«Капитал Тур», один из крупнейших туроператоров России, приостановил работу

Forbes
Варвара Печурина Forbes Contributor, Михаил Левин Forbes Contributor
Что делать туристам?

В среду более 500 россиян не смогли отправиться на отдых, после того как один из крупнейших в России туроператоров, компания «Капитал Тур», объявила о временной приостановке своей деятельности. О банкротстве официально пока не говорят, однако просроченная задолженность оператора, по некоторым данным, составляет около 1,3 млрд рублей при годовой выручке в 16 млрд рублей. Судя по последним новостям, договориться о пролонгации компании пока удалось лишь с одним кредитором — Московским кредитным банком. Ему, правда, оператор задолжал всего 40 млн рублей.

Если «Капитал Тур» так и не возобновит деятельность, на что могут рассчитывать его клиенты?

По закону, объясняет юрист компании «Каменская & партнеры» Мария Канунцева, претензии к туроператору можно предъявить только в случае невыполнения условий договора, то есть тогда, когда наступает дата начала тура, а вы никуда не улетели, либо прилетели, а вас не заселяют и т. д. Так что тем, у кого путешествие еще не началось, остается только надеяться на возобновление деятельности «Капитал Тур». Отказ от договора из-за сомнений в состоятельности туроператора страховым случаем не считается, а значит, возмещения средств не последует.

Как предлагает действовать законодательство? Сначала турист должен попытаться урегулировать возникшие разногласия, направив претензии непосредственно туроператору. Претензия должна быть рассмотрена в десятидневный срок. Если ответа в этот срок не последовало или компания отказала в возмещении, можно обратиться в суд с иском к туроператору или совместно к туроператору и страховщику. Можно обратиться и сразу к страховщику, приложив копию отправленной оператору претензии и другие документы, которые подтвердят обоснованность требований.

По действующему законодательству все туроператоры России должны иметь финансовое обеспечение: либо договор страхования гражданской ответственности, либо банковскую гарантию. Размер финансового обеспечения также установлен законодательно: для крупных операторов он составляет не менее 100 млн рублей. Гарантии «Капитал Тур» — туроператор застрахован в компании «Инногарант» — составляют 190 млн рублей.

Тут-то и возникает основная проблема, отмечает Канунцева: если в страховую компанию одновременно поступит несколько тысяч требований туристов, запрашиваемая ими сумма может превысить размер обеспечения. По закону, сообщили Forbes в «Инногаранте», страховщик вправе самостоятельно решать, распределять ему средства пропорционально количеству заявлений (в этом случае, если денег на полное покрытие всех требований не хватает, каждый турист получает неполное возмещение) или в порядке живой очереди (тем, кто обратился первым, ущерб компенсируют сполна, а опоздавшие не получают ничего). Поэтому с обращением в страховую компанию лучше поторопиться, советуют юристы.

Ситуация с «Капитал Тур» может стать поводом к тому, чтобы законодатели пересмотрели размер финансового обеспечения для крупнейших туроператоров, говорит Канунцева. Практика доказала, что установленных страховых выплат может не хватить на всех. Законодательство традиционно отстает от вызовов реальности: в последний раз размер финансового обеспечения был увеличен больше года назад, летом 2009 года. Основанием для этого решения были прецеденты, аналогичные сегодняшней ситуации с «Капитал Тур».

В июне 2008 года на банкротство подал крупный турецко-австрийский оператор Vasco, утащив за собой и свою российскую «дочку» компанию «Де-Тур». В результате на турецких курортах застряли несколько сотен российских туристов, которых начали выселять из отелей, а около 5000 россиян остались дома с оплаченными путевками на руках. Страховщик РОСНО выплатил пострадавшим клиентам «Де-Тур» 10 млн рублей. Сумма заявленных убытков, однако, оказалось значительно выше — более 24 млн рублей. Не успевшим вовремя обратиться в РОСНО было предложено судиться с оператором.

Ситуация с точностью повторилась год спустя, когда рухнула компания «Аватур». Размер гарантий «Аватура» в компании «МСК-Стандарт» также составлял 10 млн рублей. Задолго до того, как заявление на возмещение подали все пострадавшие, сумма финансовых претензий перевалила за 22 млн рублей.

Новости партнеров