К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Ольга Хасанова: «Urban Awards вместе со всем рынком вступает в новый этап развития»

На фото: Ольга Хасанова, генеральный директор Urban Awards
На фото: Ольга Хасанова, генеральный директор Urban Awards
Невозможно даже приблизительно оценить, сколько раз игроки рынка недвижимости называли 2022 год сверхтрудным, несравнимым ни с одним из предыдущих и вообще похожим на американские горки с амплитудой от пиано до фортиссимо. Невозможно подсчитать, сколько раз мы слышали «компания приняла решение выйти…», «показатели упали до…», «мероприятие сочли необходимым отменить…». Премия Urban Awards — из числа тех, кто вопреки обстоятельствам не вышел, не упал и не счел необходимым отменять ни саму премию, ни церемонию награждения победителей. Правда, как подчеркнула в беседе с Forbes Real Estate генеральный директор Urban Awards Ольга Хасанова, церемония — лишь красивая минута отдыха между огромной работой, проделанной в 2022 году, и еще более амбициозными замыслами 2023 года.

Вместе с выпуском Forbes про итоги года вышло приложение Forbes Real Estate — о трендах, главных игроках и интересных кейсах на рынке недвижимости. Полную онлайн-версию приложения можно прочитать здесь.

— Ольга, безусловно, 2022 год не похож ни на один из предыдущих, и никто не ожидал, что он окажется таким. А премия — она тоже оказалась не такой, как всегда?

— Все происходящее не могло не отразиться на нашей работе. В конце концов мы, конечно, самостоятельная компания, но в любом случае зависим от застройщиков, и если у них не все просто, то это отражается и на нас. Бывали в 2022 году моменты, когда рынок замирал, тогда замирали и мы, пытались сориентироваться, понять: что, как, где… Но долго это продолжаться не могло — под лежачий камень вода не течет, как мы знаем. Поэтому мы начали думать над тем, что сейчас было бы нужно, полезно застройщикам. Так и родилась наша академия Urban Community.

Первое, что мы создали в этом году и уже запустили, — курсы «Продуктолог в девелопменте» на базе МГИМО. Судя по тому, как быстро мы набрали первый поток слушателей и сколько уже желающих на второй поток, без всяких сомнений, этот продукт крайне востребован. На следующий год планируем запустить еще несколько направлений. Параллельно в рамках академии проводим выездные мероприятия, бизнес-туры и для застройщиков, и для журналистов. В основном в них участвуют регионы.

— А в самих критериях премии, в принципах отбора что-то поменялось?

— Радикально в этом году — нет. Отбор номинантов также проходил в четыре этапа: проверка анкет и документации, объективная и субъективная оценка, выезды жюри на готовые объекты и финальное голосование экспертного совета. Но поскольку мы разработали и активно внедряем в рынок сертификацию, то система оценки премии тоже претерпит изменения. Критерии будут достаточно серьезными, так как мы планируем синхронизировать два этих «продукта».

— Вашу сертификацию вы представили еще в феврале, и все-таки давайте еще раз — зачем она нужна рынку, какие критерии оценки содержит, что дает застройщикам и покупателям?

— Некую демоверсию сертификации мы действительно презентовали в феврале и тогда же запустили проверку первых, «пилотных» проектов. В основе любой сертификации лежит некий стандарт. Если фундаментально разбираться, для чего нужны стандарты в том или ином деле?

Любые стандарты представляют собой знания, а знания, в свою очередь, облегчают и систематизируют работу.

 Кроме того, стандарты — эффективные инструменты, способные продвинуть инновации и повысить качество. Наш стандарт подразумевает глубокое знание о качестве и комфортности жилья. Поскольку мы уже давно изучаем продукт с разных сторон, мощности нашей базы и ресурсов оказалось достаточно для того, чтобы сформировать для каждого класса жилья стандарт, а именно — минимальный набор требований к объектам, определенный must have, на который ориентировался бы весь рынок. Этой работой мы занимались на протяжении трех лет, в итоге все вылилось в сертификацию.

