К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Утром спринт, вечером флирт: где и как зумеры заводят новые знакомства

Фото Петра Ковалева / ТАСС
Фото Петра Ковалева / ТАСС
Несмотря на то, что российские зумеры предпочитают виртуальное общение, друзей и партнеров они ищут не только в соцсетях. Forbes Young рассказывает, как приложения для знакомств адаптируются к запросам молодежи, что такое dating burnout и как связаны онлайн- и офлайн-коммуникации

Согласно данным опроса компании Freeman, большинство зумеров осознают важность живого общения для профессионального и личностного роста. 91% считает, что офлайн-встречи — один из лучших способов развивать социальные навыки и межличностные коммуникации. Совместное исследование Freeman и The Harris Poll показывает, что поколение Z стремится выйти за рамки онлайн-общения: 69% респондентов признают, что из-за цифровых технологий чувствуют себя все более изолированными — как в социуме, так и в профессиональной среде. 

Генеральный директор Freeman Джанет Делл в комментарии для CNBC Make It отметила, что исследование переворачивает привычное представление о зумерах, которые якобы стремятся исключительно к цифровому общению. Все с точностью до наоборот: «Они активно ищут возможности развивать навыки межличностного общения и строить профессиональные отношения. Это поколение прекрасно понимает, когда технологии помогают, а когда мешают настоящему общению», — подчеркивает Делл.

Российская молодежь все же пока тяготеет к виртуальному общению: по данным ВЦИОМ, 61% респондентов предпочитают взаимодействие в интернете. Личные встречи как основной формат знакомства выбирают лишь треть опрошенных, а каждый шестой проводит в мессенджерах более шести часов в день. Результаты исследования говорят о том, что интернет остается платформой для поиска информации, развлечений и общения. 

 
Telegram-канал Forbes Young
Просто о сложной картине мира
Подписаться

Иллюзия бесконечного выбора

Аудитория dating-приложений в России растет. После ухода популярных зарубежных сервисов знакомств, таких как Tinder, Bumble и Badoo, российские пользователи ищут партнеров для романтических отношений и друзей на отечественных платформах: наиболее популярными в 2024 году были Mamba (39% пользователей), «VK Знакомства» (29%), Tabor (13%), Loveplanet (8%), Teamo — 5%, Twinby (4%) и Pure (2%).

Онлайн-сервисы знакомств, чтобы оставаться актуальными для молодой аудитории, отказываются от устаревшей механики бесконечного свайпинга и предлагают форматы, в которых на первый план выходят осознанный выбор, приватность и реальное взаимодействие. 

 

Так, по задумке сооснователей сервиса для знакомств Twinby Вероники Яковлевой и Валерия Климова, использование психологических тестов, включая модель «Большой пятерки» (теория о структуре личности, которая основывается на идее о том, что существует пять черт характера, присущих каждому: открытость, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность, нейротизм), служит своего рода фильтром и позволяет пользователям ориентироваться не только на внешность, но и на характер, стиль общения и систему ценностей потенциального партнера. 

«Поколение Z выбирает slow dating: меньше случайных свайпов, больше поводов для осмысленного контакта и проверки на совпадение мировоззрений», — объясняет Яковлева. По ее словам, 60% аудитории Twinby — это пользователи до 28 лет и сервис во многом ориентируется именно на их поведенческие особенности.

Вместо привычных «Привет» и «Чем занимаешься?» пользователи Twinby могут начать общение с помощью карточек с вопросами — от формата «Правда или действие» до тем, связанных с личными границами и интимной совместимостью. «Мы стараемся снизить порог неловкости, дать повод для живого разговора. Айсбрейкеры и мини-активности помогают быстрее включиться в контакт», — рассказывает Вероника Яковлева.

