. Да и далеко не все вызовы получается промаркировать.
Второй пакет антифрод-мер Минцифры представило в конце августа. В нем прописана обязанность операторов маркировать все звонки с иностранных сим-карт. Операторы также будут обязаны помечать и все звонки от юридических лиц и ИП. Абоненты смогут блокировать входящие звонки с иностранных номеров — для этого потребуется установить самозапрет.
Указано также, что восстановить скомпрометированный мошенниками аккаунт на портале «Госуслуги» можно будет лично в МФЦ, а удаленно — при помощи биометрии, банковского приложения или нацмессенджера Max. Правительство определит случаи, в которых можно будет использовать только один из перечисленных способов.
Мобильные операторы должны создать собственные базы IMEI (International Mobile Equipment Identity — международный идентификатор мобильного устройства) своих абонентов и обмениваться сведениями с центральной базой. Обмен, согласно документу, будет бесплатным для всех сторон. Кроме того, прописан запрет на программное изменение IMEI, например, с помощью перепрошивки устройства. А покупатели телефонов должны будут зарегистрировать их в базе и сообщить оператору в случае передачи устройства.
Все ли флаги в гости будут
Новые правила действуют не только для россиян. С самого начала 2025 года вступил в силу обновленный порядок заключения договоров с операторами связи для иностранцев: чтобы купить сим-карту, им необходимо сдать свои биометрические данные. Но это оказалось сделать не так просто. Чтобы сдать биометрию, необходимо зарегистрироваться на портале «Госуслуг», а для этого нужно иметь страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).
Иностранные граждане столкнулись с трудностями в оформлении всех необходимых документов. Процесс регистрации сим-карт занимал по пять-семь дней и часто требовал повторных попыток, если на каком-то этапе возникали ошибки. Больше трети из тех иностранцев, кто попытался оформить российскую сим-карту, не проходят весь этот путь до конца, оценивали в МТС в октябре.
Новые требования привели к радикальному падению продаж сим-карт иностранцам в начале года — более чем на 90%. По данным операторов за первые три квартала, количество иностранцев, которые покупают российские сим-карты, упало в пять раз, до менее чем 3 млн, если сравнивать с первыми девятью месяцами 2024 года.
Под предлогом борьбы с мошенниками в августе власти ограничили звонки через два самых популярных мессенджера — Telegram и WhatsApp (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена). В Роскомнадзоре тогда пояснили, что это решение принято для борьбы с мошенниками, которые звонят россиянам через иностранные мессенджеры, чтобы обманывать их и вымогать деньги, а также вовлекать «в диверсионную и террористическую деятельность». После того, как в конце ноября начались перебои в работе WhatsApp, Роскомнадзор сообщил, что «последовательно вводит ограничительные меры в отношении мессенджера в России из-за нарушения законодательства» и продолжит это делать в дальнейшем. Стало ясно, что блокировка WhatsApp в России — дело времени. Во всяком случае, действия Роскомнадзора уже отточены и неоднократно протестированы: в начале декабря служба ограничила доступ к популярной среди детей и подростков игровой платформе Roblox, на следующий день под блокировку попал и Facetime, а позже и Snapchat.
Перелома не случилось
Второй пакет поправок, направленный на борьбу с мошенничеством, еще дорабатывается, завершенного документа пока нет, констатирует генеральный директор Института исследований интернета Карен Казарян. ГИС «Антифрод», создание которой предусмотрено первым пакетом, по его мнению, может быть полезна для борьбы с мошенничеством, однако эффективность платформы будет зависеть от того, как именно будет реализован этот проект. ГИС должна обеспечить обмен банков и операторов связи информацией о мошенниках, пояснил эксперт. «Это может помочь в борьбе с ними, однако взаимодействие между сторонами необходимо предельно четко прописать», — заключил Казарян.
При этом пока кардинально изменить ситуацию с потерями от телефонного мошенничества не удается. Об этом, в частности, в рамках SOC форума в ноябре заявил заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов. «Несмотря на меры, которые беспрецедентным образом и правительство, и спецслужбы, и мы все с вами принимаем, коренным образом перелома не произошло, — признавал он. — Наша статистика говорит о том, что не менее 300 млрд рублей у россиян было потеряно по итогам 2024 года. Мы очень надеялись на то, что <…> будем эту статистику ломать. Тем не менее мы прогнозируем к концу года рост на 15–20% по потерям россиян по направлению телефонного мошенничества».
Впрочем, президенту кладут на стол папки, похоже, с несколько другими данными. Предпринятые меры по борьбе с мошенничеством сработали, заявил Владимир Путин в ходе итоговой пресс-конференции 19 декабря. Количество преступлений сократилось на 7%, а ущерб — на 33%, сообщил президент, сославшись на данные МВД. «Но хотел бы обратиться к гражданам страны, мошенничество никуда не делось. Как только с вами кто бы то ни было, каким бы голосом ни заговорил (учитывая ИИ, это вообще опасно) о деньгах — сразу кладите трубку», — дал он простой совет.
По данным сервиса Kaspersky Who Calls «Лаборатории Касперского», в III квартале 2025 года 61% россиян столкнулись со звонками с подозрением на мошенничество с неизвестных номеров, это на 22% больше, если сравнивать с аналогичным периодом 2024 года.
«Борьба брони и снаряда»
Любая техническая мера борьбы с мошенниками всегда дает положительный эффект, но, увы, часто кратковременный, подчеркивает бизнес-консультант по ИБ Positive Technologies Алексей Лукацкий. По его словам, это связано не с неэффективностью самой меры, а с тем, что невозможно решить психологическую задачу техническими мерами. «Мошенники ловят своих жертв на эмоциональные крючки — страх, любопытство, раздражение и т.д. Ни одна техническая мера не может этому воспрепятствовать», — рассуждает Лукацкий.
Блокировки иностранных мессенджеров вообще мало связаны с борьбой с мошенничеством, так как для киберпреступников нет разницы, какой канал коммуникаций использовать для общения со своими жертвами — телефон, российский или зарубежный мессенджер, почтовое отправление, соцсети и т.д., продолжает Алексей Лукацкий. Бороться, по его мнению, надо не с каналами, а повышать уровень критического мышления граждан через повсеместное повышение их осведомленности, используя как СМИ и бегущие строки в общественном транспорте, так и обучение в школах и лекции в собесах.
«Кроме того, надо бить по целям самих мошенников, то есть по способам их монетизации. С этой точки зрения неплохо выглядит самозапрет на выдачу кредитов гражданами. Но надо признать, что злоумышленники адаптируются ко всем мерам борьбы с ними. Поэтому эта «борьба брони и снаряда» должна продолжаться, но продуманными методами. Иначе очередные запреты и ограничения окончательно убьют все бизнес-инициативы или сделают их экономически невыгодными, что приведет в первую очередь к снижению бизнес-активности», — заключил эксперт.
