Открытие года
В середине марта в легендарном здании Политехнического музея появился новый театр.
Автор: Алексей Беляков
Возможно, это первый случай в истории, когда открывается театр, сцена и зал которого уже обречены на слом.
В марте будущего года должна начаться грандиозная реконструкция Политехнического музея: требование времени, строгих посетителей и лично Чубайса, возглавляющего попечительский совет Политеха. Но пока в Большой аудитории музея запускается амбициозный и яркий проект — Политеатр.
В этой знаменитой аудитории, открывшейся еще в 1907 году, стояли, жестикулировали, грохотали корифеи с титанами. Про состязания Маяковский vs Есенин наслышаны все; но тут выступали еще и Блок, Цветаева, Брюсов, Ахматова, Булгаков. Здесь читали лекции, пожалуй, все светила русской/советской науки, а также Нильс Бор и Норберт Винер. Здесь в 1960-е юные Вознесенкий, Евтушенко и Ахмадуллина стали символами оттепели. Но театральных спектаклей здесь не было никогда: неглубокая, безо всякой машинерии сцена предназначалась лишь для лекций и декламаций. Наверняка троица Маяковский — Мейерхольд — Малевич хотела бы именно здесь в 1918 году поставить «Мистерию-буфф», но где было развернуться с таким замыслом? Сегодня наука и техника позволяют по-воландовски расширять пространство, и руководит этим процессом Эдуард Бояков, основатель фестивалей «Золотая маска», «Новая драма» и «Текстура», худрук культовой «Практики» и арт-директор Политеатра.
Для открытия он ставит спектакль «Волны» по рассказам Владимира Сорокина. На сцене двое — Алиса Хазанова и Вениамин Смехов. Смехов играет советского физика-ядерщика, Хазанова — его молодую жену. Если кратко: пожилому физику в момент любовных утех (Сорокин же, куда без этого!) приходит гениальная идея — как создать оружие, способное быстро уничтожить Америку. Таким причудливым образом прозвучит в легендарном пространстве научная тема. Для Смехова эта площадка родная: еще в середине 1960-х они с другом и соратником Высоцким показывали тут отрывки из знаменитых таганковских «Антимиров». Сейчас 72-летний актер с упоением носится по сцене, шутит с юными ассистентками и помрежами, наслаждаясь отличной акустикой зала.
Другая премьера — «Выбор героя» по пьесе Игоря Симонова. Будут поэтические спектакли — и новые, и те, что идут в «Практике»: (подвал в Трехпрудном давно не вмещает поклонников Веры Полозковой, Федора Сваровского и Олега Груза), в производстве — пьесы-монологи Артемия Лебедева и Антона Носика.
Через год, весной 2013-го, должна начаться реконструкция, и бренд «Политеатр» будет перенесен в другое пространство. А в 2017 году, после мегаремонта, можно будет вернуться. И поставить в честь столетия Октябрьской революции «Мистерию-буфф»! Может быть, наука к этому моменту уже выведет клоны Маяковского и Мейерхольда