К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Хоббиномика: как научиться управлять вниманием и развить эмпатию с помощью чтения

Фото Sabina Sturzu / Unsplash
Фото Sabina Sturzu / Unsplash
Forbes Young продолжает рубрику «Хоббиномика», где мы разбираемся в особенностях различных хобби и рассказываем реальные истории молодых людей: как они искали занятие по душе, сколько времени и денег на него тратят, как оно влияет на их жизнь и получается ли его монетизировать. Сегодня обсуждаем чтение — почему оно все еще актуально, сколько стоит любовь к книгам и где искать хорошие книжные рекомендации

Согласно опросу ВЦИОМ, 87% россиян «читали что-либо за последнюю неделю». При этом интерес к книгам растет, а к новостям и текстовым блогам — падает. Среди молодых россиян читающих намного больше, чем среди бумеров и иксов — 99% цифрового поколения против 80% рожденных в эпоху оттепели и застоя. Если говорить о предпочтениях, то зумеры выбирают в основном художественную литературу: фантастику, классику, книги по психологии, любовные романы и детективы. Исследователи отмечают, что интерес к литературе поддерживается трендом на развитие и самопознание.

Западные исследования демонстрируют другую картину: около половины жителей Великобритании не читают на регулярной основе. Но есть и схожая с российской тенденция: среди нечитающих в основном взрослое население и только четверть 16–24-летних британцев. Исследователи из The Reading Agency (британской благотворительной организации, занимающейся популяризацией чтения) объясняют, почему отказ от чтения крайне нежелателен. Во-первых, процент читающих людей коррелирует с уровнем среднедушевого дохода. А во-вторых, по статистике, любители литературы более уверены в себе и лучше справляются с трудностями.

Forbes Young выяснил, как чтение влияет на эмоциональный интеллект, почему фильмы и сериалы — не повод забывать о литературе и зачем обсуждать любимые произведения в книжных клубах.

 
Telegram-канал Forbes Young
Просто о сложной картине мира
Подписаться

Причины выбрать чтение как хобби

Несмотря на обилие видеоконтента, есть много причин продолжать читать, рассказывает литературный критик Галина Юзефович: «Любая визуальная картинка — это в некотором смысле реди-мейд (прием в искусстве, предполагающий введение в произведение готового объекта, не созданного автором. — Forbes Young), она поступает в нашу голову уже готовой. Книга — это вещь, которая требует от нас гораздо большего сотворчества. Мы должны по предложенной автором канве сформировать целый мир. У каждого из нас в голове свой Гарри Поттер, свой Арагорн, свой Шерлок Холмс». При этом, по мнению Юзефович, художественная литература развивает эмоциональный интеллект и учит понимать людей на более глубоком уровне: «Ты лучше считываешь человеческие типы, лучше их катологизируешь, можешь нащупать в человеке что-то, чего в тебе нет, но ты это пережил, потому что оказался внутри соответствующего героя».

Молодые люди увлекаются художественной литературой, потому что для них это способ ухода от реальности, утверждает филолог, культуролог и писатель Николай Жаринов: «В эпоху, когда развивается VR, людям становится интереснее напрягать воображение. Кроме того, на книгу ты тратишь достаточно много времени, что в этом контексте является плюсом». Он также отмечает, что книги помогают лучше узнать себя: «Сейчас происходит бум интереса к психологии — человеку действительно важно понимать свои желания и мотивы. Литература — один из самых совершенных источников подобных знаний».

 

Считается, что любители книг эрудированны, хорошо формулируют мысли и имеют развитое образное мышление. Но существуют ли различия между мозгом читающего и нечитающего человека? Этим вопросом заинтересовался ученый Микаэль Ролл из Лундского университета в Швеции. Он выяснил, что у читающих людей — особое строение левой височной доли. Именно в ней находятся участки, отвечающие за поиск ассоциаций, систематизацию данных и обработку аудиоинформации (процесс чтения связан с восприятием звучащей речи). Другой вопрос, который поставил перед собой Ролл: какие эволюционные последствия несет отказ от текстовой информации? Он пришел к выводу, что структура мозга меняется в зависимости от выбираемых активностей. Поэтому в случае глобального отказа от чтения люди будут хуже понимать друг друга и разучатся интерпретировать факты. «Сидя в уютном кресле с книгой, вы оказываете услугу человечеству», — резюмирует Ролл.

