К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как китайский автопром завоевывает мировой рынок электромобилей и вытесняет Tesla

Самый продающийся электромобиль в Китае Hongguang Mini EV (Фото DR)
Самый продающийся электромобиль в Китае Hongguang Mini EV (Фото DR)
В мире продолжается гонка за лидерством на рынке электромобилей. Самым заметным ее участником все еще остается Tesla, хотя сейчас в нее вступили автогиганты уровня Ford и BMW. Еще одна угроза для компании Маска надвигается с Востока — Китай планирует «озеленить» автомобильный парк на 100% уже к 2035 году. В КНР каждый год появляются конкуренты Tesla, которые заявляют о планах выхода на международный рынок. Их появление на рынке, как правило, привлекает повышенное внимание инвесторов. Насколько сильны позиции китайских компаний и действительно ли они представляют угрозу для Ford или Tesla?

Борьба за экологичных и бережливых 

Электромобили, считающиеся более экологичным видом транспорта по сравнению с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания, сейчас набирают популярность в мире. Большинство стран взяли на себя обязательства достичь  углеродной нейтральности к 2050-2060 году, а переход на электрокары — один из способов сократить выбросы. С 2016 по 2020-й количество электрических автомобилей на дорогах мира выросло более чем в 10 раз и дошло до 10,2 млн. В 2021 году этот показатель составлял уже 12 млн. 

Сейчас доля электромобилей в общих продажах составляет лишь 2,7%, но, по данным Electric Vehicle Outlook 2020, к 2040 году 58% всех проданных машин будут электрическими. Кто же будет обеспечивать такой стремительный рост? Самый известный игрок на этом рынке — Tesla, которая продает в среднем 370 000 автомобилей в год, или 42 машины в час. В III квартале 2021 года продажи Tesla выросли на 70% — при том, что мировое производство автомобилей упало на 20%. Рыночная капитализация Tesla взлетела до $1 трлн в конце октября на фоне сообщения о том, что старейшая компания по аренде автомобилей Hertz приобретет у нее 100 000 машин. Сделка (если случится) станет крупнейшей в истории рынка электромобилей и принесет Tesla $4,2 млрд. По данным NASDAQ, в ноябре этого года капитализация компании составила $1,14 трлн. Для сравнения, капитализация Meta в данный момент — $940 млрд. 

Такие успехи объясняются не только маркетинговыми талантами и харизмой основателя компании. Руководство Tesla верно просчитало стратегию действий во время пандемии и кризиса полупроводников, случившегося из-за закрытия фабрик на карантин в 2020 году. Компания работает с производителями чипов на Тайване, в Южной Корее и США по предоплате, чтобы обезопасить себя от недостатка необходимых материалов.

 

Во-вторых, компания постоянно повышает уровень технологической оснащенности своих автомобилей для комфорта водителей. Так, искусственный интеллект, который зашит в операционную систему Tesla, обучается на самой крупной базе данных среди автомобильных компаний, пишет издание CleanTechnica. Каждая из 1 млн машин, которые ездят по дорогам по всему миру, отправляет обратно в компанию видеозаписи со своих  камер, чтобы на их основе нейросеть училась распознавать опасности. 

Однако у роста продаж Tesla есть и сдерживающие факторы. Компания в первую очередь нацелена на премиум-сегмент электромобилей. За относительно бюджетную Tesla Model 3 придется отдать $48 000 (3,5 млн рублей). На этом фоне у китайских производителей, которые могут предложить более низкие цены, появляется существенное конкурентное преимущество перед Tesla. Например, фирма BYD (Beyond your dreams) предлагает модель BYD e2, которая стоит в два раза дешевле ($20 000), а заряда батареи хватает на 118 км. Для сравнения, значительно более дорогая Tesla Model 3 проходит лишь в 1,4 раза большую дистанцию — 167 км. При этом Китай является самым большим в мире рынком электромобилей и продолжает расти. 

 
Электромобиль BYD е2 (Фото DR)

В 2020 году продажи электромобилей в мире выросли на 43%, при этом 41% продаж EV за год пришелся на Китай — он всего на 1% отстал от Европы. Всего в Китае в 2020 году было продано 1,3 млн электромобилей. Хотя в 2020 году в Европе впервые с 2015 года было продано больше электромобилей, чем в Китае, Китай все еще остается самым крупным рынком среди стран.

По оценке UBS, к 2030 году три из пяти новых автомобилей на китайских дорогах будут электрокарами. По данным Bloomberg, в ноябре продажи электромобилей в Китае выросли на 18%, при этом общие продажи автомобилей за год упали на 13%.

Самая продающаяся модель в Китае при этом вовсе не Tesla, а автомобиль Hongguang Mini EV, который производит SAIC-GM-Wuling Automobile — совместное предприятие китайских компаний  SAIC Motor и Wuling Motors и американской General Motors. Производитель позиционирует компанию как «народный автомобиль для повседневного использования», его стартовая цена — 28 800 юаней (около $4485). Полного заряда хватает на 120 км, и в январе 2021-го это был самый продаваемый автомобиль в мире. Причем, как пишет Bloomberg, автомобиль пользуется особенной популярностью у молодежи и женщин. 

 

Субсидии, бесплатные номера и зарядки в сельских районах

У китайского правительства большие планы на развитие электромобильной промышленности в КНР. На ежегодном заседании Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) в марте было заявлено, что в 14-м пятилетнем плане (2021-2025 годы) большое внимание будет уделяться развитию производственных мощностей и достижению независимости от иностранных технологий в восьми приоритетных областях, среди которых есть и электромобили.

По планам Министерства промышленности и информационных технологий КНР, к 2035 году 100% пассажирских автомобилей должно быть на гибридном двигателе, а 50% продаж машин должно приходиться на EV. Также правительство строит планы по увеличению продаж автомобилей на батарейках в стране: власти ожидают, что уже в 2022 году доля продаж электромобилей достигнет 20% от общего числа купленных машин. В 2021 году, по данным Nikkei, около 14% купленных машин — электрические. 

Для стимулирования покупок электромобилей правительство использует субсидии, которые различаются в зависимости от емкости батареи и в среднем равняются примерно 14 400 юаням ($2260). Еще один метод, который используют китайские власти, чтобы простимулировать покупки EV — бесплатные автомобильные номера. В Китае очень сложно получить автомобильный номер из-за экологического загрязнения и огромных пробок на дорогах, однако, чтобы упростить процесс регистрации электромобиля, в Шанхае были введены зеленые номера для экологичных видов транспорта.

Процесс их получения значительно проще. В Пекине электрокарам разрешено ездить по городу без ограничений, в то время как машины с двигателями внутреннего сгорания могут выезжать только по определенным дням. Субсидии на покупку электромобилей превратили Китай в крупнейший рынок экологичных видов транспорта. 

Китайские политики регулярно в своих выступлениях обещают расширить систему зарядок для электромобилей и увеличить их количество в сельских районах. Производители автомобилей, заинтересованные в том, чтобы электрокарами было комфортно пользоваться, расширяют сеть зарядных станций. Так, например, CEO китайского производителя электромобилей Nio заявил, что на данный момент в Китае существует 445 фирменных «заправочных» станций, на которых можно не ждать, пока машина зарядится, а просто поменять батарею. К концу года планируется достичь числа в 700 собственных станций по всему Китаю, а к 2025 году — 4000 по всему миру. Volkswagen Group планирует увеличить число зарядных станций в Китае до 13 000 к 2025 году. По данным отчета Electric Vehicle Charging Infrastructure Promotion Alliance, опубликованного в The People's Daily, уже сейчас в Китае — самая большая в мире сеть заправок для электромобилей. 

 

На электрический двигатель переводят и такси. Так, Didi Chuxing, крупнейшая фирма-перевозчик в Китае, сотрудничает с компанией BYD в проектировании электромобиля специально для перевозок пассажиров. Хэтчбек D1 оснащен системами распознавания лица и объектов вокруг, экстремального торможения, а также механизмом предупреждения о пешеходах поблизости, что увеличивает безопасность поездки. В начале декабря 2021 года D1 продемонстрировали в «Сколково» — впервые за пределами Китая.

Помимо активной помощи китайских властей, местным производителям на руку еще и то, что на китайском рынке довольно осторожно относятся к западным брендам электрокаров. Некоторые китайские потребители устраивают настоящие протесты против Tesla. Так, на Шанхайском автошоу 2021 года женщина по фамилии Чжан обвинила автопроизводителя в том, что его машины неисправны: тормоза выходят из строя, а батареи воспламеняются. Правительство Китая провело расследование по жалобам потребителей, а Tesla обещала исправиться. 

Воспламеняющиеся детали  и неисправность систем — не единственная претензия китайцев к Tesla. В марте 2021 года правительство КНР запретило автомобилям Tesla приближаться к военным объектам, ссылаясь на требования безопасности. На американских электромобилях установлено несколько камер, которые, по логике китайских военных, предположительно могли шпионить за вооруженными частями. Через несколько дней Илон Маск появился на одном из крупных форумов, где подчеркнул, что, если такие ситуации возникали, он проследит, чтобы они не повторялись. 

Больше,  дешевле и не хуже

Производство электромобилей в Китае растет: в КНР официально зарегистрировано 479 компаний-производителей электрокаров, 70 из них были открыты в последние два года. Кроме того, китайская компания Contemporary Amperex Technology Co (CATL) является одним из крупнейших в мире производителей литий-ионных батарей, важнейшей части электромобиля. В ноябре 2021 году рыночная капитализация компании составляет $250 млрд. CATL поставляет аккумуляторы для многих производителей электрокаров: Tesla, NIO, XPeng. Доля компании на глобальном рынке аккумуляторов для электромобилей составляет порядка 30%, на китайском — более 50%.

 

Китаист, специалист по цифровым технологиям Леонид Ковачич в комментарии для Forbes подчеркивает: «Китайские машины по качеству уже давно не такие, как были в 2000-е, когда они только вышли на российский рынок. Тогда без слез на них было и не взглянуть. По машинам с двигателями внутреннего сгорания Китай отстал безвозвратно. А с электромобилями все можно начать с чистого листа, ведь там задействованы другие технологии. Ведущие китайские производители электрокаров продают автомобили по качеству не хуже Tesla. Нюанс в том, что драйвером технологических инноваций все равно является компания Илона Маска, а Китай часто адаптирует инновации под свои нужды». 

Китай — самый крупный рынок для продаж электромобилей в том числе благодаря росту предложения со стороны автопроизводителей. EV становятся дешевле и качественней, поэтому все больше китайских компаний выходят в топ по продажам в стране. Помимо лидера Hongguang Mini EV, в топ-15 продаж за первые три квартала 2021 года — еще 12 китайских автомобилей. Правда, второе и третье места занимают детища компании Tesla — Model 3 и Model Y. Автопроизводитель продал около 200 000 автомобилей на китайском рынке за три квартала 2021 года. В прошлом году на Китай приходилось около одной пятой всей выручки компании. 

Очередным конкурентом Tesla недавно назвали электромобиль Xpeng за очень похожий дизайн. В августе 2021 года автопроизводитель анонсировал постройку нового завода в городе Ухань (провинция Хубэй), на котором будет производиться около 100 000 машин. Завод будет обеспечивать выпуск продукции на 30 млрд юаней  ($4,6 млрд) при полной загрузке. В июле компания произвела около 8000 электромобилей, поэтому постройка нового завода значительно расширит выпуск. 

Очередным конкурентом Tesla недавно назвали электромобиль Xpeng (Фото DR)

Крупный китайский производитель смартфонов Xiaomi тоже подался в производство электромобилей и зарегистрировал марку EV в конце августа 2021 года. Xiaomi планирует построить в Пекине фабрику, которая способна выпускать около 300 000 электромобилей в год к 2024 году.  

 

Китай выпускает и альтернативы более люксовым моделям Tesla. Так, конкурентом Tesla Model X может стать BYD Tang, названная в честь великой китайской империи Тан VII-X вв. Модель стоит $71 000, а на одном заряде аккумулятора можно проехать около 500 км. Для сравнения, Model X стоит больше $140 000 и проходит на одной зарядке те же 500 км. 

Если одни китайские производители в первую очередь ориентируются на отечественный рынок, то другие планируют покорять весь мир. Как правило, они начинают штурмовать международные рынки с границ Скандинавии — там уже сейчас высокий спрос на электромобили. С точки зрения обкатки электромобилей в Европе один из самых выгодных рынков — Норвегия, там самая большая доля электромобилей на душу населения.

Уже упоминавшаяся выше BYD Tang начинала свой путь именно на норвежском рынке: в июне 2021 года на север была отправлена первая сотня автомобилей, а уже в сентябре в Норвегию поступила партия из 1000 электромобилей. В Норвегии также уже продают свои электрокары Xpeng и Nio. В ноябре Xpeng (вновь названный в заголовке CNBC «конкурентом Tesla») заявил о планах продолжить экспансию на европейский рынок — в следующем году он намерен начать продажи в Швеции, Дании и Нидерландах. Автопроизводитель Nio после Норвегии заявил, что намерен продавать свои электромобили еще в пяти европейских странах, и уже вышел на шведский рынок.

Агентство Fitch считает, что китайские производители электромобилей могут составить серьезную конкуренцию европейским. По оценке аналитика LMC Automotive Дэвида Ли, которого цитирует американский Forbes, количество китайских электромобилей в Европе за последние пять лет удвоилось, а помощь со стороны властей Китая обеспечивает им конкурентное преимущество. В результате западные производители сейчас вынуждены догонять китайских на рынке бюджетных автомобилей, доступных массовому потребителю. 

 

Производители в Китае действительно сейчас строят достаточно качественные автомобили за относительно небольшую цену. Именно китайские электрокары на данный момент являются одними из самых доступных альтернатив машинам с двигателями внутреннего сгорания. Конечно,Tesla покупают не только из-за желания спасти природу, но и для демонстрации своего статуса, ведь машины Tesla ассоциируются с будущим, в чем немалую роль сыграл имидж самого Илона Маска. Компанию оценивают не просто как производителя электромобилей, но и как бренд, отвечающий за качество внутреннего и внешнего содержания машины.  

В том, что касается маркетинга и мировой известности, ни один из китайских производителей с Tesla конкурировать пока, конечно, не может. Многие их них не известны за пределами КНР. Однако в массовом сегменте электрокаров они вполне могут стать лидерами, если западные конкуренты не начнут составлять им конкуренцию, снижая цены. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+