К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

 

Топ-6 стратегических бомбардировщиков: B-2 Spirit против Ту-160

Все лучшие стратегические бомбардировщики мира стоят на вооружении либо России,  либо США 

Стратегическая авиация является одним из трех основных средств ядерного сдерживания наряду с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) наземного базирования и атомными подлодками-ракетоносцами. Главные преимущества авиации — это возможность ее многократного применения, в отличие от ракетного оружия, и больший уровень контроля — бомбардировщик всегда можно отозвать или же изменить его полетное задание и цели.  МБР же после запуска уже неминуемо летит к цели.  Из недостатков бомбардировщиков стоит отметить заметно более низкое время реакции — если МБР летит до цели всего 30 минут,  а предстартовая подготовка занимает не более 5 минут,  то бомбардировщику нужны часы  для полета к цели, при этом заметная часть самолетов может быть уничтожена ударом тех же МБР на аэродроме. Тем не менее многофункциональность современных стратегических бомбардировщиков позволяет применять их и в неядерной войне в рамках локальных конфликтов.

Ту-160«Белый лебедь»
Дмитрия Рогулина·ТАСС

Ту-160«Белый лебедь»

Наиболее современный российский бомбардировщик — Ту-160 «Белый лебедь» (Blackjack по классификации НАТО). Он был принят на вооружение в 1987 году. Этот сверхзвуковой бомбардировщик является самым тяжелым военным самолетом в мире, а также имеет самую большую боевую нагрузку (45 тонн). Максимальная взлетная масса бомбардировщика составляет 275 тонн, а практическая дальность полета без дозаправки в воздухе составляет 12 300 километров (а с дозаправками она фактически неограниченна). Максимальная скорость полета Ту-160 составляет 2200 км/ч (2,08 скорости звука), при этом угол стреловидности крыльев бомбардировщика меняется в зависимости от режима полета. «Изюминка» Ту-160 – это вооружение, которые несет бомбардировщик. Речь идет о стратегических крылатых ракетах Х-55СМ и новейших Х-102. Х-55СМ позволяет поражать цели на максимальной дальности 3500 км от самолета-носителя, а Х-102 – на дальности до 5500 км. При этом мощность ядерных боеголовок, которые несут эти ракеты, составляет 200 и 250 килотонн соответственно. Всего же Ту-160 может брать за один вылет 12 крылатых ракет. Эти крылатые ракеты имеются и в неядерном, высокоточном исполнении – Х-555 и Х-101 были успешно применены в Сирии. Понятно, что средств, способных обнаружить и уничтожить самолет на расстоянии 3500 км, а уж тем более 5500 км не существует, поэтому боевой потенциал Ту-160 огромен, в связи с чем, он и занимает первое место в рейтинге. На данный момент в составе ВКС РФ имеется 16 таких бомбардировщиков, к середине 2020-х годов планируется возобновление производства глубоко модернизированной версии самолета – Ту-160М2.

B-2 Spirit
REUTERS·Nick Wilson·U.S. Air Force·Handout

B-2 Spirit

Американский стратегический бомбардировщик B-2 Spirit однозначно можно назвать самым технологичным в мире. Самолет сделан по схеме «летающее крыло» и покрыт специальным радиопоглощающим веществом,  что позволяет сильно уменьшить его заметность для радиолокационных станций противника (технология Stealth). Самолет был принят на вооружение ВВС США в 1997 году, на данный момент в строю имеется 20 таких бомбардировщиков. Техническая сложность и небольшое количество выпущенных бортов сделали B-2 самым дорогим самолетом в мире – один бомбардировщик с учетом затрат на разработку стоит $2,1 млрд.

Тем не менее, несмотря на всю свою сложность и технологичность, в качестве стратегического бомбардировщика и средства ядерного сдерживания B-2 не очень силен. Все дело в том, что основным вооружением B-2 являются свободнопадающие ядерные и неядерные бомбы, а не крылатые ракеты. Это значит, что самолет должен подлететь непосредственно к цели. Во-первых, это занимает больше времени (особенно учитывая, что самолет не является сверхзвуковым), а во-вторых, незаметность не значит невидимость – современные системы противовоздушной обороны (ПВО) способны обнаружить B-2, просто на меньшей дальности, чем если бы это был обычный самолет. А это значит, что к ключевым целям бомбардировщику долететь не дадут. С другой стороны, B-2 оказался очень полезен в локальных конфликтах против таких стран, как Ирак, там его малозаметность позволила избежать даже единичных потерь.

Таким образом, B-2 выигрывает у конкурентов, но его реальный боевой потенциал ограничен скудным вооружением. Именно поэтому Spirit не занимает первое место в рейтинге.

  B-52H
PA Wire·Press Association Images·ТАСС

B-52H

B-52H Stratofortress – «старичок» американской авиации. Самолеты этой модели выпущены в начале 1960-х годов, после чего проводилось множество модернизаций.  Несмотря на свой возраст,  этот бомбардировщик является единственным носителем стратегических крылатых ракет в авиапарке США,  что делает его основным американским авиационным средством ядерного сдерживания. Максимальная дальность полета самолета составляет 11 000 километров, а крейсерская скорость полета – 900 км/ч. B-52H может нести до 20 крылатых ракет AGM-86B ALCM, с максимальной дальностью пуска 2400 км. Имеются и высокоточные неядерные модификации этой ракеты, с дальностью пуска до 1200 км. Несмотря на то, что AGM-86B ALCM заметно уступает российским Х-55СМ и Х-102, имеющихся характеристик достаточно, чтобы с высокой вероятностью успеть нанести удар до обнаружения и уничтожения бомбардировщика силами ПВО или истребительной авиации противника. На вооружении состоит 73 самолета этого типа, носителями ядерного оружия к 2018 году останутся 46 из них. За свою незаменимость на протяжении более чем полувека и сохранившийся боевой потенциал B-52H Stratofortress занимает 3-е место в рейтинге.

Ту-95МС
Вадима Савицкого·ТАСС

Ту-95МС

Ту-95МСМ (Bear по классификации НАТО) со своими турбовинтовыми двигателями и специфическим шумом при их работе может показаться, на первый взгляд, давно устаревшей машиной. Однако это не так — летные характеристики бомбардировщика позволяют выполнять задачи на межконтинентальной дальности (практическая дальность полета 10 500 километров, а с дозаправками в воздухе — неограниченна).  При этом возможность самолета нести 8 стратегических крылатых ракет Х-55СМ или Х-101/102 позволяет наносить удары на большую глубину территории противника, не входя при этом в зону ПВО. Первая модификация Ту-95 была принята на вооружения в 1956 году, однако самолеты модификации Ту-95МС произведены после 1981 года, соответственно, они заметно «свежее» тех же B-52H. На данный момент в стою находится около 35 машин этого типа, начата их модернизация до уровня Ту-95МСМ, после которой они смогут нести высокоточные неядерные крылатые ракеты Х-101 и ядерные Х-102. Модернизированные «Медведи» останутся на вооружении России до 2040-х годов, сохраняя за собой серьезный боевой потенциал. Этот факт позволяет самолету попасть в наш рейтинг, занимая достаточно условное четвертое место – бомбардировщик вполне может претендовать и на третье, или даже второе место по своей реальной эффективности.

Ту-22М3 (на фото)
Станислава Красильникова·ТАСС

Ту-22М3 (на фото)

Российский Ту-22М3 (Backfire по классификации НАТО), как и американский B-1B Lancer, попадают в наш рейтинг условно, так как оба они очень близки к стратегической авиации, но на данный момент стратегическими бомбардировщиками не считаются. Посмотрим почему.

Сверхзвуковой дальний бомбардировщик Ту-22М3 принят на вооружение в 1983 году. Его практическая дальность полета составляет около 5000 км, а боевой радиус составляет около 2500 км. При этом, согласно договоренности с США, Ту-22М3 не оснащен системой дозаправки в воздухе, поэтому применять его на межконтинентальных дальностях невозможно. Тем не менее, самолет способен нести 2 крылатые ракеты Х-22, с максимальной дальностью пуска до 500 км и имеющие скорость полета 4000 км/ч (в отличие от дозвуковых стратегических крылатых ракет Х-55СМ и Х-101/102). Начата модернизация самолетов до уровня Ту-22М3М – версии, которая сможет применять новые крылатые ракеты Х-32. Их предполагаемая дальность пуска составит 1000 км, а скорость полета будет на грани гиперзвука (4-5 скоростей звука). Поэтому Ту-22М3 и оказался в нашем рейтинге – самолет считается грозой авианосных ударных групп противника и целей в Европе.

  B-1B lancer
Cedric H.Rudisill·USAF·Handout via REUTERS

B-1B lancer

Американский сверхзвуковой бомбардировщик B-1B Lancer внешне достаточно похож на Ту-160. Он был принят на вооружение ВВС США в 1985 году. От производства самолета B-1A Lancer, очень похожего по концепции на Ту-160, США отказались. В итоге была создана модификация B-1B Lancer, обладающая заметно более низкой скоростью полета (1,25 скорости звука), но имеющая возможность лететь на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности. Такой подход является достаточно эффективным для прорыва систем ПВО противника, хотя и не гарантирует его. Несмотря на межконтинентальную дальность полета (12 000 километров) и  возможность дозаправки в воздухе B-1B более не относится к стратегическим бомбардировщикам и не учитывается реестром вооружений СНВ-3 (Договор между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений). Это связано с тем, что с самолета снято оборудование, необходимое для применения ядерного оружия. Кроме того, аэробаллистические ракеты AGM-69 SRAM с ядерной боевой частью, которые нес бомбардировщик, были списаны. Теперь B-1B Lancer является носителем обычного вооружения и активно применяется в локальных конфликтах. Однако при необходимости вполне возможно снова сделать его носителем ядерного оружия, поэтому самолет и попадает в наш рейтинг.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+