«Самое главное — читать с удовольствием»

Главное в процессе чтения — не отвлекаться от текста, считает основатель медиа про инди-книги Independent Book Review Джо Уолтерс. Он называет чтение одним из способов медитации: «Пока вы сидите с книгой и спокойно дышите, в вашем мозге активизируются участки, отвечающие за концентрацию». Уолтерс предупреждает, что в полной мере сосредоточиться на тексте довольно сложно, но добавляет, что результат того стоит: «Как только у вас получится, читать станет так же легко, как и дышать».

«Если книга требует особых усилий, таймеров, блокировок, упражнений на концентрацию — может, ее вообще не стоит читать?» — рассуждает 25-летняя Виктория Рипа, блогер, медиаконсультант и автор Telegram-канала «Еврейка у микрофона». «Хороший текст захватывает, выдергивает из реальности, даже если ты устал», — уверена она. По словам девушки, чтение не имеет ничего общего с тренировкой выносливости.

 

Виктория Рипа рассказывает, что ее любовь к книгам началась в три года: «Как только я освоила буквы и начала складывать их в предложения, стала читать все, что не приколочено. В ход шли родительские газеты, журналы, упаковки от продуктов, инструкции, освежители воздуха — в общем, реально что угодно». Чуть позже воспитанием юного читателя занялась семья. «Любовь к книге мне привила бабушка, — вспоминает Рипа, — она косвенная виновница моего блога».

В семье 27-летней Майи Винокуровой тоже любили книги: «В пять лет мама читала мне серию о Гарри Поттере. Меня это очень увлекло, и к 10-му классу, когда вышла популярная антиутопия «Голодные игры», я начала читать запоем». Майя уверена, что детский опыт во многом определил ее дальнейшую судьбу: сегодня девушка занимается пиаром литературного портала «Литнет» и ведет тематический Telegram-канал maya_vinbooks 18+.

Она предлагает использовать для чтения любое свободное время: «Есть 15 минут и не знаешь, чем заняться? Читай! Казалось бы, небольшой промежуток времени, но если попадется интересная книга, то оторваться будет невозможно».

Загруженный график — не помеха чтению, подтверждает 19-летняя студентка филологического факультета и автор Telegram-канала «Неоконченный отрывок» Настя Венца. Она рассказывает, что книги сопровождают ее повсюду: «Мне очень помогает чередование форматов: пока занимаюсь своими делами — слушаю аудио, когда нахожусь в дороге — читаю с электронного носителя, когда появляется время дома — беру бумажную книгу».

«Самое главное — читать с удовольствием, — уверена психолог и ведущая психотерапевтического книжного клуба Анастасия Машенина. — Я рекомендую выбирать произведения, которые по-настоящему нравятся, и задавать себе вопросы: что в этом тексте попадает в меня? Какие темы мне сейчас важны? Тогда книга расскажет вам больше».

 

Книжный клуб как способ развить эмпатию

Один из способов сделать чтение регулярным — ходить на литературные встречи. Обсуждение своих впечатлений в группе помогает налаживать связи, рассказывает психолог Анастасия Машенина: «Рассуждая о сюжетах и героях, мы делимся своими ценностями, смыслами, переживаниями — это очень сближает. Мы узнаем больше не только о себе, но и о других людях, а кроме того, получаем более объемный читательский опыт. Возьмем для примера повесть «Маленький принц». О чем эта история? О любви, дружбе, экзистенциальном одиночестве? Каждый видит в ней что-то свое. Я думаю, в этом и есть миссия чтения — оно помогает разным людям почувствовать единение».

Книжный клуб мотивирует участников читать, поощряя тех, кто часто ходит на встречи. О такой практике рассказывает филолог, литературовед, руководитель книжного клуба Books Events Юлия Сухецкая. «У нас есть клуб почетных участников — в него попадают те, кто посетил минимум пять встреч за полгода. Для них действует ряд привилегий: отдельный чат, приоритет в записи и особая цена». Кроме того, они помогают составлять список книг, которые войдут в программу.

