Делай как я: директор баскетбольной команды Виктор Худошин о стрессе, ЗОЖе и доходах

34-летний Виктор Худошин прошел путь от барабанщика рок-группы до основателя FM-радиостанции и директора команды Dawgs — одной из лучших в баскетбольной медиалиге. Как он сам признается, у него необычный, может быть, даже сумасшедший, карьерный трек. Несмотря на то, что музыка, медиа и спорт — абсолютно разные сферы, у Худошина получилось добиться хороших результатов в каждой из них. Так, во время его работы на хип-хоп-радиостанции Studio 21, ведущие проводили прямые эфиры с известными зарубежными артистами (Desiigner, Azizi Gibson, Saint Jhn и другие), а соцсети проекта росли. На сегодняшний день количество подписчиков Studio 21 в YouTube составляет 209 000 человек, в Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена) — 230 000, а во «ВКонтакте» — 178 000. Большая часть аудитории была собрана до того, как Худошин покинул радиостанцию в конце 2022 года. По данным Mediascope, на тот момент суточное количество слушателей Studio 21 превышало 873 000.
В поисках свободы и новых возможностей Худошин ушел в медиабаскетбол — новое явление для российской индустрии развлечений, которое постепенно набирает популярность. Предыдущий опыт помог Виктору в работе с баскетбольной командой Dawgs, которую он называет медиабрендом и сравнивает работу в ней с ведением блога и созданием контента. Он признается, что любит «влетать в молодые проекты и развивать их», хотя это не всегда дается легко. «Помню, когда мы проиграли сезон, я почти весь световой день просидел в лесу со стаканом кофе», — вспоминает Худошин. Сейчас он спокойнее относится к неудачам и старается собрать в команде игроков, которые будут чувствовать синергию на площадке. В недавно завершившемся пятом сезоне Dawgs дошли до четвертьфинала, выиграв семь матчей из восьми (в предыдущем сезоне команда показала тот же результат).
Forbes Young поговорил с Виктором Худошиным о личных финансах, работе в режиме нон-стоп и спортивном отношении к провалам.
Первые деньги
«Когда мне было 11 лет, мы с друзьями мыли машины на заправке. Потом я немного повзрослел и стал участвовать в киберспортивных турнирах, где можно было выиграть клавиатуры, мышки, другие призы — все это мы с друзьями продавали на форумах. Что касается заработанных денег, я не строил долгосрочных планов и чаще всего просто покупал одежду. Я из бедной семьи и всегда мечтал выглядеть, как чуваки из моих любимых фильмов про рэперов и скейтеров. Плюс я достаточно субкультурный человек, поэтому мне важен визуальный код. Наверно, для многих прозвучит странно, но меня это мотивировало.
В 17–18 лет я начал заниматься музыкой (Худошин играл на ударных в рок-группе 2nd Season, а также был менеджером коллектива. — Forbes Young), и уже в 19 я стал зарабатывать на этом неплохие для тех времен деньги. Мы играли концерты, ездили в туры на несколько десятков городов, и у нас были хорошие гонорары. Группа приносила мне больше денег, чем работа на радио, которая станет для меня следующим этапом. Я занимался организацией выступлений, созданием и продажей мерча, продвижением наших соцсетей — это была полностью DIY-история (do it yourself — «cделай сам», в музыкальной среде относится к проектам, которые развивались самостоятельно, без помощи лейблов. — Forbes Young). Тогда я приобрел навыки, которыми пользуюсь до сих пор».
Первые дорогие покупки
«Когда у меня появились деньги, я купил самый крутой на тот момент комп, который помог мне зарабатывать и развиваться. Эта покупка (дорогая во всех смыслах, в том числе для души) изменила мою жизнь. Теперь я мог заниматься видеомонтажом, брать заказы, так как я технически подкован в этом вопросе, и выполнять огромное количество других задач. Я благодарен себе, что не купил вместо этого какую-нибудь золотую цепь.
Примерно в то же время я приобрел очень дорогие барабаны. Можно ли сказать, что они принесли мне какую-то пользу за время работы в музыкальной индустрии? Не особо. Сейчас музыка — мое хобби, занятие для души, хотя я по-прежнему трачу большие суммы на инструменты. Если бы я их продал, то смог бы купить себе недешевый автомобиль».
Запуск радиостанции Studio 21
«В конце 2017 года я основал хип-хоп-радиостанциию Studio 21, которая росла в рамках холдинга «Европейская медиагруппа». Там я реализовал несколько крупных проектов (онлайн-фестивали, коллаборации с известными брендами, конкурсы для начинающих артистов и другие) и развил навыки медиаменеджера. Через несколько лет, когда бренд был выстроен, а внутренние процессы в коллективе налажены, я почувствовал, что цикл моей работы на радио подходит к концу. Интерес к сфере радио угасал, а совесть не позволяла мне заниматься делами с потухшим взглядом. Место было «пригретое», но мне хотелось свободы, творчества, изменений в жизни, поэтому я решил сделать шаг в неизвестность.
Так вышло, что у меня необычный карьерный путь (для кого-то даже сумасшедший): сначала хип-хоп-радиостанция — новое для России явление, по сути, медиастартап, а потом — баскетбольная команда. Звучит сюрреалистично, но мне нравится. Люблю влетать в молодые проекты и развивать их».
Работа в медиабаскетболе
«Сейчас я работаю в индустрии медийного спорта (а именно — в баскетболе), она постепенно набирает обороты в России. Наша команда называется Dawgs. Суть этого бизнеса заключается в том, чтобы объединить спорт с креативными сферами (медиа, дизайн и другие), потому что турниры должны быть зрелищными. Сейчас на паркете, наряду с профессиональными игроками, соревнуются известные артисты и блогеры. Вокруг игр растет медиаактивность, потому что среди зрителей тоже много известных людей.
Почему мне это откликается? Во-первых, медиаспорт — это пропаганда здорового образа жизни, во-вторых, каждая игра — интересное яркое событие. Если говорить о задачах, которые стоят перед директором команды, то это ни на что не похожая история. Например, поиск игроков — новый для меня опыт. Нужно, чтобы все между собой женилось, участники команды друг друга чувствовали и атмосфера была классная. Также обязательный пункт — создание контента, потому что команда — это медиабренд. Так как у меня большой опыт работы в медиа, я с самого начала понимал, какой контент нам нужен: об игроках, победах и поражениях, в принципе о баскетболе — своего рода блогерская история».
Стресс, случайности и поражения
«Сейчас завершился пятый сезон (он длится около трех месяцев) — это большой-большой поток дел, задач, которые появляются в реальном времени. Я работаю без выходных, потому что в субботу и воскресенье проходят игры. Это стресс, но я в таких условиях собираюсь. Я привык к тому, что одна секунда промедления может иметь последствия. Конечно, я на адреналине, потому что результат моей полугодовой работы укомплектован в несколько 10-минутных матчей. Но в то же время понимаю, что в спорте есть место случайностям, и я не могу контролировать все.
Первые сезоны я сильно нервничал, и это было видно по моему языку тела. В то время я смотрел, как реагируют спортсмены, и думал, что им все равно. На самом деле они уже столько выиграли и проиграли, что усвоили главное правило: без поражений не бывает побед.
Однажды ко мне подошел Андрей Геннадьевич Кириленко (баскетболист, президент Российской федерации баскетбола, с 2001-го по 2011 год игравший за команду «Юта Джаз» в Национальной баскетбольной ассоциации. — Forbes Young) — легенда, которого Коби Брайант (американский баскетболист, пятикратный чемпион НБА. — Forbes Young) называл самым сложным соперником, — и спросил: «Что ты переживаешь?». Я говорю, ну вот, блин, можем проиграть. Он ответил: «Ну хорошо, что изменят твои переживания? Ничего? Вот и все». После этого я стал относиться к неудачам более профессионально».
Ответственность, спорт и коммуникация
«Я очень ответственный человек и привык тратить на работу много времени и сил. В этом смысле взятые на себя обязательства помогают мне быть продуктивным — если нужно, даже ночью. Плюс сам по себе рабочий процесс меня вдохновляет и драйвит, создает ощущение движения вперед.
Кроме того, важная часть моей рутины — спорт. После тренировки лучше работает голова, и количество внутренних загонов сокращается — я стал психологически более устойчивым. Нужно учесть, что мое окружение теперь состоит из спортсменов — дисциплинированных и целеустремленных людей, которые многому меня научили. В том числе спортивной коммуникации — у такого общения есть своя специфика, и оно мне очень по душе. Жалею, что не подружился с профессиональным спортом раньше».
Привычки, которые позволяют экономить
«Я понял, что чем больше ты двигаешься, тем лучше выглядишь. Поэтому если есть возможность дойти, а не доехать, я отказываюсь от такси. Второе — это еда. Раньше я много заказывал, а сейчас стараюсь готовить сам. Я больше не считаю это тратой времени, потому что это медитативный процесс, который успокаивает и разгружает голову. К тому же, когда ты придерживаешься правильного питания, ты лучше любого повара знаешь, что и как приготовить. Кажется, что еда и такси — небольшие траты, но мои привычки позволяют сохранять на счету солидную сумму.
На себе я никогда не экономлю — на одежде (несмотря на то, что сейчас все в сто раз дороже), сессиях с психоаналитиком, занятиях с тренером. Сейчас у меня кризисный этап, и мне важно вкладывать в себя».
Точка, где все доказал себе и другим
«Меня никогда не устраивал мой уровень дохода и в целом то, что я имею. Когда я начал работать с психоаналитиком, он объяснил мне, что я — человек движения и что стремиться к большему — абсолютно нормально. Конечно, нужно помнить о своих достижениях, и мне есть, за что себя похвалить, но я стараюсь идти вперед.
Причиной моего дискомфорта было то, что я всегда шел за идеей, игнорируя заработок. Допустим, есть классная возможность — сделать свое радио, — я загораюсь и соглашаюсь на очень скромный гонорар. Общение с психоаналитиком помогло мне осознать, что так делать не стоит. Сейчас я в точке, где все доказал себе и другим, понял, что я специалист высокого уровня — ответственный, креативный, работоспособный, — и стараюсь ценить свои профессиональные качества и рабочее время. В этом смысле психоанализ (и психотерапия в целом) — великая вещь, необходимая всем, кто хочет лучше понимать себя и развиваться в разных сферах. Конечно, это долгий процесс, но он точно принесет результаты».
Личный бюджет с «подушкой»
«Я всегда внимательно и аккуратно относился к бюджету, если речь шла о работе или бизнесе, а собственные доходы и расходы стал планировать совсем недавно. Yanix (рэпер Янис Бадуров. — Forbes Young) показал мне таблицу, где подсчитывал прибыль с концертов с помощью формул. Я подумал: «Вау! Вот это подход». Начал общаться с другими людьми, которые тоже планируют личный бюджет, гуглил, изучал и понял, что существует множество инструментов, помогающих работать с финансами. Это удобно и приятно, и катать туда-сюда деревянные счеты больше не нужно.
Теперь у меня тоже есть таблица в Excel, которая помогает следить, чтобы часть дохода (в моем случае — около 10%) всегда оставалась на карте, потому что богатый человек тратит меньше, чем зарабатывает. Мне нужна «подушка», которая будет постоянно расти, — с ней я чувствую себя безопаснее. Важно, чтобы на счету была достаточно крупная сумма, которая покроет две статьи расходов. Первая — траты, связанные с моим здоровьем (это уже некислая история), со здоровьем близких и моего пса Джея. Вторая — стандартные ежемесячные расходы, умноженные на два или три, на случай, если с моим основным доходом что-то случится. Потому что в жизни много неожиданностей и нужно быть готовым ко всему.
Не могу сказать, что планирование дается мне легко, потому что я творческий человек, но я понимаю, что без него никуда.
Раньше я позволял себе много необдуманных покупок. Увидел куртку, понял, что на нее надо занять, — купил, иду кайфую. Самое удивительное, что я никогда не жалел о таких тратах. Наоборот, ругал себя, если не покупал, потому что потом не мог найти эту вещь нигде. Сейчас все по-другому — когда бюджет расписан, ты не можешь нарушить свои планы, это своего рода игра».
Эксперименты с инвестициями и криптой
«Опыт инвестирования у меня минимальный, я бы сказал, что экспериментировал с этим инструментом. Я заработал неплохие деньги во время пандемии COVID-19: понял, что акции фармацевтических компаний будут расти, вложил в них половину сбережений и вернул в разы больше. Потом я баловался с акциями российских компаний и понял примерную механику — нужно находиться в инфополе и следить за индустрией, в которую инвестируешь. Думаю, я освоил этот инструмент и смогу впоследствии им пользоваться.
Сейчас я изучаю тему криптомеханики и планирую двигаться в этом направлении, ведь если столько людей этим интересуются, значит, в этом есть смысл. Здесь как в музыке — если тебе не нравится какой-то популярный жанр, возможно, ты просто не в контексте».
Планы по запуску собственного бренда
«Я считаю, что умение привлекать инвесторов — очень полезный навык, которому я учусь. Стараюсь быть коммуникабельным, пользоваться нетворкингом и правильно формулировать бизнес-предложения. К сожалению, пока мне не хватает опыта.
Что касается личных финансов, хочу глубже погрузиться в тему планирования бюджета, инвестиций и заработка на своих сбережениях. Это большой интересный путь, и мне жаль, что я не пошел по нему раньше. Сейчас у меня есть цель — хочу накопить стартовый капитал, чтобы запустить собственный бренд одежды».
Ошибки, опыт и баланс
«Оглядываясь назад, могу сказать, что долгое время неправильно распоряжался финансами. Наступал на одни и те же грабли, давал деньги в долг (мне до сих пор не вернули 1 млн рублей), делал нерациональные покупки. Однажды я спонтанно купил дорогую электрогитару (они со временем дорожают, и я считал это инвестицией). Она оказалась паленой и вышла из строя через неделю — перестала звучать. И таких случаев было много, потому что я плыл по течению и не умел контролировать свои финансы.
Сейчас я формирую новые полезные привычки, но это не значит, что перед тем, как купить утюг, я изучаю рынок, рекомендации и еду в магазин с самыми дешевыми товарами. Стараюсь соблюдать баланс».