К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Интернет на все деньги: зачем операторы связи вернули безлимитные тарифы

Фото Олега Елкова / ТАСС
Фото Олега Елкова / ТАСС
Операторы «большой четверки» (МТС, «Мегафон», Билайн, Т2) с осени начали снова предлагать безлимитные мобильные тарифы для частных или корпоративных клиентов. Сами операторы говорят, что на такие тарифы сейчас приходится большинство новых подключений. По мнению экспертов, причина — в обострившейся конкуренции за новых абонентов с банковскими операторами, безлимиты же позволяют привлечь новых пользователей. При этом отключения интернета по всей стране привели к тому, что прироста мобильного трафика в этом году не было, и поэтому у операторов нет необходимости экономить емкость сетей, как это было раньше

Флагманское предложение

Операторы «большой четверки» с осени начали запускать уже немного позабытые тарифы с безлимитным мобильным интернетом, обратил внимание Forbes. Так, 3 сентября Т2 обновил тарифы «Хватит!» и Black, добавив в них бесплатную опцию с безлимитным мобильным интернетом. После оператор добавил безлимитный интернет и в тариф Premium.

«Мегафон» 2 октября запустил акцию для новых корпоративных клиентов, подключивших тариф «Управляй! Менеджер», в рамках которой оператор предоставляет безлимитный интернет. 20 октября оператор расширил действие акции еще на два тарифа — «Управляй! Руководитель» и «Управляй! Директор». МТС 20 ноября запустил тариф Red под лозунгом «Полный безлимит» для новых абонентов. «Вымпелком» (бренд Билайн) в декабре представил тариф «Безлимитное решение» для корпоративных клиентов.

Red сейчас наиболее популярный тариф в портфеле компании, рассказали в МТС: его доля в продажах составляет 60% от всех тарифов, предлагаемых абонентам. «Этот показатель подтверждает, что безлимитный интернет и набор сервисов, защищающих приватность и безопасность абонентов в сети, востребованы у аудитории», — добавили в компании.

 

В «Мегафоне» сообщили, что линейка «Управляй!» — самый популярный корпоративный тариф, на него приходится более половины B2B-подключений.

В «Вымпелкоме» (бренд Билайн) рассказали, что наибольшим спросом среди корпоративных клиентов пользуется тариф «Безлимитное решение» с безлимитным интернетом и абонентской платой в 500 рублей. Наиболее часто им пользуются клиенты из малого и среднего бизнеса, добавили в компании.

 

Безлимиты пользуются большой популярностью у абонентов, а операторский рынок высококонкурентен, поэтому действия одного игрока сопровождаются запуском ответных предложений, поясняют в Т2: «Наше обновление тарифной линейки — необходимое для балансировки рынка явление. «Хватит!» — сейчас флагманский продукт оператора, и большинство новых подключений приходится именно на него».

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

«Аттракцион неслыханной щедрости»

В 2025 году виртуальные операторы связи начали демпинговать, предлагая базовые услуги по заниженным тарифам, а также наполнять собственные тарифы большими объемами опций, рассуждает источник на телекоммуникационном рынке.

Это приносит плоды. По данным TelecomDaily, количество абонентов MVNO в России на конец первого полугодия 2025-го достигло 21 млн, это на 58% больше, чем годом ранее, а к концу этого года число абонентов, использующих сим-карты виртуальных операторов, увеличится до 23,4 млн. Таким образом, за последние пять лет этот показатель вырастет почти в 3,5 раза.

 

В ответ на это классические операторы стали наполнять собственные тарифы большим объемом опций: безлимитным интернетом, дополнительными экосистемными предложениями, скидками на новые высокотехнологические телекоммуникационные функции, перечисляет собеседник Forbes.

«Мобильные операторы вернулись к теме безлимитного интернета по-разному и ситуативно. Например, МТС декларирует безлимит в обновленном тарифе Red, но на деле это приветственная опция на первый месяц — далее объем трафика ограничен 50 Гб. «Мегафон» предложил безлимитный интернет только на корпоративных тарифах, — обращает внимание партнер Comnews Research Леонид Коник. — А вот Т2 вывел на рынок тарифы с полноценным безлимитом, акционной ценой 390 рублей вместо 800 рублей в месяц и гарантией ее сохранения до 2027 года».

Возможно, причина в пошатнувшемся доверии пользователей из-за периодических отключений мобильного интернета или просто в понимании оператора, что из-за них пользователь и так много не скачает, предполагает Коник. «А может быть, «аттракцион неслыханной щедрости» связан с тем, что на рынке оказалось много сотовых абонентов, отключенных в том числе из-за превышения лимита сим-карт в 20 штук – за такой слой клиентов стоит побиться», — считает эксперт.

Кроме того, с учетом замедления YouTube и отключений мобильного интернета нагрузка на беспроводные сети передачи данных явно снизились, а трафик при этом не вырос, заключил эксперт.

Народный интернет

Операторы стали выводить безлимитные тарифы из обращения с 2021 года. Тогда средняя скорость мобильной передачи данных в сетях LTE снизилась впервые за десять лет с момента их запуска в России в 2011-2012 годах — до 21,7 Мб/с, следовало из данных TelecomDaily. Эксперты объясняли стагнацию скоростей тем, что модернизация и развитие сетей не успевают за увеличением нагрузки — объем трафика в мобильных сетях за год со II квартала 2020 года по II квартал 2021-го вырос на 30%, а за два года — более чем на 110%.

 

«Операторы перестали поспевать за ростом трафика. Тогда в мире проблему решали, начав запускать сети 5G NSA (non-standalone переходный подход к развертыванию сетей 5G, использующий инфраструктуру 4G LTE для поддержки услуг связи «пятого поколения»), что позволяло быстро наращивать емкость, нашим же операторам это оказалось недоступно», — объясняет аналитик TelecomDaily Илья Шатилин.

На рынке мобильной связи периодически идут ценовые войны, новая началась в III квартале этого года, рассуждает гендиректор «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов. Одним из инструментов такой войны является предложение все еще ключевого сервиса — мобильного интернета в безлимитном формате, добавил он. Несколько лет безлимит на мобильный интернет, по его словам, оставался только в некоторых в премиальных тарифах, а сейчас его вновь делают «народным». «Оператор таким образом может решить оперативную задачу набора абонентской базы. Однако если конкуренты на это отвечают, в проигрыше в итоге с большой вероятностью оказываются все игроки рынка», — считает аналитик.

Сейчас такие тарифы позволяют «большой четверке» отстроиться от виртуальных операторов с их демпинговыми предложениями, полагает Шатилин. Кроме того, почти остановился естественный прирост мобильного трафика, напоминает он: «В такой ситуации операторам нет необходимости экономить емкость сетей, как это было раньше. К тому же сети операторы строят и расширяют, и вопросы с оборудованием не стоят уже так остро, как в 2022-2023 годах».

Несмотря на активное промо, объемы мобильного трафика за счет появления безлимитных предложений не вырастут значительно, поскольку большинство таких тарифов на практике имеют скрытые ограничения: использование только в смартфоне, снижение скорости после достижения некоего порога или в часы пик, а также блокировка определенных видов трафика (например, для раздачи интернета на другие устройства), обращает внимание Шатилин. «Физически» трудно израсходовать больше, чем несколько десятков гигабайт в месяц. Конечно, есть продвинутые абоненты, использующие такие безлимиты в качестве домашнего или офисного интернета по «модемным» сценариям и обходящие ограничения, но их немного», — заключил он.

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+