 

«Онлайн-дейтинг сегодня часто превращается в поток лайков и стандартных сообщений, которые подпитывают эго, но не приносят настоящих эмоций. Мы хотим вернуть реальное взаимодействие», — рассказывает основатель dating-сервиса 88date Даниил Михалевич. Регистрация в приложении возможна только по приглашению уже зарегистрированных пользователей, QR-коду, который нужно взять в одной из локаций-партнеров, или после одобрения модераторов. Помимо информации о себе пользователь должен указать свои любимые места (по ним и подбирают потенциальных партнеров, а потом парам предлагают встретиться в одной из них). После оплаты подписки на поиски пары дается всего 88 дней, после этого аккаунт автоматически удаляется. 

Проект нацелен на то, чтобы пользователь как можно быстрее перешел к живому общению. «Мы отказались от свайпинг-культуры и иллюзии бесконечного выбора, на которой построено большинство дейтингов», — делится Михалевич.

При этом зумеров, зарегистрированных в 88date, по словами основателя сервиса, не так много — пользователей до 25 лет около 15%. «Это связано с премиальным позиционированием и селекцией аудитории — нужно иметь хотя бы работу и деньги, чтобы заплатить за доступ», — объясняет Михалевич. 

Эмоциональное истощение

Однако все больше молодых людей вовсе отказывается от dating-приложений из-за случаев гостинга и выгорания, которое, согласно опросу Forbes Health, испытывают три четверти опрошенных американских зумеров. Мария Игнатьева, психоаналитический психотерапевт и психолог сервиса «Ясно», объясняет: «Dating burnout — это эмоциональное истощение от бесконечных знакомств, когда каждый новый человек требует от нас надежд, энергии и уязвимости, но редко приносит результат». Как отмечает специалист, зумеры особенно уязвимы: они выросли в культуре постоянного выбора и мгновенного удовлетворения, тогда как настоящие отношения требуют времени и терпения. Она сравнивает пользователей в приложениях для знакомств с товарами на полке: свайпаешь, оцениваешь, отбрасываешь. «Важно вовремя остановиться: если новые знакомства перестают быть встречей с живыми людьми и превращаются в «еще одну попытку», стоит сделать паузу. Месяц или два без приложений и возвращение к офлайну — лучшая инвестиция в будущие отношения, чем сотни новых мэтчей», — рекомендует Игнатьева.

«Выгорание начинается там, где нет фокуса. Мы сужаем поток — подсказываем, на кого стоит обратить внимание, делаем навигацию в общении более бережной», — отмечает сооснователь Twinby Вероника Яковлева.

 

Помимо выгорания, есть еще одна причина, по которой молодежь все чаще отказывается от идеи зарегистрироваться в dating-приложении: автор книги «Большая энергия знакомств» Джефф Гюнтер считает, что молодые люди стали осознавать, что настоящая цель таких сервисов — не помочь найти партнера, а монетизировать поиск. По его словам, алгоритмы и бизнес-модель выстроены так, чтобы пользователь как можно дольше оставался в приложении, а не находил подходящего человека и удалял аккаунт.

Кружок по интересам

Британские зумеры и миллениалы все чаще отказываются от классических ужинов или встреч в баре в пользу совместных тренировок, утреннего кофе перед работой или творческих мастер-классов вроде гончарного дела. 45% молодых людей считают, что традиционные свидания за столиками в кафе или ресторанах слишком похожи на собеседования при приеме на работу, а почти 30% рассказывают, что чувствуют себя увереннее во время активных свиданий. Но есть и финансовая причина. По данным опроса сервиса для знакомств Match, 40% пользователей стали реже ходить на свидания из-за роста цен. Поскольку молодые люди не уверены, сложится ли что-то с партнером, они выбирают для первых свиданий недорогие варианты и стараются объединять встречи с уже существующими планами.

Согласно исследованию Eventbrite, в 2024 году посещаемость мероприятий для знакомств и встреч одиночек, ориентированных на зумеров и миллениалов, выросла на 49% по сравнению с предыдущим годом. 

Дейтинговые сервисы поддерживают тренд. «Офлайн дает эмоцию и химию, но онлайн — масштаб. Мы не противопоставляем, а комбинируем, создавая целостный путь знакомства», — комментирует тренд на офлайн-общение соосновательница Twinby Вероника Яковлева. В 2024 году сервис онлайн-знакомств Tinder и приложение для тренировок Runna запустили в Лондоне беговой клуб для одиноких людей — Tinder SoleMates Run Club. «Свидания на бегу» стали настолько популярны, что тег «бег» стал одним из самых распространенных интересов в профилях Tinder, а упоминание parkrun в биографиях подскочило на 90% в период с марта 2023-го по март 2025 года. 

 

Любопытный факт: Tinder обратился к профессору прикладной физиологии Эндрю Джонсу из Университета Экзетера, чтобы определить идеальный темп для пробежки-свидания — найти ритм, при котором можно разговаривать без одышки, получить заряд эндорфинов и бодрости и не переживать за свой внешний вид (покрасневшее лицо или мокрую от пота одежду, например). Скорость 1 км за 7 мин 30 сек — достаточно быстрая, чтобы почувствовать заряд энергии, и при этом достаточно медленная, чтобы не сбиться с дыхания и флиртовать на ходу, выяснил Джонс.


Еще один проект, где можно совместить светские беседы с рашгардами и кроссовками, — The Single Run Сlub, организованный платформой The Inner Circle. Участники бегут по одному маршруту в едином ритме, знакомясь в процессе — легко, непринужденно, без стандартных фраз или неловкости. По задумке основателей клуба, движение помогает расслабиться, а атмосфера — найти того, с кем хочется бежать дальше. Они шутят, что буквально переосмыслили формат быстрых свиданий.

Тренд на знакомства во время пробежек добрался и до России — мультибрендовый магазин Peak Store запустил в столице беговое сообщество Peak Running Club. После воскресных пробежек их участники обычно отправляются выпить кофе и позавтракать. В сообществе уже были кейсы с предложением руки и сердца — прямо на финише. 

Еще один московский беговой клуб — Social Run Community (SRC) — собирается по субботам. К пробежке могут присоединиться все, кто ищет живое общение, новые знакомства или романтического партнера. По словам CEO проекта Андрея Дунаева, такие форматы все чаще становятся альтернативой dating-приложениям. Утренние забеги с диджей-сетами, кофе и непринужденной атмосферой одинаково популярны у зумеров и миллениалов: «Интересно, что два разных поколения приходят к одному и тому же — живому формату общения. С одной стороны, это рост интереса к здоровому образу жизни, а с другой — реакция на избыток экранного времени и удаленку», — говорит Дунаев. 

 

Помимо бега, в комьюнити SRC развиваются другие направления — книжные, языковые и киноклубы, которые помогают участникам находить единомышленников. Основная аудитория — молодежь 25–35 лет, преимущественно те, кто переехал в Москву по работе или учебе. Дунаев отмечает: «Для многих это первая точка социализации в новом городе. Мы создаем пространство, где легко быть собой и знакомиться без давления».

«В отличие от миллениалов, у которых был опыт насыщенной офлайн-социализации, зумеры только учатся этому. У них меньше привычки к глубокому живому взаимодействию, но именно поэтому они особенно ярко его проживают, когда оказываются в правильной атмосфере. Зумеры приходят из любопытства и желания расширить круг общения. Профессиональный нетворкинг для них, в отличие от миллениалов, почти не мотиватор», — отмечает сооснователь минского сервиса случайных знакомств Eat&Meet Антон Пронин. Идея проекта заключается не в поиске романтических отношений, а в создании условий для дружбы, нетворкинга и живого общения без телефонов и суеты. Участники получают уведомление с названием ресторана и его адресом всего за несколько часов до встречи. Другой сооснователь Eat&Meet Роберт Зументс отмечает, что регулярно получает отзывы от участников, которые нашли на ужинах друзей, партнеров по бизнесу и даже любовь: «Некоторые уехали в совместные поездки, кто-то начал работать над общим проектом. Мы даже ждем первую свадьбу».

