Не звони мне больше: что такое телефобия и почему нас пугают разговоры по телефону

Выученное избегание
В апреле 2024 года сервис Uswitch провел опрос среди британцев и выяснил, что 23% зумеров и миллениалов в возрасте от 18 до 34 лет никогда не отвечают на телефонные звонки. Такой форме коммуникации молодые люди предпочитают общение в соцсетях или переписку в мессенджерах — не только текстовыми, но и голосовыми сообщениями. При этом наибольший страх у молодежи вызывают внезапные звонки — они, как признаются зумеры, «никогда не приносят хороших новостей», а если разговор по телефону все-таки неизбежен, то лучше спланировать его заранее.
Еще более впечатляющие цифры приводят социологи австралийского банка CommBank: по их данным, в стране 98% зумеров предпочитают общаться с родными и друзьями либо вживую, либо текстовыми сообщениями, а к звонкам прибегает лишь каждый десятый молодой австралиец.
О том, почему телефонные разговоры так им ненавистны, зумеры, миллениалы и даже некоторые «иксы» активно рассказывают в соцсетях. Например, на форуме Reddit пользователи пишут, что:
- «1% всех звонков — это семья и друзья, все остальное — скам и мошенники. В какой-то момент это стало выученным избеганием»;
- «Звонящие требуют к себе немедленного внимания, в то время как в переписке можно ответить тогда, когда ты будешь к этому готов»;
- «При звонке один вопрос может привести к долгому разговору, который будет мешать заниматься другими делами»;
- «Звонки всегда выбивают меня из колеи, нарушают мой ритм жизни и часто приносят с собой заботы, с которыми я не могу справиться до следующего дня — я просто застреваю в мыслях о них».
Нелюбовь к телефонным звонкам и специфический дискомфорт, связанный с ними, специалисты по ментальному здоровью называют по-разному — не только телефонофобией, но и телефобией или телефонной тревожностью. Это понятие, обращает внимание психолог и специалист платформы Alter Маргарита Спасская, возникло еще задолго до появления зумеров и смартфонов.
«Зачастую о телефонофобии речь идет в контексте социальной тревожности, или социофобии. В 1980-х наблюдался существенный рост публикаций, касающихся телефонофобии, в рамках более широких исследований фобий, — рассказывает Спасская. — Этот рост, судя по всему, отражал изменения в приоритетах психиатрических и психологических исследований и смещение фокуса внимания на тревожные расстройства и их влияние на психическое здоровье».
Как распознать телефобию
Дискомфорт, связанный с телефонными звонками, может проявляться как на физическом, так и на психологическом уровне. По словам Маргариты Спасской, к эмоциональным признакам относятся сильное волнение перед звонком, чувство стыда, ожидание негативной реакции или страх отказа (например, если речь идет о собеседовании при приеме на работу). К физическим же проявлениям телефобии относятся:
- учащенное сердцебиение;
- повышенное потоотделение;
- тремор рук;
- дрожащий голос;
- головокружение;
- чувство нехватки воздуха;
- напряжение в мышцах;
- тошнота.
По наблюдениям Спасской, звонки для многих становятся нежелательными по целому ряду причин. Во-первых, они могут быть бессмысленными — если звонят, к примеру, мошенники. Во-вторых, беседы по телефону, как справедливо заметил один из пользователей Reddit, требуют внимания «здесь и сейчас» — не каждый человек обладает достаточными ресурсами для этого. «Наконец, звонки могут прерывать и нарушать рабочий процесс, если они не являются его частью, и мешать концентрации и фокусировке внимания», — говорит психолог.
Как победить страх звонков
Бороться с телефобией стоит только тогда, когда она действительно приносит человеку вред. Маргарита Спасская обращает внимание: нежелание общаться по телефону иногда бывает связано с тем, что сами люди изменить не могут, в частности, с особенностями их повседневной жизни или личности. «Например, вы много работаете с людьми и в течение дня перегружены коммуникацией. От звонков вы можете уставать, и избегать их — это естественная реакция, потому что вы нуждаетесь в восстановлении сил. Если временное ограничение общения помогает вам отдыхать и восстанавливаться, то это не та ситуация, в которой следует преодолевать свое желание избежать звонка, — объясняет специалист. — Другая ситуация — если вы знаете, что вы нейроотличны. Это свойство может сильно влиять на то, каким образом вы предпочитаете общаться с другими людьми, и вам не обязательно с этим бороться. Только в том случае, если это существенным образом влияет на вашу жизнь, можно поискать способы облегчить для себя какие-то ситуации».
Как отмечает Спасская, если избегание звонков вредит вашей жизни, то, возможно, есть смысл обратить внимание на то, что еще вас беспокоит. Важно постараться понять, что именно вызывает тревогу: необходимость звонить, входящий звонок или нечто иное. «Пытаясь разобраться с проблемой страха самостоятельно, важно побыть исследователем своей сложности — от того, что вы обнаружите, можно отталкиваться, выбирая стратегию ее преодоления», — говорит психолог.
С некоторыми особенно трудными ситуациями хорошо помогают справляться практики когнитивно-поведенческого подхода. Одну из них могут испытать на себе студенты Ноттингемского колледжа: как пишет New York Post, карьерный консультант учебного заведения Лиз Бакстер объявила о создании специального курса, который поможет молодым людям справиться с телефобией. Формой борьбы стали репетиции телефонных звонков: на занятиях слушатели, сидя спиной друг к другу, разыгрывают сценарии звонка врачу, работодателю и не только. Это, по задумке Бакстер, поможет обучающимся обрести уверенность в себе и понять, как действовать в подобных ситуациях.
«Однако бывают случаи, когда телефонная тревожность — лишь одно из проявлений более сложного, комплексного состояния, которое может потребовать медикаментозной поддержки, — напоминает Маргарита Спасская. — И здесь может быть необходима помощь психиатра».