К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как получить 65% годовых? История управляющего одним из самых доходных паевых фондов в России

Фото Александра Карнюхина для Forbes
Фото Александра Карнюхина для Forbes
Антон Кравченко управляет одним из самых доходных российских паевых фондов, принесшим инвесторам за 12 месяцев более 65%. Как ему это удалось?

В конце 1990-х годов в Хабаровске, самом часто упоминаемом в последние несколько недель городе России, открылся форекс-клуб. Он появился не вдруг — население начало проявлять интерес к инвестициям. Выпускник хабаровской школы Антон Кравченко тоже хотел в этом разобраться и заработать. «Инвестиции ассоциировались со спекуляциями на форексе. Все считали, что они придут на форекс с $500, им дадут плечо 1 к 100, и послезавтра у них будет $10 000. Я понимал, что что-то здесь не так», — вспоминает он.

Искать ответ на вопрос, что же здесь не так, Кравченко начал в книгах. Ассортимент профильной литературы в магазинах не поражал воображения, но однажды отец посоветовал ему прочитать книгу «Руководство по российскому рынку капитала» бывшего обозревателя «Коммерсанта» Вадима Арсеньева. В аннотации говорилось, что российский рынок, в отличие от западного, живет по неким договоренностям и в книге можно узнать, кто и как играет на бирже и как избежать ошибок при инвестировании. «Если бы эта книга мне не попалась, я все равно занимался бы инвестициями. Она просто стала тем, от чего надо было оттолкнуться», — уточняет Кравченко. Книгу он прочитал несколько раз.

Прошло 20 лет, теперь Кравченко управляет самым доходным, по версии портала Investfunds на 30 июня, российским фондом. Доходность ПИФа «Райффайзен — Информационные технологии» за 12 месяцев (на 4 августа 2020-го) превысила 65%. Стоимость чистых активов — 5,86 млрд рублей. За три года владельцы паев фонда могли заработать почти 113%, за пять лет — утроить вложения. Сейчас в портфеле 12 компаний: восемь из США (включая Facebook, Apple, Alphabet и Amazon), три из Китая и российский «Яндекс». Всего же у Кравченко в управлении восемь ПИФов и биржевой ПИФ на Московской бирже. Кроме того, он консультирует управляющих австрийским фондом Raiffeisen Russland Aktien по бумагам компаний средней и малой капитализации.

 

Хабаровск — Аляска — Москва

«Я люблю Хабаровск, это очень солнечный город, и солнце там, в отличие от Москвы, абсолютно всегда. И летом, и зимой», — говорит Кравченко. После окончания школы он в 1999 году поступил в местный Дальневосточный государственный университет путей сообщения на факультет менеджмента. Его родители работали в Амурском речном пароходстве. Мать была инженером, отец экономистом.

Свой личный брокерский счет Антон впервые открыл на первых курсах университета, вложил около $2000. «Помню, что точно в списке акций были Сбербанк и «Лукойл». Помню, что я был первым клиентом «Альфа-Директа» в Хабаровске. Счет закрыл примерно через год. Столько же и вывел, был небольшой плюс», — вспоминает Кравченко.

 

Брокерский счет он закрыл перед переездом в США. У хабаровского университета была программа, по которой можно было продолжать обучение в Штатах. Кравченко на два года уехал в Анкоридж получать степень бакалавра финансов в Университете Аляски (University of Alaska Anchorage). В Америке, в отличие от России, было огромное множество книг про инвестиции и инвесторов: об Уоррене Баффете, о бывшем управляющем фондом Magellan Питере Линче и много еще о ком. «Там лекции читали профессионалы, в том числе по инвестициям. И меня эта тема поглотила», — вспоминает он.

В студенческом общежитии можно было найти себе занятие, но по части развлечений выбор в Анкоридже, городе с населением около 300 000 человек, невелик. «Это способствовало погружению в обучение. Любимыми предметами были все, связанные с инвестициями, корпоративные финансы и финансовые институты. Мне все очень нравилось», — вспоминает Кравченко.

После окончания обучения кто-то из однокурсников вернулся в Хабаровск, кто-то остался на Аляске. Кравченко же поехал в Москву и поступил на магистерскую программу в Финансовой академии при Правительстве РФ, где учился у профессора Якова Миркина, одного из первых авторов российских учебников по инвестициям и ценным бумагам. Практику Кравченко прошел в компании Миркина «Еврофинансы» (сейчас у нее отозвана лицензия), а после окончания магистратуры начал искать работу. Лишь одно предложение совпадало с его желанием управлять портфелем. Это была работа в компании «Стин-финанс», созданной в 2004 году для привлечения средств для предприятий «Станкоагрегат» и «Машлизинг». «Рынок тогда активно рос, все считали, что на нем можно заработать очень много денег», — вспоминает он. В портфеле Кравченко были акции российских компаний, в основном голубые фишки. Управлял он им на основе фундаментального анализа.

 

Через год он уже работал на должности аналитика в УК МДМ, но де-факто управлял тремя портфелями (потребительского сектора, широкого рынка акций и компаний малой и средней капитализации). Спустя еще год он перешел в УК «Райффайзен Капитал». «Австрийский банк, мне это очень понравилось. Не только звучало красиво, но и есть красиво. Я попал в правильную компанию: и с позиции отношения к работе, и как она выстроена, и с позиции инвестиционного процесса», — считает Кравченко.

Александр Карнюхин для Forbes
Александр Карнюхин для Forbes

Кризисный управляющий

Так сбылась мечта Кравченко стать настоящим управляющим, он получил четыре фонда: электроэнергетики, потребительского рынка, сырьевой и информационных технологий. Шел апрель 2008 года. В США кризис уже начался, а в России никто и представить не мог, что акции обвалятся более чем на 75%. Но осенью 2008-го именно это произошло. «На рынке покупателей нет, с ликвидностью проблема. Очень много акций было в залоге, залоги начали реализовывать, все потихонечку схлопывалось. Но меня больше поражало другое: смотришь, как все компании уходят в минус на 25–30%, и понимаешь, что с миром происходит что-то не то. Выходишь на улицу, а там ходят счастливые люди. Правда, потом стал замечать, что на дорогах исчезли пробки, а в метро стало меньше народа», — вспоминает Кравченко. Он вынес из кризиса 2008 года три урока: не покупать на заемные деньги, диверсифицировать портфель и держать акции компании, если понимаешь ее перспективы.

Следующий кризис 2014–2015 годов, по его словам, прошел без потрясений: «Однозначно было понятно, что нужно обращать внимание на нефтяной сектор, хотя было страшно. И однозначно понятно, что надо было покупать акции, хотя все покупали доллар, потому что была девальвация».

Взгляд в будущее

Сейчас Кравченко распоряжается около 13,9 млрд рублей — такова стоимость чистых активов российских ПИФов под его управлением. C начала года фонд «Райффайзен — Информационные технологии» уступил лидерство пяти ПИФам, инвестирующим в биотехнологические компании, IT, ETF на драгметаллы и акции золотодобытчиков. Он шестой по доходности (плюс 52,3% на 31 июля). IT-компании стали бенефициарами «корона-кризиса». Значительная доля бизнеса компаний приходится на страны, которые лучше справились с кризисом, чем США. Так, например, доля продаж Apple вне США — 60–70%. «И в целом ультрамягкая политика мировых центробанков стимулирует инвестиции в рискованные активы, и инвесторы покупают наиболее популярные акции», — полагает Кравченко.

Сам он весной 2020 года обустроил домашний офис. С корреспондентом Forbes общаетcя в Zoom, демонстрируя на экране штангу и стопки распечатанных отчетов и исследований у принтера. Ежедневно он отслеживает новости, которые могут влиять на стоимость активов, читает аналитические отчеты и ищет новые инвестиционные идеи. «Люблю читать письма инвесторам, к примеру, от Говарда Маркса из Oaktree Capital Group, Билла Акмана из Pershing Square Capital Management и Дэвида Эйнхорна из Greenlight Capital. Мне интересно, как эти люди мыслят, как они находят инвестиционные идеи», — рассказывает он. Сам он видит идеи и на российском рынке акций: дисконт к развивающимся рынкам плюс высокая дивидендная доходность.

 

«Рынок предсказывает экономику, а не экономика — рынок. Американский рынок уже нарисовал V-образное восстановление. Предполагаю, что экономика сделает то же самое. И в 2021 году выйдет в плюс и, возможно, превысит докризисные уровни. Речь идет о США, где уже реализуют гигантские монетарные и фискальные стимулы», — прогнозирует Кравченко. В его личном портфеле — российские голубые фишки и акции золотодобытчиков. Состав и доходность он не раскрывает.

15 лучших банков для российских миллионеров. Рейтинг Forbes

15 лучших банков для российских миллионеров. Рейтинг Forbes

Фотогалерея «15 лучших банков для российских миллионеров. Рейтинг Forbes»
15 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости