«Кринжевать 90% времени»: какие корпоративы не любят зумеры и что выбирают вместо них

Раньше корпоративы ассоциировались с шумным застольем, обилием алкоголя и историями, которые неловко вспоминать на утро, но за последние годы ситуация существенно изменилась. Например, в США в 2007 году 90% компаний проводили праздники в кругу коллег, а в 2024-м — только 48%. Одна из причин снижения показателей — движение MeToo, которое заставило топ-менеджеров осторожнее относиться к алкогольным мероприятиям и избегать неоднозначных ситуаций между сотрудниками. В России отмечается схожая тенденция: в этом году 49% компаний не планируют проводить новогодние корпоративы. Самая распространенная причина (31%) — нехватка средств, на втором месте (18%) — замена банкета на подарки и премии.
Важный фактор, снизивший популярность такого вида тимбилдинга, — выход зумеров на рынок труда. Молодые люди чаще выбирают «скучное» времяпрепровождение: они стараются экономить жизненную энергию и отдыхают дома (например, «гниют в кровати») или в компании близких друзей. Так, по данным More in Common, молодые британцы чаще, чем люди среднего возраста, поддерживали закрытие ночных клубов после пандемии COVID-19.
При этом норвежские ученые недавно сделали любопытное открытие: чем больше алкоголя человек пьет в молодости, тем более высокий уровень образования и дохода имеет в зрелости. В своей книге The Beauty and Pain of Drugs профессор социологии из Университета Осло Вилли Педерсен написал, что на протяжении 18 лет вместе с коллегами исследовал привычки питья 3000 норвежцев в возрасте от 13 лет до 31 года. Вывод, к которому он пришел, — алкоголь помогает налаживать социальные связи и, как следствие, добиваться успехов в карьере.
Forbes Young разбирается, какие корпоративы вызывают у зумеров «испанский стыд», почему они избегают алкоголя, и готовы ли работодатели идти им навстречу.
Камерность вместо толпы и шума
«Сегодняшняя молодежь — армия ярких экранов телефонов — действительно выходит из дома реже. Но важно понимать, что они уходят не от развлечений, а от старых форматов», — считает шеф-бармен бара Mendeleev Александр Глазунов. Например, зумерам не нравятся массовые скопления людей, продолжает он: «Клубы как фабрики эмоций устарели. Для поколения Z они похожи на заводы позднего СССР, полные людей и шума. Большие толпы пугают их. Новое поколение не стремится попадать в объективы на мероприятиях и не хочет переплавлять себя в общую массу. Им нужен камерный опыт».
Ночные заведения теряют актуальность еще и потому, что молодежь мало пьет алкоголь, уверен шеф-бармен: «Сейчас в моде низкоалкогольные коктейли и в целом mocktail-культура (от англ. mock — подделка, безалкогольный коктейль. — Forbes Young). Из места для выпивки клуб превращается в пространство для съемок сторис».
Данные ВЦИОМ подтверждают мнение Глазунова: за последние 20 лет доля непьющих россиян выросла почти вдвое, при этом трендсеттерами трезвого образа жизни становятся зумеры (родившиеся в 2001 году и позже) и младшие миллениалы (родившиеся в 1992–2000 годах). Тем не менее, по данным сервиса «Битрикс24», алкоголь присутствует на восьми из десяти российских корпоративов (81%). Любопытно, что 68% сотрудников не видят связи между возрастом и лояльностью к употреблению спиртного. Среди тех, кто видит, почти половина (48%) считают, что люди среднего возраста более лояльны к употреблению алкоголя, чем молодежь.
Единого взгляда на то, как правильно отдыхать с коллегами, в молодежной среде нет, считает эксперт по нейробиологии лидерства и генеральный директор фармацевтической компании CSC Pharma Сергей Белобородов: «Одни придерживаются старой модели — «гуляем по полной». Другие выбирают сдержанный подход с акцентом на безалкогольные напитки и «мягкие форматы» — мастер-классы, тематические вечера и фестивали, где фокус на содержании, а не на напитках». По словам специалиста, молодое поколение чаще связывает профессиональный успех с хорошим когнитивным и физическим состоянием. В этом контексте злоупотребление алкоголем воспринимается как потенциальный риск.
Альтернативные форматы
Многие компании стараются найти подход к сотрудникам-зумерам, отмечает партнер и исполнительный директор консалтинговой компании RusPartners Елена Кудряшова: «Работодатели предлагают им безалкогольные напитки, ограничивают open bar (бар без оплаты) или вовсе заменяют его альтернативами. Мнение «кто пьет — тот свой», которое еще недавно считалась нормой, сейчас воспринимается как жесткая форма принуждения и ограничение выбора. Все это делает мероприятия более инклюзивными и безопасными».
