Частным образом: закупки VPN-сервисов в госсекторе растут

Эффект отложенного спроса
В 2025 году госсектор и бизнес приобретал больше VPN (virtual private network, виртуальная частная сеть — обобщенное название технологий, позволяющих обеспечить одно или несколько сетевых соединений поверх чьей-либо другой сети) — количество закупок увеличилось, подсчитали эксперты «Контур.Эгиды» и Staffcop (входят в состав «СКБ Контур»). С их данными ознакомился Forbes.
Аналитики исследовали закупки в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. Первый предполагает жестко регламентированные закупки для органов власти и бюджетных учреждений, фиксированные процедуры, строгие требования к участникам, высокую прозрачность и контроль. Второй — более гибкий режим для госкорпораций и компаний с госучастием: заказчик сам устанавливает правила в своем положении о закупках, форматы процедур и критерии отбора.
Согласно результатам поиска по всем вариациям названия технологии VPN, всего в 2025 году состоялось 10 300 завершенных закупок VPN — это на 18,5% больше, чем в 2024-м. При этом общий объем заключенных контрактов сократился на 25,9%, до 24,43 млрд рублей, а средняя начальная максимальная цена контракта в 2025 году упала на 38% и составила 2,44 млн рублей.
Примечательно, что в 2025 году на VPN госсектор направил намного меньше средств, чем в 2024-м. Так, по 44-ФЗ проведено 4300 процедур на 19,87 млрд рублей. Для сравнения: в 2024 году объем закупок составил 29,18 млрд рублей, а всего было завершено 4100 процедур. В рамках 44-ФЗ делают закупки министерства, ведомства, региональные и муниципальные структуры, школы, вузы, больницы.
Сумма закупок в рамках 223-ФЗ в 2025 году выросла на 32%, до 3,28 млрд рублей. При этом количество закупок увеличилось не сильно — с 468 до 532.
В «СКБ Контур» отмечают, что часть закупок VPN ушла в закрытый режим — на специализированные электронные площадки. Это в том числе снизило видимый объем рынка в открытых сегментах госсектора, делятся наблюдениями в компании.
Бизнес закупает VPN на меньшие суммы: в 2025 году было 1000 коммерческих закупок на сумму 791 млн рублей. Число малых закупок выросло с 3400 до 4500, а их общая сумма — с 345 млн до 482 млн рублей. Средняя сумма таких закупок — около 100 000 рублей.
По оценке экспертов «СКБ Контур», снижение совокупного объема закупок VPN при росте числа процедур во многом связано с эффектом отложенного спроса. «Значительная часть крупных заказчиков закрыла потребности в VPN-инфраструктуре, заключив контракты сразу на несколько лет, что сократило потребность в новых крупных закупках в 2025 году», — указывают они.
Министерства, ведомства, региональные и муниципальные структуры, школы, вузы, больницы закупают VPN для защищенного доступа к государственным системам, соединения филиалов и удаленной работы сотрудников, поясняют в «СКБ Контур». Госкорпорациям и крупным компаниям с распределенной инфраструктурой VPN нужны для объединения сетей объектов, удаленного доступа персонала и защиты корпоративных IT-ресурсов, добавляют там. «В обоих сегментах VPN — это базовая инфраструктурная технология для безопасной передачи данных и управления распределенными системами», — заключают в «СКБ Контур».
Связь между филиалами
Крупные организации, уже внедрившие комплексные и дорогостоящие VPN-платформы, сокращают объем новых закупок, и спрос смещается в сторону малого и среднего бизнеса, поясняет замруководителя продуктовой группы «Контур.Эгида» и Staffcop Юрий Драченин. «Это усиливает ценовую конкуренцию и приводит к снижению средней стоимости контрактов при росте количества процедур», — констатирует он.
VPN для бизнеса и госсектора — совсем не то же самое, что потребительские сервисы, которые могут использовать частные лица, например для анонимизации, обращает внимание директор по клиентской безопасности Selectel Денис Полянский: «Это принципиально разные инструменты с разными задачами и технологической реализацией». По его словам, корпоративные VPN традиционно используются для построения сетевой инфраструктуры распределенных организаций.
«Типичный пример — компания с несколькими филиалами или удаленными офисами, которым нужна защищенная связь с головным офисом и доступ к внутренним ресурсам. То же касается облачной и мультиоблачной инфраструктуры: когда данные и IT-сервисы размещены у разных провайдеров, такой VPN обеспечивает безопасную передачу трафика между ними», — говорит Полянский.
Корпоративные заказчики чаще всего используют VPN для подключения к внутренним системам с доступом к конфиденциальной информации, замечает директор по развитию продаж K2 Cloud Никита Васильев. «Вероятно, в 2022–2023 годах компании сделали массовую закупку, но так как срок службы этих систем довольно долгий, наблюдается снижение спроса в 2025 году», — пояснил он.
Безопасные каналы
В общем смысле термин VPN обозначает технологию, которая позволяет на основе публичной сети построить безопасное взаимодействие сетевых устройств, подчеркивают в ГК «Солар». «Госструктуры и организации на базе технологии VPN выстраивают свои защищенные корпоративные сети, и сотрудники могут ими пользоваться, находясь в разных городах», — добавили в компании.
Бизнес и госсектор используют VPN для организации безопасных каналов связи между несколькими площадками, создавая виртуальную частную сеть без необходимости прокладывать физические коммуникации на сотни километров, говорит руководитель центра сервисов кибербезопасности RED Security Андрей Дугин. По его словам, VPN можно организовать через интернет с использованием шифрования либо в виде выделенного канала от интернет-провайдера: «Таким образом, обеспечивается защита от перехвата и модификации информации, циркулирующей между площадками, и «несмешиваемость» трафика с другими клиентами. Также есть требования регуляторов по защите трафика с помощью отечественных алгоритмов шифрования».
«Под термином VPN могут пониматься как привычные нам VPN на базе средств криптографической защиты информации (СКЗИ), сертифицированные ФСБ, применение которых обязательно для использования госорганами и зачастую госкорпорациями. Также это могут быть VPN-сервисы от операторов связи, в том числе включаемые в стоимость услуг связи, — размышляет бизнес-консультант по ИБ Positive Technologies Алексей Лукацкий. — А вот бизнес часто использует решения, встроенные, например, в межсетевые экраны или в сетевое оборудование (маршрутизаторы). В этом случае VPN-функциональность не будет проходить по официальным закупкам, будучи включенной в стоимость всего устройства», — добавил он.
По данным «Мегафона», федеральный сегмент государственных заказчиков прирастает на 5% год к году. Большинство ведомств уже внедрили VPN-инфраструктуру, поэтому текущие закупки направлены на расширение — увеличение количества портов и пропускной способности сети, добавили в компании. При этом, по данным оператора, среди региональных ведомств прирост закупок VPN доходит до 30% в зависимости от субъекта. Это обусловлено трендом на цифровизацию госуправления и реализацией проектов «умных и безопасных городов», пояснили в компании.