По словам Сухецкой, люди с самыми разными вкусами найдут для себя подходящую группу: «В «Клубе прокачки классики» мы формируем список авторов на весь год, чередуя отечественных и зарубежных. В современном направлении — составляем сезонную афишу, которая включает общение с писателями и представителями издательств. Еще бывают тематические чтения: например, прошлой весной мы читали военные произведения, а летом — тексты неевропейских авторов (турецких, латиноамериканских и нигерийских)». На встречах собираются люди разного возраста, добавляет Сухецкая: «Приходят и 20-летние, и те, кому за 40. Если называть среднюю цифру, то это 30–35 лет».

Клуб может быть не только открытым (к такому можно присоединиться в любой момент), но и закрытым. Например, Виктория Рипа организовала «Книжный клуб еврейки у микрофона», который пока не набирает новых участников: «Мы встречаемся раз в месяц в Google Meet, где обсуждаем книгу месяца. В этот раз выбрали «Наукообразную чушь» Стюарта Ричи — победителя премии «Просветитель» в номинации «Перевод» в 2024 году». Приоритет клуба — комфорт: «Важно, чтобы у каждого была возможность выговориться и быть услышанным, поэтому встречи проходят в безопасной атмосфере, без записей. Все сказанное в книжном клубе остается в клубе».

 

Где искать информацию о произведениях

Чаще всего молодые люди ищут информацию о книгах и авторах онлайн. Так, интернет-среда помогает Майе Винокуровой, живущей в небольшом городе в Липецкой области, следить за событиями в мире литературы: девушка слушает подкасты с экспертами из индустрии и состоит в двух онлайн-клубах — книжном, от издательства МИФ, и писательском объединении «Ловцы слов». В последнем, по словам Винокуровой, она узнает много нового о литературном мастерстве: «Наши спикеры — авторы, сотрудничающие с крупными российскими издательствами. Они делятся опытом написания книг и дают теоретические знания о построении сюжетов».

Виктория Рипа тоже выбирает дистанционные литературные лекции: «Я слежу за тем, что выходит на «Арзамасе», в «Синхронизации» и других лекториях. Если какая-то тема начинает всерьез интересовать меня, я не жду, пока появится подходящий курс. Ищу эксперта и прошу о частных уроках — такой формат позволяет глубже копать, задавать вопросы и двигаться в своем темпе».

Аналогичный подход использует Настя Венца: «Дополнительный материал по нужным мне темам я ищу на сайтах по литературе, например, «Полке» (образовательный проект. — Forbes Young) или «Магистерии». Она добавляет, что опирается на мнение экспертов при выборе книг: «Чаще всего ориентируюсь на список произведений, который составила после просмотра какой-либо лекции по литературе».

В других странах отмечают похожую тенденцию — за интересными рекомендациями зумеры и миллениалы идут в онлайн-пространство. Ученые из Портлендского университета выяснили, что молодые люди руководствуются мнением инфлюенсеров и друзей в соцсетях при выборе литературы. Авторы исследования Кэти Инман Беренс и Рейчел Нурда опросили 2075 человек в возрастной группе от 13 до 40 лет, из которых около 60% назвали себя читающими людьми. Миллениалы из этого списка следят за книжными отзывами и рекомендациями в Instagram (принадлежат Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), а зумеры — в TikTok.

 

Букток и литература young adult

Книжный сегмент TikTok — букток — значительно повлиял на популярность young adult — художественной литературы, предназначенной для аудитории в возрасте от 12 до 20 лет. Так считают эксперты платформы SocialPilot, предоставляющей услуги маркетинга в соцсетях. При этом в буктоке обсуждают и другие произведения, утверждает основательница Book Influencers (платформы, продвигающей инди-авторов и молодых издателей) Антина ван дер Веен. «Тайная история» Донны Тартт стала огромным хитом в буктоке из-за ее мрачной атмосферы, а классический роман «Гордость и предубеждение» Джейн Остин пережил новую волну интереса», — вспоминает ван дер Веен.

С литературы young adult начался читательский путь Майи Винокуровой — она увлеклась этим направлением в школе после трилогии «Голодные игры». Сегодня девушка читает фэнтези, молодежные и современные любовные романы: «Выбираю их из-за интригующих сюжетов и красивого оформления книг, эстетическая составляющая для меня очень важна». Она считает, что фэнтези часто недооценивают: «Это не просто красивая сказка, это политические интриги, выбор между человечностью и жестокостью, искренние истории о любви и дружбе. Молодежные романы дарят яркие эмоции и отвлекают от повседневности».

У Насти Венцы другая история — романы young adult привели ее в мир классических произведений: «У меня всегда был интерес к книгам — в детстве я выбирала в основном фэнтези, детективы, подростковую литературу. Но гораздо сильнее я полюбила читать в девятом классе, когда начала готовиться к ОГЭ по литературе — полностью поменяла свое отношение к программным произведениям и теперь читаю в основном классику».

«Увлечение абсолютно любым видом литературы может привести к большим серьезным текстам, — объясняет Николай Жаринов. — Неважно, с чего человек начинает читать. Его первым автором может быть Донцова, а впоследствии он дойдет до классики мировой литературы — таких примеров огромное количество. Всегда лучше читать, чем не читать».

 

Чем чревата любовь к книгам

Чтение может стать дополнительной статьей расходов, включающей покупку книг и оплату мероприятий. Согласно исследованию американских ученых, большинство читающих зумеров и миллениалов выбирают бумажные книги (на втором месте — электронные, на третьем — аудиокниги). При этом чем младше респондент, тем больше бумажных книг он покупает ежемесячно.

Настя Венца признается, что отказаться от печатных изданий бывает тяжело: «Я стараюсь не слишком часто покупать книги, но, как и у многих книголюбов, у меня не всегда получается. Поэтому я откладываю деньги со стипендии и раз в два месяца приобретаю что-нибудь на свои книжные полки».

«В этом месяце я потратила 5000 рублей на книги, делая заказы на маркетплейсах, — подсчитывает расходы Майя Винокурова. — На книжной ярмарке я была последний раз в июне 2024 года и потратила там 7000 рублей. Кроме того, участие в клубе «Ловцы слов» обходится мне в 2500 рублей ежемесячно».

Перед записью в книжный клуб стоит ознакомиться с ценами и выбрать подходящий формат встреч, рассказывает руководитель Books Events Юлия Сухецкая: «На данный момент у нас очная встреча стоит 1300 рублей — чаще всего они проводятся на базе московской библиотеки №16 на Таганке, а онлайн-встреча стоит 1000 рублей. Для почетных участников цена немного ниже».

 

Сколько времени уходит на чтение

Если расходы на чтение можно планировать, то контролировать время, проведенное за книгой, намного сложнее — особенно когда любимое дело становится профессией. Для Юлии Сухецкой подготовка к литературным встречам — непрерывный процесс: «Я читаю каждый день, обычно несколько книг одновременно, потому что веду не только свой, но и корпоративные клубы. Для меня чтение — не только удовольствие, но и работа, поэтому я делаю заметки, выписываю вопросы для обсуждения. После — изучаю биографии авторов и готовлю презентации».

Виктория Рипа тоже не представляет свой день без чтения: «В среднем это занимает около двух-трех часов ежедневно. Иногда больше, особенно в выходные. Блог — еще час-полтора: поиск фактуры (я штудирую разные медиа на предмет любопытных фактов), написание текстов, редактура, ответы, модерация клуба».

Для Насти Венцы чтение — и необходимость, и хобби. Несмотря на объемный список обязательных произведений (Настя учится на филолога), она находит время для непрограммных книг: «Читаю регулярно, почти каждый день, потому что учеба на филологическом факультете предполагает работу с большим количеством литературы, но иногда я успеваю почитать что-то для себя».

Все началось с хобби

Для Майи Винокуровой чтение и ведение блога не выходило за рамки хобби на протяжении шести лет. Первые деньги за книжный отзыв она получила в 2021 году: «За три месяца я заработала 7000 рублей, которые потратила на объектив к фотоаппарату, — он до сих пор помогает мне делать красивые фотографии для блога». Девушка рассказывает, что Telegram-канал помог ей наладить связи с писателями: «Я публиковала отзывы, а они присылали мне огромные боксы с книгами». А в 2022 году исполнилась давняя мечта Майи — она стала сотрудником книжной индустрии: «Сначала я продвигала издательство Rugram, а сейчас занимаюсь пиаром независимых авторов портала «Литнет» и пишу статьи для нашего блога». Кроме того, недавно девушка закончила свою первую художественную книгу «Ломая лед». 