Молодежь не против корпоративов как таковых, объясняет эксперт: «Они [зумеры] против навязанных форматов, где отсутствует смысл. Лояльность молодого поколения прежде всего связана с ощущением заботы и наличием выбора, поэтому, если рабочее мероприятие становится интерактивным и не давит на участников, компания вкладывается в корпоративную культуру и доверие команды».
Чтобы организовать вечеринку для зумеров, нужно изучить их предпочтения, советует Кудряшова: «Представители поколения Z ценят личные границы, стараются осторожнее относиться к алкоголю и тянутся к более осмысленному общению. Им важнее не окружить себя десятками знакомых, а построить небольшой круг доверия — с кем реально есть желание общаться за пределами работы. Тем временем обязательные массовые корпоративы могут вызвать у них сопротивление. Выбор и гибкость — наоборот, лучшие мотиваторы».
«Многие работодатели уже перестраивают подход, — продолжает специалист. — На практике это выражается в дроблении корпоративов на небольшие события, где формируются доверительные связи: квартирники, тематические ужины, профессиональные мини-форумы, лекции и креативные мастер-классы. Кроме того, с помощью интеллектуальных игр и командных поездок компании переходят от модели «нас развлекают» к модели «мы делаем это вместе».
Также традиционные корпоративы можно заменить спортивными мероприятиями, творческими воркшопами и выездными тимбилдингами без алкоголя, уверен Сергей Белобородов: «Когда мы с командой ездили в Санкт-Петербург, мы вспомнили мем «В Питере — пить» и устроили экскурсию по барам. Но целью было не употребление напитков, а изучение концепций заведений и нетворкинг с посетителями. Также в прошлом году мы отказались от предзаказа алкоголя даже на банкетные мероприятия. И я заметил, что по своему желанию молодые коллеги заказывают довольно мало спиртных напитков, особенно если содержание встречи интересное».
Привлечь внимание сотрудников можно разными способами, добавляет Белобородов: «Например, на нашем литературном вечере с чтением отрывков из произведений Толстого алкоголь почти не трогали. Все участники так увлеклись, что вино играло лишь роль простого реквизита».
В других странах наблюдается похожая динамика. NSS Mag пишет, что в Европе набирает популярность новый формат вечеринок — soft clubbing («мягкий клубный отдых»). В это понятие входят сауна-рейвы (они объединяют элементы спа с танцами), wellness-вечеринки с йогой и медитацией и уже полюбившиеся в США и России утренние кофе-рейвы, где молодые люди слушают музыку, пьют любимые напитки и много общаются. Такие форматы помогают физически и психически восстановиться, а еще — завести новые знакомства.
В США, как сообщает издание Axios, 42% сотрудников-зумеров предпочитают, чтобы на корпоративе было умеренное количество алкоголя либо он отсутствовал вовсе. Также большинство из них выбирают тематические вечера с играми и квестами вместо классических корпоративов. Кроме того, после пандемии COVID-19 там растет популярность виртуальных форматов, таких как вечеринки с презентациями PowerPoint, полюбившиеся поколению Z. Молодые люди готовят проекты про любимых селебрити, друзей-именинников и свои предпочтения в разных сферах. А после — собираются на видеозвонке и показывают презентации друг другу. Этот вид досуга стал настолько модным, что в ноябре журнал Cosmopolitan опубликовал список из «65 идей для вечера с презентациями PowerPoint, которые приведут ваших друзей в восторг».
Корпоративы и «дебилдинги»
«У нас в компании, к большому сожалению, вообще нет такого понятия, как корпоратив, — рассказывает 21-летняя маркетолог ресторанного холдинга Ginza Project Анастасия Ермолова. — Все праздники мы проводим на работе, создавая атмосферу для гостей. Такого общения с коллегами зачастую недостаточно, чтобы найти общие темы, особенно учитывая высокую субординацию и большую разницу в возрасте».
Девушка организует мероприятия для других команд, в том числе для брендов с молодыми коллективами. Там картина отличается, рассказывает она: «Примерно половина работников — от 23 до 32 лет. И многие из них не пьют либо выбирают слабоалкогольные напитки. Сотрудники старше 35 лет, напротив, употребляют алкоголь активнее всего. Из-за этого на мероприятиях часто нет сплоченности, и младшая часть стремится уехать как можно раньше».
Многие зумеры предпочитают отдыхать активно, отмечает Ермолова: «Молодые коллективы всегда выбирают интересные занятия: гольф-клуб, катание на вейкбордах, прогулки на катере по Москве-реке и различные мастер-классы. Уже мало кто организует светские ужины в банкетных залах, которые были у наших родителей. Сегодня важнее движение и живые эмоции. Но даже такие варианты не всегда вовлекают молодых сотрудников. Вижу, что некоторые члены коллектива предпочитают остаться работать вместо корпоратива, чтобы вовремя вернуться домой».
«К корпоративам я отношусь положительно, потому что они нужны для сплочения коллектива, — рассуждает 23-летний блогер и музыкант Максим Лутчак. — Но когда они проходят слишком часто, у человека не остается времени побыть наедине с собой. Кажется, что в пятницу вечером обязательно нужно идти в пиццерию или боулинг, хотя у каждого есть право не хотеть таких активностей».
Как правило, у зумеров нет потребности в регулярном отдыхе с коллегами, отмечает блогер: «Наше поколение скорее интровертное, для которого важно время в тишине. Сейчас молодые люди легко получают дофамин из соцсетей, поэтому в большинстве случаев тимбилдинг, на котором они будут кринжевать 90% времени, особо не нужен».
Важно, чтобы тимбилдинг не был обязательным, уверен Лутчак: «Если цель — собрать команду, и это часть работы, тогда никаких вопросов. Но если мероприятия проходят в нерабочие дни, у каждого должен быть выбор сказать нет и не объяснять причин. Иначе это превращается в «дебилдинги».
«По возрасту меня можно отнести к трем группам: зиллениалам, зумерам и миллениалам — делится 28-летний главный редактор портала «Наука Mail», проекта VK, Никита Шульгин. — По внутренним ощущениям, ближе всего последние, со всеми их привычками. Возможно, поэтому иногда хочется прожить несколько жизней: сходить на шумную вечеринку с алкоголем, а до или через несколько дней после — пробежать полумарафон. Если во всем соблюдать меру, то для меня это выглядит уместно».
Тимбилдинг, с алкоголем или без, должен быть увлекательным, считает Шульгин: «Я не против корпоративов, если компания умеет сделать их расслабленными и интересными, без форматов, которые заставляют чувствовать испанский стыд. Если же нет желания выпить вместе с коллегами, это не мешает хорошо провести время вместе».
Меры безопасности
«Какова цель вечеринки? Дать выход эмоциям и перебрать с алкоголем? Или лучше узнать коллег, сблизиться и поговорить по душам? Последнее характерно для зумеров», — рассуждает директор по стратегическому развитию исследовательской компании The Harris Poll Либби Родни. При этом налаживание социальных связей важно не только для психологического, но и для физического здоровья, предупреждает профессор психиатрии Гарвардской медицинской школы Роберт Уолдингер: «Одиночество убивает. Оно так же губительно, как курение или алкоголизм». Кроме того, недавно американские ученые доказали, что частые контакты с членами семьи, друзьями и знакомыми помогают организму справляться со стрессом, замедляют старение и подавляют воспаление на клеточном уровне.
Психиатр-нарколог и профессор кафедры наркологии ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России Азат Асадуллин рекомендует соблюдать следующие меры безопасности на корпоративе, чтобы общение с коллегами оставило только приятные воспоминания:
- не обманывайте себя «легким» алкоголем. Слабоалкогольные напитки нередко воспринимаются как относительно «безопасная альтернатива». Однако их частое употребление может способствовать нормализации спиртного и повысить риски развития зависимости в будущем. Другая проблема — их часто сочетают с энергетиками и никотином. В таком случае они усиливают негативное воздействие на сердечно-сосудистую и нервную системы из-за высокого содержания сахара. Таким образом, человек убежден, что пьет умеренно, но общий вред для его организма растет;
- поешьте за час-полтора до мероприятия, если собираетесь выпить. Медленные углеводы и жиры снижают всасывание алкоголя и отсрочивают наступление опьянения;
- избегайте избыточно жирной пищи. Это снизит нагрузку на печень, которой придется одновременно расщеплять и жиры, и этанол;
- следите за работой мозга. Под токсическим действием алкоголя мыслительные процессы ухудшаются. Восстановить нормальную работу мозга и концентрацию можно с помощью полезного вещества (холина), которое содержится в куриных яйцах, фасоли, брокколи и различных моллюсках. Также холин можно принять в виде добавки. Эффективны сочетания (500 мг) с природным антиоксидантом гинкго билоба — они улучшают кровоток в мозге и борются с астенией (перед приемом лекарств нужно проконсультироваться со специалистом);
- не допускайте обезвоживания — одного из первых показателей опьянения. Один бокал негазированной воды после бокала алкоголя и два-три стакана перед сном позволят значительно облегчить утреннее похмелье. От кофе же лучше воздержаться, потому что кофеин, наоборот, усиливает обезвоживание и повышает тревогу. Кроме того, можно использовать средства вроде энтеросорбентов (перед приемом которых необходимо проконсультироваться с врачом). Но нужно учитывать, что сорбенты работают преимущественно в кишечнике и не влияют на ту часть спиртного, которая всасывается уже в полости рта, желудке и далее распределяется по всем органам и тканям. Быстрее переработать выпитое и снизить общую нагрузку на организм может «банкетная таблетка» на основе метадоксина до и после вечеринки. При этом важно помнить, что безопасная доза алкоголя равна нулю.
