«Любим, даже если бы она была червяком»: как Кэрри Брэдшоу стала кумиром молодежи

Первая серия сериала «Секс в большом городе» вышла в июне 1998 года на американском канале HBO. В эфире российского телевидения история о Кэрри Брэдшоу (в исполнении Сары Джессики Паркер) и ее подругах появилась только в начале 2003 года. За шесть сезонов сериал стал культовым проектом во всем мире. А спустя 20 лет после финала оригинала, в 2021 году, на стриминговом сервисе HBO Max вышло продолжение — «И просто так» (премьера третьего сезона сиквела запланирована на 29 мая 2025 года).
Оба проекта сейчас привлекают внимание не только преданных фанатов сериала, но и молодых людей, которые либо смотрели его в детстве вместе с родителями, либо и вовсе увидели его впервые.
Колумнистка британского Vogue Дейзи Джонс вспоминает, что в окружении ее мамы Кэрри была самой нелюбимой героиней. По мнению Джонс, Кэрри Брэдшоу «была слишком общительной — настолько, что заставляла вздрагивать, не такой беззаботной и сексуально открытой, как Саманта, не столь прямой, как Миранда, и не такой очаровательной, как Шарлотта». Несмотря на то что она была секс-обозревателем, пишет автор, Брэдшоу была на удивление чопорной, часто осуждающей и едва замечала то, что происходило за пределами ее собственной жизни и ее «проблем». Некоторое время презрение к Кэрри было довольно распространенным явлением, а сейчас в интернете есть блоги, посвященные обсуждению того, насколько «ужасна» Брэдшоу, подчеркивает Джонс.
Поколение Z, по ее словам, после просмотра «Секса в большом городе» отнеслось к Кэрри не в пример лояльнее, а в ее недостатках зумеры увидели самих себя, что придало ей большую реалистичность. Такую разницу в восприятии колумнистка Vogue объясняет разницей в воспитании миллениалов и зумеров. «Представители поколения Х и миллениалы выросли с убеждением, что, если ты девушка, ты должна быть «спокойной» — держать свои переживания в себе, не беспокоиться о своем парне, — пишет Джонс, добавляя, что подобная риторика стала чужда зумерам. — Поколение Z же поклоняется таким артистам, как Лана Дель Рей, Грейси Абрамс, Оливия Родриго, — все они далеко не «спокойные», по крайней мере в музыке, и неудивительно, что зумерам оказалась близка и Кэрри». Таким образом, главную героиню «Секса в большом городе» роднит с современными музыкальными иконами подход к чувствам: как и поп-певицы в своих треках, Брэдшоу выставляет переживаемые эмоции, от влюбленности и счастья до страха, обиды и даже ярости, напоказ — только не в музыке, а в отношениях с окружающими и самой собой и в свои статьях.
Интересно, что и сама Сара Джессика Паркер открыто говорит о том, что является апологетом Кэрри, как и ее новые поклонники. «Ее [Кэрри] дружеские отношения сложны, и она часто терпела неудачи, как и каждый из нас, — поделилась Паркер в интервью HBO на двадцатилетие сериала. — Вы терпите неудачи в любви, подводите своих друзей и себя. Мы никогда не боялись этих недостатков Кэрри, и они часто и точно демонстрировались. Иногда люди сурово осуждали ее за это, но я всегда была рада рассказывать эти истории, потому что именно это делало ее человеком».
Отменить Кэрри Брэдшоу
Первые отклики молодых зрителей на оригинальный сериал были крайне негативными — журналисты-зумеры посвятили не одну колонку критике «Секса в большом городе» за использование клише и навязывание стереотипов. Так, журналистка Бриттани Миллер, впервые посмотрев сериал в 22 года, в статье для Independent назвала его «не просто устаревшим, а кринжем»: четырех подруг из Нью-Йорка она упрекнула в нетерпимости к чужой сексуальности и неумении строить дружбу и отношения, а создателей сериала — в романтизации взрослой жизни. Впрочем, за некоторые аспекты сюжета журналистка похвалила «Секс в большом городе» — например, за открытость в разговоре о правах женщин.
