Правила диверсификации. Как собрать надежный портфель акций
Фото Sean Gallup / Getty Images

Правила диверсификации. Как собрать надежный портфель акций

Назар Щетинин Forbes Contributor
Фото Sean Gallup / Getty Images
Диверсификация — это покупка разных бумаг, чтобы меньше зависеть от динамики каждой из них. Самый простой подход — купить акции разных компаний из нескольких секторов и стран. Какой бывает взаимосвязь между эмитентами, как ее найти и снизить риск портфеля?

Если вы купили акции «Аэрофлота», «Магнита» и еще нескольких российских компаний — это не значит, что вы составили надежный портфель. Эти эмитенты зависят от состояния экономики России: если россияне станут беднее, то они начнут меньше зарабатывать, и вы, как акционер, тоже. Грамотно собрать инвестиционный портфель вам поможет диверсификация, но для этого нужно понимать, как она работает.

Правило 1. Компании в портфеле не должны зависеть от одного показателя

Ваш портфель может быть собран из десяти разных акций, например, авиаперевозчик, продуктовый ретейлер, газодобывающая компания и продавец стали. С виду это разные бизнесы, но они все могут зависеть от чего-то одного: рынка сбыта, курса валют, стоимости продукции или других факторов.

Рынок сбыта. Многие компании продают большую часть товаров или услуг на какой-то определенный рынок: в Россию, США, страны Европы и Азии. Это значит, что такие компании зависят от спроса на этом рынке. Если потребители станут покупать меньше продукции, снизится и выручка, и прибыль.

Сравните «Аэрофлот» и «Магнит». Одна компания продает возможность путешествовать, а другая — еду. Но, по сути, и та, и другая хотят взять деньги у одного конкретного русского. И если денег у человека резко станет меньше, у обеих компаний могут упасть доходы. И наоборот, чем больше у россиян денег, тем больше путешествий и еды. Компании зависят от ВВП в России и состояния экономики страны в целом.

Другой пример: НЛМК и «Газпром». Одна компания продает сталь, другая — газ. Но обе зависят от экспорта. НЛМК продает около 17% стали в США и 18% Европу, а «Газпром» — примерно 60% газа в Европу и СНГ. Если страны-покупатели решат расторгнуть контракты, ввести санкции, пошлины, найдут более выгодных поставщиков — это все повлияет на выручку и прибыль компаний.

Например, в марте 2018 года президент США Дональд Трамп ввел пошлину на импорт стали — 25%. Это значит, что теперь НЛМК будет зарабатывать немного меньше. Что-то похожее может произойти с «Газпромом»: вдруг Европа решит снизить потребление природного газа и начать закупать сжиженное топливо у поставщиков из США или Ближнего Востока.

Если купить акции компаний, которые зависят только от одного рынка сбыта, вы купите один общий макроэкономический риск. Если с этим рынком сбыта что-то случится, то компания начнет меньше зарабатывать, а вы получите меньше денег.

Курс валюты. Еще один частый вид зависимости — от валютного курса. Это когда компания продает большую часть товаров или услуг только за доллары или только за рубли или когда от этого зависят основные издержки бизнеса.

Например: «М.Видео» продает телевизоры, холодильники, плиты и другую технику. Компания покупает товары за рубежом за валюту, а продает их в России за рубли. Если доллар подорожает, условный Samsung продаст «М.Видео» условный телевизор дороже. Конечно, ретейлеры в таких случаях перекладывают издержки на покупателей и тоже повышают цены. Но дорогая техника хуже продается — это скажется на выручке.

Другой пример — компания «Черкизово», которая работает преимущественно на внутреннем рынке и продает свою продукцию за рубли.

Можно сказать, что «Черкизово» покупает зарубежные комбайны и другую технику, но общая зависимость от доллара у этой компании довольно низкая. Более того, если доллар подорожает, ей это будет даже выгодно. Тогда импортная колбаса подорожает для россиян, а колбаса от «Черкизово» — нет.

Стоимость продукции. Если компании производят один вид продукта, то они зависят от цены на этот продукт. Обычно это касается компаний, которые добывают нефть, золото, алмазы, уголь, металлы.

Пример: «Татнефть» зарабатывает большую часть выручки, добывая и продавая нефть, а «Полюс» — золото. Если вырастет цена на нефть или золото, вырастет и выручка компаний; если упадет, выручка снизится.

Правило 2. Компании в портфеле должны заниматься разным бизнесом

Основная идея диверсификации — чтобы акции компаний в портфеле не зависели друг от друга. Хорошо, когда бизнес не зависит от одного показателя, вроде курса валют или цены на нефть, но еще лучше, если компании в вашем портфеле занимаются разным бизнесом. И даже если компании работают в одном секторе, это не значит, что они зарабатывают на одном и том же.

Сравним «Русгидро», «Россети» и «Мосэнергосбыт». Все эти эмитенты из сектора энергетики. Кажется, что они зависят друг от друга, но на самом деле это три разных бизнеса.

«Русгидро» добывает энергию на гидроэлектростанциях. Выглядит это так: на огромные лопасти падает вода, они крутятся и вырабатывают энергию. После этого компания продает ее внутри страны. Чем эффективнее «Русгидро» это делает, тем больше она зарабатывает.

«Россети» — крупнейшая сеть в России по транспортировке электроэнергии. Когда-то давно «Россети» провели по всей России линии электропередачи, и теперь если компании вроде «Русгидро» захотят их использовать, им нужно будет за это заплатить.

Допустим, «Русгидро» объявит себя банкротом и закроется. «Россети» в этом случае найдет другого поставщика и начнет транспортировать уже его энергию.

«Россети» доставляют энергию сбытовым компаниям, в том числе «Мосэнергосбыту». Основа бизнеса сбытовых компаний — продавать энергию конечному потребителю, то есть обычным людям и организациям. По сути, это бухгалтерия: таким компаниям важно, чтобы клиенты больше платили, а должников было меньше. «Мосэнергосбыту» не важно, кто добыл энергию и кто ее транспортировал. Главное, чтобы жильцы из условной квартиры №3 платили вовремя.

Хотя «Русгидро», «Россети» и «Мосэнергосбыт» относятся к одному сектору, бизнес у каждой компании устроен по-разному. «Русгидро» важно эффективно производить энергию, «Россетям» — не терять энергию при транспортировке, а «Мосэнергосбыту» — чтобы было меньше должников.

Правило 3. В портфеле должны быть акции с разными видами риска

Зависимость от каких-то факторов и особенностей бизнеса — это не плохо и не хорошо. Это просто зависимость. Задача диверсификации — не уничтожить риски любой ценой. Нужно быть в курсе рисков.

Узнайте, от чего зависит компания. Чтобы собрать портфель из не взаимосвязанных акций, нужно понять, как работает бизнес. Что делает компания, кому и что продает, от каких факторов зависит ее деятельность.

Для этого посмотрите на источники выручки. Чаще всего компании публикуют подробную информацию о своем бизнесе на сайте в разделе «О компании». Еще один источник — годовые презентации для инвесторов. Это многостраничные PDF-отчеты, где с помощью инфографики компании рассказывают о состоянии бизнеса за последний год.

Покупайте акции с разными видами риска. Когда вы разобрались в бизнесе, нужно оценить зависимость компаний от определенных факторов: для кого-то важен внутренний спрос, для кого-то курсы валют и стоимость продукции.

Если от каких-то факторов зависят компании, значит, от этого зависят и акции, в которые вы вложили деньги. Дальше нужно решить, устраивает вас такая зависимость или нет. Допустим, если вы верите, что экономика в России будет расти, вкладывайтесь в компании, которые станут бенефициарами этого процесса. Главное, выбирать риски осознанно.

Еще один способ снизить взаимосвязь — купить акции с противоположным риском. Например, когда одна компания начнет больше зарабатывать от роста доллара по отношению к рублю, а другая меньше. Так вы застрахуетесь от возможных потерь на случай колебания курсов валют.

Учитывайте доходность. Когда вы пытаетесь избавиться от риска, не забывайте, что задача портфеля не только не потерять деньги, но и заработать. Если акции в вашем портфеле не будут зависеть друг от друга — это хорошо, но какой в этом смысл, если в итоге вы получите доходность меньше депозита в банке? Чтобы заработать, все равно придется брать на себя какой-то риск.

Новости партнеров