Проект Right People помогает находить «своих» людей в Москве и Санкт-Петербурге через формат офлайн-нетворкинга. Каждый месяц он проводит 12–13 мероприятий, включая барные дейтинги для 25–30-летних, а также разговорные клубы и квесты для 20–30-летних.

Есть у молодых людей и другие форматы для знакомств. В конце августа в Москве открылся клуб Kiki. Вход в него разрешен только девушкам до 25 лет и парням до 30 лет — возрастной фильтр прописан в концепции и жестко соблюдается. На первый взгляд, это попытка создать «пространство для своих», где зумеры могут чувствовать себя комфортно и безопасно и нет необходимости объяснять культурные коды. Но по сути это, скорее, социальный эксперимент, балансирующий между маркетинговым ходом и дискриминацией. С одной стороны, клуб обещает пространство для легкого флирта и общения «без старших». С другой, сама идея возрастного ценза вызывает вопросы: действительно ли это про свободу быть собой или все-таки новая форма ограничений?

 

Системы сонастройки

Несмотря на то, что поколение Z выросло в цифровой среде, все больше молодых людей стремится к живому контакту — из глубокой внутренней потребности. «Именно в офлайне включаются все системы сонастройки — зрение, слух, обоняние, осязание. Только так можно по-настоящему почувствовать другого и быть увиденным», — объясняет психоаналитический психотерапевт Мария Игнатьева.

По словам специалиста, в мире, полном трендов, важно различать, что действительно ваше, а что просто модно. Чтобы понять, что формат общения вам подходит и комфортен, спросите себя после встречи: что вы чувствуете — прилив энергии или истощение? Контакт должен наполнять, даже если был непростым. Трендовые форматы коммуникации часто требуют соблюдения определенных ролей и соответствия ожиданиям или нормам, что отнимает много сил и редко приносит удовольствие.

Также стоит обратить внимание на реакции своего тела: расслаблено ли оно или напряжено, советует Игнатьева. Расслабляет искренность, а заставляет испытывать напряжение и дискомфорт — фальшивое или просто «чужое», то, что нам не подходит, даже если сам вариант хорош. 

Другой «красный флаг» — это необходимость регулярной настройки, считает психотерапевт. Если постоянно нужно «прийти в форму» или «настроиться на встречу, с большой вероятностью можно сказать, что это не ваш человек или не ваш формат общения. «Возможно, за такой настройкой прячется чужое желание, которое вы приняли за свое. Главное — вовремя это понять», — поясняет Мария Игнатьева.

 

Forbes Young узнал у зумеров, где и как они заводят знакомства и что больше предпочитают — офлайн- или онлайн-общение.

«Минимизирую переписки»
Фото DR

«Минимизирую переписки»

Екатерина Краюхина, выпускающий редактор журнала A-House, 23 года

«Знакомства романтического характера у меня обычно происходят в жизни — мне нравится, когда двух людей уже связывает что-то или кто-то, от чего можно оттолкнуться при первом разговоре, вместо того, чтобы выдавать ответы на дежурные вопросы: какую музыку слушаешь, какие фильмы смотришь, любишь ли собак?.. Даже не вспомню ни одного такого свидания «с нуля». Зато помню, как познакомилась с парнем в соцсети: «огоньки» на публикации, сообщения «Ты красивая», «Как ты?», «Пойдем погуляем», — но встреча так и не состоялась до тех пор, пока мы случайно не пересеклись по рабочему проекту. Круто же? Я фаталистка и обожаю подобные знаки судьбы. Хотя понимаю, что путь офлайн-знакомств открыт тем, кто в силу рода деятельности вынужден общаться с большим количеством людей, что для меня не совсем так. 