 

Виктория Рипа в прошлом журналист — была спецкором vc.ru, писала для «Инк.», The Blueprint и других медиа. Впечатлениями о книгах она делилась в Instagram и Twitter (сейчас соцсеть X, заблокирована в России). «Со временем я поняла, что мне не хочется обсуждать книги в категориях «нравится — не нравится», — вспоминает Рипа. — Я хотела иметь аудиторию, которая готова читать объемные тексты и выстраивать диалог, идти вглубь. Так и появился Telegram-канал». Постепенно он стал основным источником дохода Виктории наряду с частными консультациями по развитию каналов.

Сейчас блог Виктории Рипа в Telegram насчитывает более 33 000 подписчиков. «У меня внимательные, разносторонние читатели, и их отклики часто переходят в полноценные беседы», — рассказывает Рипа. По ее словам, канал объединил людей разного возраста: «Telegram не дает детальную статистику, но субъективно кажется, что большинству читателей от 25 до 50 лет. Среди них есть женщины, которые профессионально работают с литературой и годятся мне в бабушки. Прекрасные люди! Зумеров меньше (кажется, из-за того, что мой основной контент — тексты). Но те молодые люди, которые есть, очень вовлеченные».

Книжный клуб, как и блогерство, может приносить деньги. Для этого нужно выбрать подходящую бизнес-модель, объясняет Юлия Сухецкая: «В последнее время появилось много клубов — есть бесплатные, есть премиальные, участие в которых стоит баснословных денег. Успех зависит от амбиций организатора и того, насколько он вкладывается в проект. Я вижу потенциал в этой сфере и считаю, что книжный клуб может стать как минимум дополнительным источником дохода». При этом Сухецкая надеется, что организаторы будут стремиться прежде всего принести пользу: «Не стоит двигаться в этом направлении только потому, что это модно. В книжный клуб нужно вкладывать душу — тогда он будет вас зажигать и мотивировать, а участники станут источником благодарности и поддержки».

Дочитывать — не обязательно?

Легендарный инвестор и популярный блогер Навал Равикант (один из первых инвесторов Uber и Twitter) предлагает не гнаться за количеством прочитанных книг: «Разумнее возвращаться к 100 лучшим произведениям, чем отвлекаться на каждую новинку». При этом Равикант никогда не идет по намеченному автором пути: «Если у меня в руках оказалась хорошая книга, я буду пропускать фрагменты, менять порядок глав, потому что ищу новые идеи и информацию, которую пока не освоил». По словам инвестора, его главная цель — не дочитать книгу, а удовлетворить любопытство.

 

«Дочитывать книги совершенно не обязательно», — соглашается Галина Юзефович, но не советует рубить сплеча: «Если у вас есть основания подозревать, что книга чего-то стоит, есть смысл немножко постараться».

У миллиардера Билла Гейтса другое мнение. В 2017 году сооснователь Microsoft, филантроп и инвестор признался журналу Time, что всегда читает от корки до корки: «Я не бросаю на середине, даже если книга мне не нравится». Гейтс добавил, что жадность, с которой он поглощал книги, стала необходимым условием его успеха. По словам миллиардера, чтение открывает перед человеком новые возможности: «Недавно меня спросили, что я могу посоветовать молодым людям, стремящимся изменить мир к лучшему, — писал Гейтс в своем LinkedIn. — Рекомендация простая: побольше читать и искать занятия по душе. Кому-то этот совет поможет стать ученым, кому-то — искусным оратором, а кому-то — выбрать свой вариант среди множества способов принести пользу миру».

Карьера Риз Уизерспун подтверждает теорию Гейтса — именно любовь к книгам помогла ей раскрыть в себе потенциал продюсера. После 40 лет актриса пережила профессиональный кризис — ей больше не нравились роли, которые ей предлагали. «Когда моя карьера была на паузе, я обсудила эту проблему с мужем, — поделилась Уизерспун в интервью The New York Times. — Он сказал: <...> «Ты читаешь больше всех, кого я знаю, почему бы тебе не экранизировать книги?» Эта идея вдохновила Уизерспун на съемки драмы «Дикая» по роману Шерил Стрэйд и триллера «Исчезнувшая» по книге Гиллиан Флинн. Сегодня Уизерспун продолжает продюсировать фильмы и делится литературными рекомендациями в рамках «Книжного клуба Риз».

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+