«В отличие от «Друзей» или «Офиса», у которых есть свои проблемы, если смотреть на них через призму современности, в «Сексе в большом городе» нет ни одного главного персонажа, за которого стоило бы болеть, — пишет Миллер. — В конечном счете я не могу наслаждаться сериалом, который должен рассказывать о женской дружбе, если у меня нет симпатии к героиням, которые не просто ужасные подруги, но и ужасные люди. Но я ценю концепцию сериала и то, насколько открыто каждая из этих героинь говорит о сексе и избавляет общество от табу, которые с ним связаны. Возможно, меня еще не было, когда сериал вышел в эфир, но я признаю все границы, которые он переступил».
В то же время миллениалы на Reddit признаются, что «Секс в большом городе», который они смотрели в подростковом возрасте, помог им «многому научиться» — и опасаются, что зумеры всерьез «отменят Кэрри Брэдшоу». Однако такой риск, если внимательнее почитать посты поколения Z все на том же Reddit, минимален — и многим из ровесников Бриттани Миллер нравится не только сам сериал, но и героиня Сары Джессики Паркер:
- «Я родилась в 2005 году и обожаю этот сериал. Я знаю, что местами он плохо состарился, но это не заставит меня ненавидеть его. Я люблю героев с недостатками, как Кэрри, и никогда не отменю ее: благодаря кринжу, который я чувствую во время просмотра, я ощущаю радость, видя, как наше общество продвинулось вперед»;
- «Автор поста посмотрел кучу тиктоков людей, которые отменяют сериал и пишут, что целое поколение хочет отменить Кэрри Брэдшоу. Что за бумерская ментальность?»;
- «Я зумер и я люблю это шоу. Кэрри может быть раздражающей и эгоистичной, но она идеальная главная героиня. Было бы скучно наблюдать за ней, будь она безупречной».
Аналогичные оценки встречаются и в соцсети X: зумеры хоть и смеются над поведением Кэрри и ее образами и критикуют героиню за всепрощающую любовь к мистеру Бигу, все равно признаются, что рады ее искренним эмоциям и открытости миру. «В Кэрри есть много вещей, которые я нахожу отвратительными, но ее непоколебимое жизнелюбие не входит в этот список, — пишет девушка под ником @clubskunks, пост которой стал вирусным. — Я люблю людей, которые проживают жизнь так громко и искренне. Круто ли вести себя так? Нет. Но нет ничего более отстойного, чем апатия ко всему». Другие пользователи разделили мнение @clubskunks и сравнили Брэдшоу с ребенком, а также поблагодарили Кэрри за то, что она «сделала крутым» есть рамен, покупать обувь и жевать жвачку. «Я думаю, это очень круто — искренне радоваться маленьким чудесам жизни и вещам, которые тебе нравятся», — признается один из пользователей.
Зумеров впечатлил не только характер Кэрри, но и ее стиль, который даже в годы выхода «Секса в большом городе» мог показаться эпатажным. Как отмечает Дейзи Джонс в своей колонке на Vogue, Брэдшоу и выбором одежды, и поступками напоминает chill girl поколения Z, которая живет как хочет — расслабленно, «без напряга» и честно, хотя и несколько эмоциональнее, чем кому-то хотелось бы.
Увидеть в Кэрри себя
В любви зумеров к Кэрри Брэдшоу большую роль сыграла психология — по мнению семейного психотерапевта и клинического психолога Марины Щегловой, ценности и взгляды журналистки из Нью-Йорка во многом совпадают с ценностями и взглядами, которые разделяют молодые люди. Среди них:
- стремление найти работу, которая будет приносить удовольствие и нести в себе смысл, — Кэрри занимается своим любимым делом, она пишет статьи и книги. Таким же образом стараются строить карьеру и зумеры, для которых ценность работы важнее дохода;.
- самостоятельность — даже советуясь с подругами, Кэрри всегда принимает окончательное решение, опираясь на свои чувства и ощущения. Похожая эмоциональность характерна и для зумеров;
- открытость — Кэрри не боится обсуждать табуированные темы и не заминает конфликты в отношениях;
- предпочтение знакомствам в офлайне — зумеры, как и Кэрри, любят реальное общение и личные встречи.
Принципиальное же отличие зумеров от Кэрри — в подходе к психотерапии. Так, поведение Брэдшоу в отношениях с друзьями и партнерами, по мнению Щегловой, характеризует ее как человека с тревожно-избегающим типом привязанности. «Можно предположить, что мать Кэрри была недостаточно заботливой, и ребенку приходилось привлекать к себе внимание плачем или криком. Во взрослом возрасте, когда возникает угроза разрыва отношений, срабатывает тот же паттерн поведения — удержать значимого человека рядом, и Кэрри всеми силами пытается сохранить важные для нее отношения, — объясняет психолог. — На психологическом плане «не любит» равносильно смерти, поэтому, вопреки здравому смыслу и своим ценностям, Брэдшоу продолжает отношения с «мужчиной своей мечты», даже когда он ее не выбирает и потом женится на другой».
Марина Щеглова обращает внимание на то, что подобные процессы происходят на неосознаваемом уровне психики — осознать их и тем более «скорректировать» можно только при помощи психотерапии. «В отличие от Кэрри, большинство представителей поколения Z, сталкиваясь со сложностями в отношениях, сразу обращаются за психологической помощью, — поясняет Щеглова. — Зумеры считают, что психотерапия — это лучшая инвестиция в себя и в свое будущее».
Быть как Кэрри
Ментальная близость с героиней «Секса в большом городе» породила не одно вирусное видео в соцсетях — зумеры по-своему переосмысляют эстетику Кэрри Брэдшоу: в Pinterest создают коллажи с ее типичными аксессуарами и образами, причем как оригинальными из сериала, так и более современными или стилизованными под моду нулевых.
«Сара Джесика Паркер говорит: «Мода — это не роскошь, это право». Еще одна из цитат актрисы: «Люди должны одеваться так, как они хотят. Любые правила для возраста или фигуры глупы». В образах Паркер 1990-х можно найти и леопардовые оправы, и трендовые в 2024 году треники. Сара действительно всегда выбирает и выбирала актуальные образы. Но и, конечно, стилист «Секса в БГ» Патриция Филд сделала свое дело — Сара стала априори иконой стиля. «Любим, даже если бы она была червяком!» — написала в своем Telegram-канале о моде и стиле slepestok & fire annd air 27-летняя Светлана Андронова, владелица бренда одежды fire annd air. «Патриция Филд придумала те сочетания в одежде, о которых не говорили ранее. Именно благодаря Кэрри Брэдшоу сумка Fendi Baguette стала такой популярной и желанной. Также легко вспомнить выход Кэрри в «газетном» платье Dior времен Джона Гальяно, — рассуждает Светлана в разговоре с Forbes Young. — Стиль Кэрри очень непредсказуемый, яркий и запоминающийся, как и сама героиня сериала». Кстати, 22-летняя Дженна Ортега, исполнившая роль Уэнсдей в одноименном сериале, пришла на премьеру нового фильма певца The Weeknd «Последнее завтра» (Hurry Up Tomorrow) в «газетном» платье, повторив образ Кэрри из третьего сезона «Секса в большом городе».
Андронова также обращает внимание, что некоторые действительно могут не понимать предпочтения Кэрри в выборе одежды, тем не менее ее стиль спустя четверть века оказывается близок поколению Z. «Стиль Кэрри достаточно неоднозначный, а многие люди все новое воспринимают как автоматически плохое, к сожалению, не пытаясь даже разобраться. Кэрри сочетает, на первый взгляд, несочетаемое — шуба с босоножками (которую купила стилистка сериала в секонде за $200), юбка с «хвостом» от Vivienne Westwood, пышные юбки, последние коллекции модных дизайнеров. К этому многие не готовы, но действие сериала происходит в 2000-х, в самый разгар моды на низкую талию, пайетки, брюки капри и танкетку — все то, что многие так не любят, и очень зря. Из хорошего — сейчас к нам вновь вернулась мода 2000-х, поэтому все образы Кэрри вновь актуальны», — поясняет Светлана Андронова.
«Зумеры посмотрели сериал только сейчас, когда вернулась мода того времени, а люди, родившиеся в нулевых, повзрослели: так и случился мэтч, и одна из главных модных телевизионных икон стала вновь популярна в наши дни, — заключает Андронова. — Молодым людям нужно было брать чей-то образ за референс, когда соцсети и издания стали рекомендовать носить платья слим-силуэта, брюки-капри и необычные головные уборы, поэтому Кэрри и стала отличным «учителем» по стилю для поколения Z».