Собрать всех друзей: хип-хоп-исполнитель Кассета о новом альбоме «Ателье»

Московский музыкант, продюсер и граффити-художник Теймурхан Гасанов, которого мы больше знаем как резидента лейблов GAZ (Gazgolder) и «ПЭМ» («Профсоюз электронных музыкантов»), хип-хоп-исполнителя Кассета, начал свою музыкальную карьеру в начале 2000-х. В интервью он рассказывал, что вдохновился тогда творчеством известного своими экспериментами с разными жанрами и аранжировками британского рэпера MF DOOM.
Свой дебютный альбом «Пленку перемотай» Кассета выпустил в 2020 году. В том же году клип на трек «Эйфория» получил премию Jager Music Awards за лучшее видео. В 2023 году фит с электронным дуэтом The Dawless — KINO — с запоминающимся припевом «Не могу остановиться» стал вирусным, а клип на сингл набрал более 1,5 млн просмотров в YouTube.
В 2024 году Кассета выпустил альбом «Воздух вода огонь», звучание которого описывал так: «Ночные тусовки. Драм-н-бейс. UK garage. Английский стиль. Электро. Брейкбит. Все, в чем я силен».
Новый альбом «Ателье», релиз которого состоялся 11 июля, собран из 12 совместных треков с артистами разных жанров. Над музыкой Кассета работал вместе с продюсером Dopefisher (Олег Рыбаков). «Идея альбома фитов у меня возникла уже давно — примерно три года назад. Хотел собрать всех наших классных друзей, сделать со всеми треки и снять крутые работы. Мне всегда казалось романтичным собрать компанию единомышленников: все ребята в альбоме делают интересную музыку, у нас примерно схожие вкусы, поэтому работать было легко и приятно», — поделился Кассета с Forbes Young.
Главное из разговора Forbes Young с музыкантом о новом альбоме читайте в материале.
О «пошиве» нового альбома
«Это была очень сложная работа, скажу честно. Любой артист, который делал фиты, знает: тяжело делать свои треки, а с другими артистами — еще тяжелее. У каждого свое видение звучания, свой стиль. Смешать все это, чтобы получилось гармонично, непросто. Я около двух лет потихоньку собирал этот альбом, не торопясь, все обдумывая. Где-то переделывали треки по нескольку раз. Но результат того стоил.
Хотелось сделать альбом разножанровым, показать, как я умею работать в разных направлениях музыки. За мной ведь закрепился образ электронного артиста, хотя я всегда делал самую разную музыку — от олдскульного рэпа до соула. Поэтому «Ателье» для меня — это возможность показать разноплановость и напомнить о своих творческих корнях».
О работе с приглашенными артистами
«Я отправлял артисту готовый трек со своим куплетом. Ребята уже под мой текст писали свой куплет. Только с Федей (исполнитель Feduk, Федор Инсаров. — Forbes Young) мы сделали трек с нуля, прямо вместе, и с Антохой МС (рэпер Антон Кузнецов. — Forbes Young) тоже вышло иначе. А все остальные треки были изначально моими набросками. Понятно, что потом мы еще долго все доделывали: что-то добавляли, демки со временем улучшались, трансформировались. Но базово каркас оставался мой, просто дополнялся разными фишками, усиливались драм-партии (ритмическая основа для электронной музыки. — Forbes Young), оттачивалось звучание. В итоге получился, можно сказать, сборник профессионалов своего дела».
О поиске названия
«Честно говоря, я долго не мог придумать подходящее название. Хотелось, чтобы оно отражало саму концепцию фитового альбома, но вариантов было много, и ни один до конца не нравился. И вот мы как-то ехали с Саби — так я называю Сабину (жена Теймурхана Гасанова. — Forbes Young) — в машине, и она увидела в окно вывеску «Ателье». Предложила мне это слово — и оно мне сразу зашло. Провели аналогию: в ателье приходят разные клиенты, для каждого шьют костюм по его меркам, в его стиле. Так же и мы в своем музыкальном «ателье» собрали треки разных стилей с разными артистами. Название идеально легло на концепцию».
О треке Outdoor
«С Федей мы встретились в студии, думали, о чем делать трек, что нас обоих сейчас цепляет. Оказалось, что это вся технологичная мода, смешивающая в себе outdoor (стиль в одежде, который основан на практичности, функциональности и комфорте. — Forbes Young) и уличный стиль. Бренды вроде Salomon, Arc’teryx — все такие вещи. Мы подумали, что круто будет написать об этом трек».
О треке where is my day
«С Антохой MC мы много экспериментировали, было несколько вариантов. Сначала, по моей идее, сделали такой солнечный двухшаговый бит — «тустепчик» (2-step — стиль электронной музыки. — Forbes Young). Поначалу нам понравилось, но потом передумали. Антоха предложил сделать вообще в стиле реггетон — мы записали версию в этом ритме. Потом написали новые тексты, попытались доработать мою изначальную версию, изменили ее. В итоге мы все отбросили и сделали совсем другой трек, с другими текстами — получился такой дерзкий UK-гэридж (жанр электронной музыки. — Forbes Young). Антоха, считаю, на этом треке звучит совсем непривычно — очень дерзко. Мне прям нравится, как он раскрылся в новом амплуа!»
О фите с Лолитой Милявской
«С Лолитой тоже вышла интересная история. Мы вместе выступали на одном концерте проекта «LAB с Антоном Беляевым». Антон предложил пригласить Лолиту исполнить со мной песню «Не могу остановиться» (трек KINO. — Forbes Young) на живом выступлении. Это был очень крутой эксперимент, все были удивлены. А после, уже на другом фестивале я услышал песню Лолиты «Похороните меня за плинтусом» (композиция «Раневская». — Forbes Young), которая меня буквально пробрала до мурашек. Я подошел к ней и говорю: «Давайте сделаем совместный трек». Она ответила: «С удовольствием!» Сказала, что готова к любым экспериментам.
Я был очень рад и вспомнил, что у меня как раз была заготовка трека, который по смыслу перекликается с ее песней. Я с помощью нейросети вырезал там вокал, кое-что еще порезал — убрал лишние слова, что-то добавил, чуть переставил куплет и припев — и отправил ей демо. Лолита была удивлена, ей очень понравилось. Мне тоже было приятно, что она готова к таким смелым экспериментам. В таком жестком рэпе она еще не участвовала. В общем, я отправил ей этот трек как пример, попросил написать что-нибудь похожее по ритмике. Вот так все и получилось».
О треке booty
«В треке с Thomas Mraz (музыкант Алмас Гатауллин. — Forbes Young) я использовал текст, который написал лет в 16–17. Это вообще один из моих первых текстов. В юности я фристайлил на кассетный диктофон, потом слушал запись и выписывал оттуда панчлайны. Так получился мой самый первый куплет. Я никогда его прежде не записывал на студии, но часто читал на каких-то битвах или когда нужно было что-то заготовленное зачитать. И вот наконец записали полноценную студийную запись этого куплета для нашего совместного трека — считаю, символично вышло завершить альбом таким образом».
О пасхалках
«Во всех моих текстах есть какие-то скрытые смыслы, конечно, свои пасхалки. Это могут быть вещи, которые окружали меня в определенный момент, какие-то мои переживания или, наоборот, радости. Я выплескиваю свои эмоции и запечатываю их в музыке и словах, чтобы они там остались».