Я осознанно минимизирую переписки, потому что, во-первых, чатов мне достаточно по работе, во-вторых, мне нравится, когда человека немного «недо», чем «пере», если вы понимаете, о чем я. Пожалуй, именно поэтому я не слежу за современными платформами для знакомств и не особо представляю, какие из них сейчас актуальны. Тем не менее мне кажется, что классические соцсети на их фоне до сих пор выигрывают». 

«Искра при встрече»
Фото DR

«Искра при встрече»

Максим Лутчак, блогер, музыкант, 23 года

«Кажется, мы уже давно живем в эпоху онлайн-знакомств. Дейтинги как набирали популярность несколько лет назад, так и продолжают оставаться актуальными. Но при этом складывается ощущение, что на смену классическим приложениям пришел новый формат — знакомства через социальные сети, особенно через вертикальный контент. Сегодня достаточно просто посмотреть, что человек публикует, что ему нравится, какие видео он смотрит, — и уже можно интуитивно понять, будет ли у вас мэтч или нет. Все чаще слышу от друзей, что они познакомились именно через TikTok или Instagram (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в России). 

Офлайн-знакомства по-прежнему существуют, но, учитывая, что зумеры в целом более интровертны, им привычнее выстраивать коммуникацию в интернете. Лично для меня, несмотря на удобство онлайн-социализации, большое значение имеет химия при личной встрече. При этом я не исключаю важности переписки: если вы не совпадаете в цифровом общении, то выстраивать отношения будет крайне сложно. У меня было немало ситуаций, когда вживую между нами царил абсолютный «плюс вайб», но в переписке диалог просто не складывался. То интонации считываются неправильно, то стиль общения не совпадает — и в результате контакт постепенно сходит на нет. Поддержание диалога онлайн, как оказалось, не менее важно, чем искра при встрече».

«Верю в силу случайности»
Фото DR

«Верю в силу случайности»

Ева Мартинос,  операционный директор флористического проекта Element, 24 года

«Честно говоря, мне гораздо ближе знакомства в реальной жизни. Я верю в силу случайности. Все самые яркие романы и интересные встречи в моей жизни происходили спонтанно — в ресторанах, на работе или во время занятий спортом. Именно такие моменты я ценю больше всего. Да, они бывают непредсказуемыми, но в этом и вся прелесть. 

Тем не менее я не исключаю dating-приложения и пользуюсь ими вполне сознательно. Для меня ключевым фактором остается химия. Переписка — не моя сильная сторона, предпочитаю быстро встретиться вживую — на кофе или бранч, даже если всего на час, чтобы понять, есть ли искра. Когда она появляется, даже общение в чате становится совсем другим. Сейчас использую 88date — приятно удивил подбором интересных мужчин. Не хочу называть какие-то приложения устаревшими — у каждой платформы своя аудитория. Главное, чтобы люди встречались, ходили на свидания и получали удовольствие от жизни».

«Важен вайб»
Фото DR

«Важен вайб»

Патрик-Филипп Ясиньски, ведущий редактор издательства «Эксмо», 25 лет

«Я редко ставлю себе цель завести новое знакомство — чаще все происходит само собой, особенно офлайн. Обычно это коллеги или друзья друзей, с которыми мы пересекаемся на общих мероприятиях. Например, один мой друг каждый год устраивает большие вечеринки, и со временем его компания стала частью и моего круга общения. Такие связи укрепляются постепенно, когда видишься с людьми чаще. Онлайн скорее помогает поддерживать уже завязавшиеся отношения. 

Что касается знакомств, для меня (как и для многих зумеров) важен вайб — его можно почувствовать только вживую. Это касается не только романтики, но и дружбы: любое личное знакомство должно пройти неформальную проверку на совпадение характеров. Переписка — вспомогательный инструмент, но не основа. С dating-приложениями я почти не знаком — мне ближе живое общение на старте. А вот соцсети — да, я на них обращаю внимание. По публикациям, интересам и подпискам легко составить первое впечатление. Иногда именно это помогает понять, что мы с человеком на разных волнах».

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+