«Стать дилеем»: электронный музыкант DJ Stonik1917 о своем новом альбоме «УРОНИ ТУСУ»

Электронный исполнитель DJ Stonik1917 (Леонид Бабкин) начал свою музыкальную карьеру с рок-музыки: играл стоунер-рок и даже ездил в тур по России с группой Robot Monsta. Потом был период экспериментального хип-хопа — Бабкин выступал под псевдонимом «БАТЕРС». При этом, несмотря на фиты в его дебютном мини-альбоме «Критикал Хит» (2018) с рэперами i61 (Федором Ораловым) и Boulevard Depo (Артемом Куликом), он отказывался тогда причислять себя к рэп-сцене.
В поисках нового звучания Бабкин сместил фокус на электронные биты. Осенью 2023-го он фактически перезагрузил карьеру: взял псевдоним DJ Stonik1917 и сделал акцент на танцевальной музыке в стиле 1990-х. Трек «Курточка Стоник» из его первого альбома Happy House прочно обосновался в плейлистах любителей электронного андеграунд-звучания. Тогда DJ Stonik1917 назвали одним из главных музыкальных открытий года.
В 2024 году жизнерадостный хит GoodDayFlopTray («Эй, какой хороший день…») DJ Stonik1917 получил вирусную популярность в социальных сетях: под него пользователи снимали ролики о хорошем настроении, а видеомемы вроде танцующей довольной собаки, кажется, на какое-то время захватили интернет.
Диджей стремительно ворвался в фестивальные лайнапы: его приглашали сыграть авторские сеты, а псевдоним DJ Stonik1917 можно было увидеть в списках хедлайнеров наряду со звездами инди- и электронной сцены.
В своем новом альбоме с провокационным названием «УРОНИ ТУСУ» DJ Stonik1917 продолжает экспериментировать и искать свое уникальное звучание. Forbes Young попросил музыканта рассказать об интересных фактах о треках из альбома и о том, какие фишки он использовал в работе над релизом.
О звуке
«Для записи альбома «УРОНИ ТУСУ» я приобретал новые железки (музыкальное оборудование. — Forbes Young) одну за другой. Мне пришла винтажная японская кассетная портастудия (портативное устройство для многоканальной записи звука. — Forbes Young) в идеальном состоянии, через которую я записывал большинство дорожек и провел премастер. Для финального мастера я собрал свой личный «жирнейший» аналоговый риг (аудиоинтерфейс. — Forbes Young) из четырех предметов (часть из них вытянули из Берлина), чтобы вывести звук на мировой уровень и сделать его своим и неповторимым. Сам же этот финальный мастер был выполнен моим другом и прекрасным звукорежиссером Максом Пиратом».
О нестандартных музыкальных приемах
«В процессе создания многих композиций были применены кустарные, смекалистые и не избитые приемы, например, в песне «Весь клуб» большинство партий в инструментале записаны в 120 bpm (от англ. beats per minute, удары в минуту. — Forbes Young), но ускорены до 173 bpm вместе с голосом припева, а оба куплета записаны на диктофон в iPhone и запитчены (от англ. pitch — это регулятор на звуковоспроизводящих устройствах, который позволяет изменять темп, из-за чего меняется высота тона. — Forbes Young): первый — наверх, а второй — вниз, таким образом на треке нет ни одной дорожки в первоначальных настройках».
О треке DELAY!
«В треке DELAY! для записи голоса я использовал педаль эффектов Strymon Timeline, которую считаю одним из лучших и величайших цифровых дилей-модуляторов (от англ. delay — «задержка» — разновидность аудиоэффекта с имитацией четких повторов (эха) основного звука с затуханием. — Forbes Young) в мире на данный момент. К слову, именно такой дилей присутствовал и до сих пор находит место в педалборде Ноэля Галлахера из брит-поп-группы Oasis. Он обрабатывает ей [педалью] звук гитары, я — применил для голоса.
В тексте песни я предаюсь фантазии, представляя, что у меня есть дилей, который повторяет не звуковой сигнал, а счастливые моменты из жизни. Название трека — транслитерация, а восклицательный знак превращает его в призыв к действию. Делай все, чтобы твои счастливые моменты повторялись бесконечно. Что мешает тебе самому стать дилеем?»
О фитах
«На альбоме много гостей: Хаски (Дмитрий Кузнецов. — Forbes Young), Антоха MC (Антон Кузнецов. — Forbes Young), Бизае (Данил Шахматов. — Forbes Young), Saint City Lovers и другие. Помимо заявленных артистов, на пластинке присутствуют и инкогнито персонажи. Раскрою секрет, что в треке «Иди на звук» наши с Игорем Журавлевым (участник дуэта Saint City Lovers. — Forbes Young) куплеты открывают наши же любимые девушки, его Диана и моя Стася».
«Работа с гостями проходила по-разному. Например, трек с Антохой МС мы закончили подходов за семь, с кучей правок и доработок. А трек «Пора домой» с Бизае — в максимально кратчайший срок. Мы были на студии, я был на максимальном пике творческой продуктивности и хотел заразить ею Даню «Бизае». Начал в шуточной форме показывать ему легкость процесса моей работы — и понеслось. Весь трек: инструментал, припев, оба куплета и саунд-дизайн — были выполнены часа за 2–3 работы».
О треке Dancing Fight
«Помните старый евродэнс 1990-х, где хитовый припев поют девушки с идеальными голосами, а потом вступает MC и очень быстро что-то начитывает? Так вот, у меня был такой трек, на нем пустовало место для такого MC. Федя i61 идеально сыграл свою роль. Кто зачитает быстро и со свэгом, в легкой манере, лучше чем Федяй? i61 прислал свой куплет из Тбилиси».
О роли Google-переводчика
«На альбоме я часто использую вставки, озвученные голосом Google-переводчика. В конце трека Polo этот голос перечисляет кэжуал-бренды, на треке DJ S MC P — девушка-робот повторяет «Super Gut Super Süß» на немецком языке, а в DELAY! — она же говорит: «Если хочешь делать Base». Совершенно случайным образом у меня получилось затащить на альбом родоначальника этого приема, музыканта под псевдонимом «слушай экзорцист». Легенда андеграунда, в арсенале которого десятки локальных хитов на лоуфайные хип-хоп-инструменталы, идеально вписался в танцевальный трек KRUG».