— И очень вовремя, как оказалось!

— Именно, очень вовремя, потому что возможности международных сертификаций стали сильно ограниченны. Можно сказать, нам повезло, потому что сейчас это вдвойне необходимо застройщикам — все-таки профессиональная сертификация дает конкурентное преимущество. В нашей планируется классическая градация: золото, серебро, бронза. В зависимости от степени готовности объекта предусмотрено несколько этапов проверки. Если объект находится на стадии проектирования и строительства, то их три: первичная проверка документации, проверка перед вводом в эксплуатацию и после. Если объект построен, этапов два: проверка документации после ввода в эксплуатацию и очная проверка по готовности.

Оценка отчасти схожа с той, что применяется в рамках премии. Проверяются четыре большие группы: инфраструктура (социальная и коммерческая, а также расположение и транспортная доступность), общественные пространства (архитектура и качество материалов, благоустройство, места общего пользования, паркинг), квартиры (планировочные решения, отделка, инженерия квартир) и инженерные системы (лифты, безопасность). Но для сертификации мы запрашиваем определенные документы, которые пока не требуем от застройщиков в премии, например, стадию П. Впрочем, в дальнейшем мы планируем объединить эти две системы, две оценочные формы. Это, конечно, усложнит премиальные процедуры, потому что получается, что мы очень глубоко влезаем в проект. Но это шаг, от которого не уйти. Помните, в прошлом году мы говорили, что Urban Awards — это и есть рыночная классификация жилья.  

А теперь вправе будем сказать: Urban Awards — это общепризнанная сертификация жилых проектов.

Так что премия вместе со всем рынком вступает в новый этап развития.

— Правильно ли я понимаю, что в будущем объект, который не пройдет сертификацию хотя бы на уровне бронзы, в принципе не сможет стать победителем Urban Awards?

— Пока могу сказать, что объекты, которые пройдут сертификацию, автоматически попадут в финал премии — это мы точно решили. А все остальное будет зависеть от масштабов проверки. Если эта история приобретет массовый характер, а не как LEED или BREEAM, тогда, возможно, мы к этому придем. И сертификация даже на уровне бронзы будет неким бонусом для участника премии уже со следующего года.

— Если не секрет, какие проекты вы проверяли в качестве «пилотных»? И каковы впечатления от проверки?

— Так как это был «пилот», я все-таки не могу назвать конкретные проекты, которые мы проверяли. Но скажу, что проверили пять объектов в разных классах и были удивлены и расстроены тем, что до нашего стандарта они не дотягивают. К сожалению, это так. Причем на момент «обкатки» стандарта я считала, что нужно повышать планку и проверять еще строже, что кроме критериев must have должны быть еще и дополнительные, желательные. А оказалось, что даже до must have в элитном сегменте мало кто дотягивает. Посмотрим, что будет дальше. Что важно: объекты, находящиеся на этапе проектирования и строительства, получают от нас рекомендации, некую дорожную карту — что надо улучшить, чтобы не просто называться, а действительно быть проектом класса комфорт, бизнес или премиум. На этом этапе проекты еще могут претерпевать некоторые изменения, поэтому сертификация носит консультативный характер и не нацелена просто на то, чтобы компания потратила деньги, а ее объект получил симпатичный значок.

— И для покупателя этот «значок» вы тоже хотите сделать ориентиром?

— Да, для покупателя это гарантия качества. Вы же видите, что сейчас вся Москва — сплошной бизнес-класс, по заявлению застройщиков. А покупатели хотят уверенности, что за свои деньги получают именно бизнес-класс, а не комфорт+ или стандарт.

— Но ведь даже сейчас, пока отбор для участия в премии чуть менее глубокий и строгий, есть объекты, которые не попадают в заявочный лист Urban Awards. Какие ошибки в основном совершают конкурсанты? И что бы вы могли посоветовать исправить? Что сделать, чтобы компании с амбициями становились если не победителями, то хотя бы номинантами на победу?

— Если мы говорим про Москву, то объектов, которые не попадают даже в число номинантов, крайне мало. Например, в рамках 14-й Московской премии было всего два проекта, которые нам пришлось дисквалифицировать: выяснилось, что продажи в них ведутся по «серым» схемам.

— Это возможно?

— Да, я тоже была удивлена, но такие объекты еще остались в столичном регионе. То есть застройщики пока не имеют права их продавать, но все же делают это по договорам предварительного бронирования. Такие объекты никак не могут стать номинантами. Кстати, узнали мы это благодаря нашим партнерам — Москомстройинвесту. При их поддержке премия проходит уже второй год, но в прошлом году они проверяли только финалистов, а в этом подключились к проверке всех номинантов. Если же участник попал в список номинантов, прошел документальную проверку, то очень советую не лениться заполнять анкету. Да, она объемная, тяжелая, но ведь каждый пункт в анкете — это балл либо плюсом, либо минусом. То есть объект может быть действительно хорошим, весьма достойным, но сотрудники не все рассказали о нем или рассказали не так.

— Я несколько раз была на очных защитах. Добавила бы от себя, что нужно грамотно выбирать человека, который будет защищать проект перед членами жюри. Потому что от его харизмы, знания материала, эмоциональной заряженности зависит очень многое.

— Абсолютно верно. Мы даже всем сейчас рекомендуем, чтобы на защиту приходили топ-менеджеры, руководители проектов, генеральные директора или владельцы компаний. Я вот тоже отлично помню: когда Леонид Казинец защищал свои объекты, это был абсолютный успех. То, как он говорил о них, вызывало восхищение. И в итоге принесло победу объекту Barkli Gallery.

— В этом году меня зацепили ваши слова на церемонии награждения — о радости и гордости, которую вы испытываете за то, что премия состоялась. Много ли было высказано мнений, что не надо ее сейчас проводить, не время, не до того?

— Да, если честно, такие разговоры шли. Обратите внимание: никого из чиновников на церемонии награждения не было, у них сейчас другие приоритеты, другой фокус внимания, и это понятно — в стране ведется серьезная работа и не до веселья. Но со стороны рынка я негатива и каких-то опасений не увидела, потому что людям нужно встречаться и они искренне ищут возможности, чтобы эти встречи проводить. В Москве у нас в церемонии стабильно участвует 360–370 человек — и в прошлом году было столько, и в этом. Я была и остаюсь уверена в том, что церемония награждения победителей премии нужна. И, может быть, сейчас даже больше, чем когда-либо.

Победа, полученная в этом году, кратно выше и ценнее, чем когда-либо.

— Следующая премия юбилейная — 15-я. Одна тайна, посвященная изменяющимся условиям отбора номинантов, уже приоткрыта. Готовятся ли еще какие-то сюрпризы? И можно ли хотя бы намекнуть, что ждет участников федеральной премии, вручение которой состоится в конце мая 2023 года на Красной Поляне?

— Во-первых, будут новые номинации. Какие конкретно — об этом мы расскажем чуть позже, скорее всего, после новогодних праздников, но намекну, что они отчасти будут завязаны на импортозамещении. Во-вторых, мы сейчас очевидно смещаем фокус с Москвы на регионы. Если раньше флагманским мероприятием для нас была столичная премия, то сейчас становится премия федеральная. Это совсем другие масштабы, другое число объектов, которые стремятся себя показать, потому что строят-то в регионах классно. Что касается самой программы церемонии, она сейчас на этапе проработки, но будет действительно ярко и хорошо — обещаю. И наконец, в-третьих, мы планируем международную повестку — проведение премии для ближнего зарубежья и стран СНГ. Это будет еще не в мае на Красной Поляне, но очень надеемся, случится уже в 2023 году.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости