Поп-стоицизм: как античная философская школа стала модной в современном мире

По моим наблюдениям, стоицизм — самое модное сейчас философское течение, в том числе у молодежи, в предпринимательской среде и в мире венчура: стоиков цитируют, по ним пишут книги, которые становятся бестселлерами, а в их утверждениях ищут опору. На мой взгляд, интерес к стоикам, который мы наблюдаем — это не интерес к стоицизму как к целостному явлению культуры, а скорее тренд на изучение некоторых методик самоконтроля и работы с сознанием.
При этом явление поп-стоицизма для массовой культуры как всплеск интереса к философии или религии ради поиска отдельных практик не ново. Последние лет двадцать мы наблюдаем большой интерес к буддизму, где работа с сознанием играет значимую роль.
Постулаты стоицизма
Стоицизм — философское направление, которое распространилось с III века до н.э. и, как и большая часть античной философии, возникло в Афинах. Наиболее известные имена, связанные со стоицизмом — философы Сенека и Эпиктет и, конечно, римский император Марк Аврелий.
В основе стоицизма — жизнь в соответствии с разумом. Истину можно познать через размышления и формирование отношения к внешним событиям. Стоицизм в современном массовом сознании — культура поведения, которая помогает стойко противостоять нередко враждебному миру и оставаться спокойным.
Основные постулаты учения стоиков:
- Совершать добродетельные поступки, несмотря на их результат;
- Контролировать свои эмоции и отношение к происходящему с помощью разума;
- Принимать свою судьбу, смирившись со своим положением в мире;
- Фокусироваться на том, что находится под твоим контролем;
- Развивать внутреннюю свободу и отказываться от излишнего.
Почему стоики снова в моде
Самый интересный вопрос: кто стоит за этим трендом? Моя исследовательская работа указывает на последователей когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) — формы психотерапии, которая начала формироваться в середине прошлого столетия.
В центре КПТ — личность, ее мотивы, убеждения и поступки. Нет скрытых от личности мотивов, все рационально. Есть автоматические мысли, но с ними можно работать и де-автоматизировать. Можно осознавать свои убеждения, менять их и перестраивать мышление через упражнения.
Это направление психотерапии подразумевает в целом тренинговый подход: разговоры, выработку навыков, непривычных для пациента способов действовать. Работа идет через домашние задания, когда нужно сделать что-то новым для себя способом и проанализировать результаты.
И здесь как раз пригодились стоики с их позицией, что человек может изменить отношение к вещам и уметь контролировать себя. В целом современную моду на стоицизм можно назвать интервенцией психотерапии в философию под предлогом поиска сильного фундамента.
Подход КПТ, подпитанный отсылками к стоикам, лег на очень плодородную почву амбициозных достигаторов. Они есть в каждом поколении, особо непросто приходится тем, кто хочет добиться «успешного успеха» к 25–30 годам. Когда на тебя давит среда и ждет от тебя результатов — это стресс, который мешает действовать, а окружающие (и ты сам) ждут быстрого успеха. Базовые постулаты стоицизма в обложке от КПТ очень подходят для того, чтобы под давлением среды и обстоятельств продолжать действовать рационально. Для этого достаточно регулярно совершать простые действия.
Все под контролем?
Где-то месяц назад мы с группой студентов читали стоика Эпиктета и его «Краткое руководство к нравственной жизни». Текст начинается с того, что если ты хочешь не терять самообладания, то должен постоянно понимать, что находится в твоей власти, а что — нет. То, что не в твоей власти, ты не можешь контролировать, значит, не должен тратить на это силы.
Каждый стоик для себя постоянно должен разграничивать: должен ли я контролировать или нет то, что происходит со мной сейчас? И если я делаю неправильный выбор, то получается, что силы, которые я мог потратить на то, что можно исправить, улучшить, усовершенствовать, я трачу на борьбу с иллюзорным.
Правда, получается, что это не такая уж простая задача — понять, насколько от нас зависит ситуация. Допустим, мы заболели — мы можем на это повлиять? Казалось бы, нет. А когда мы начинаем рассуждать, выясняется, что если бы мы теплее оделись вчера или не вышли без зонта, возможно, были бы сейчас здоровы.
В психотерапии подход фокусирования внимания очень востребован. У пациентов часто событие, которое случилось 20 лет назад, оттягивает на себя все внимание и энергию. Мы постоянно думаем о том, как можно было бы поступить иначе, что мы могли бы сделать. В такие моменты человек не принимает прошлое и пытается его изменить. Получается, согласно стоикам, мы боремся с тем, что не поддается нашему контролю и является бессмысленным действием. И стоики тут очень помогают направить фокус внимания и энергию на другие вещи, которые поддаются контролю, а также изменить отношение к тому, что случилось в прошлом.
Примечательно, что читают и цитируют сейчас не столько самих стоиков, сколько Райана Холидея (маркетолог, писатель и предприниматель), Дональда Робертсона (когнитивно-поведенческий психотерапевт и писатель), Массимо Пильюччи (биолог и философ) и других современных авторов, которые пересказывают главные идеи через простые примеры. Причина этого феномена довольно проста: читать стоиков в оригинале сложно — это очень насыщенные тексты, где нужно понимать, что скрывается практически за каждым словом.
На недавнем занятии со студентами за полтора часа мы прочитали всего четыре абзаца из труда Эпиктета — после каждого абзаца нам приходилось выяснять, что вообще происходит в тексте. В том числе разбирали дихотомию контроля: Эпиктет настаивает, что люди могут контролировать только то, что является «их». И здесь начинается территория нюансов. Например, тело — это уже не «мое», потому как человек его не всегда контролирует, собственность и здоровье — тоже не «мои». Получается, что «мое» — это только то, как я оцениваю происходящее, как мыслю, чего желаю, к чему стремлюсь и от чего отказываюсь. Если вы читаете оригинал, то в нем надо пробираться сквозь слова к смыслу, следить за ходом рассуждений. Студенты, да и более взрослые читатели, не всегда к этому готовы.
Как быть с большими целями?
Поп-стоиков от философов отличает еще и подход к «большим целям». В классическом стоицизме важна концепция судьбы и следования долгу: человек, который хочет быть мудрецом, должен вести добродетельную жизнь и совершать добродетельные поступки вне зависимости от того, принесут ли они ему выгоду или нет. Выделяют четыре добродетели: мужество, справедливость, мудрость и умеренность.
Стоик, мудрец, должен жить в соответствии с этими добродетелями. Он не должен стремиться к богатству, к славе и успеху, потому что для него это не подконтрольно. Подконтрольно только его следование добродетелям и сами его поступки.
В идеале стоики должны получать радость от осознания того, что их разум, мысль и дух совпадают с космическим разумом, мыслью и духом, что они живут в соответствии с космическим логосом. При этом не важно, богатый я, бедный, здоровый или нездоровый, сижу в темнице или на свободе — мой дух всегда свободен.
И тут с умеренностью, кажется, разобраться сложнее всего. Под этим понятием подразумевается в первую очередь самоконтроль и умение держать себя в руках. Например, греки пили много вина, но при этом разбавляли его водой, ведь быть в состоянии опьянения считалось позором. Согласно философии стоиков, испытывать половую страсть — нормально, физиологично, а вот предаваться этой страсти, теряя контроль над собой — уже плохо.
Адептам КПТ в обертке стоицизма интересна практическая часть стоицизма, которую они используют в целях гораздо более земных и низменных: успеха, эффективности, достижений и славы. Это не плохо и не хорошо, но для них исчезают те самые нематериальные «большие цели», которые лежали в основе античной философской школы.
Судьба или реальность?
Для философов-стоиков важно понятие «судьба». Оно связано со смирением, с признанием реальности и своего места в ней. Это не пассивное принятие судьбы, как можно подумать — нет: осознавая свое место и положение, исходя из реалий, стоик действует. Понятие судьбы не делает стоиков пассивными.
Поп-стоицизм строится на том, что человек не признает свое текущее положение, хочет его исправить, поэтому перепрограммирует свое сознание и свои действия, чтобы стать успешным, изменить себя и свою судьбу. В современном предпринимательском мире принято считать, что ты можешь достичь всего, если приложить достаточно усилий.
Поп-версия стоицизма, безусловно, нужна. Для кого-то она может стать первым шагом, чтобы заинтересоваться этим направлением философии и копнуть глубже. Даже будучи доцентом философии и человеком заинтересованным, я считаю, что по-настоящему погрузиться в философию стоицизма — удел меньшинства.
Если смотреть на нынешний культ стоиков, точно стоит присмотреться к маркетинговой мудрости коллег-психологов из школы когнитивно-поведенческой терапии. Они не просто нашли опору своим мыслям, но фактически прирастили себе историю глубиной в 2000 лет. Это прекрасный способ отстройки от конкурентов. Опора на стоиков позволяет позиционировать себя не как тех, кто работает с людьми, которым нужна психологическая помощь, а как тех, кто готов помогать стать успешнее и эффективнее. И тогда ты уже не врач, а тренер, коуч, учишь жить других, и значит, что-то знаешь об этой жизни сам.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора