К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Метод плюща: как выбрать акции в инвестиционный портфель

фото Reuters
фото Reuters
Простое правило, которое работает всегда — на всех рынках и для всех классов активов

Нельзя придумать универсальную формулу, позволяющую постоянно успешно инвестировать на фондовом рынке. Тем не менее управляющие и ученые постоянно ее ищут, пытаясь хотя бы на шаг приблизиться к созданию философского камня, который превращал бы в золото все, к чему прикоснется рука инвестора. Абсолютного успеха не достиг никто, но методы, способные уменьшить потери и увеличить доход, придуманы и успешно используются.

Сооснователь и директор по инвестициям компании Cambria Investment Management Мебэйн Фабер считает, что секрет философского камня почти раскрыли, например, эндаументы: доходность их инвестиций способна вызвать зависть любого управляющего, кроме разве что Уоррена Баффетта. Фонд Гарвардского университета c 1985 по 2008 год показывал среднюю доходность более 15%, фонд Йельского университета — более 16%, в то время как средняя доходность индекса S&P составила 12%.

 

Один из их секретов, как пишет Фабер в своей книге «Портфолио плюща» (по аналогии с Лигой плюща, объединяющей восемь частных университетов США, в том числе Йель и Гарвард), в возможности инвестировать практически вечно — университетам не нужно выходить на пенсию, покупать дом или платить за образование детей, они могут позволить себе очень долгий срок инвестиций, не подходящий для простых смертных.

Но это не единственный секрет эндаументов, приходит к выводу Фабер. Второй — диверсификация, но не простая, а довольно сложная. Изучив различные университетские фонды, управляющий установил, что они делят свои портфели между акциями развитых и развивающихся стран, облигациями, сырьевыми товарами и инвестируют в венчурные проекты через инструменты private equity. Этот принцип вполне может быть применен на развитом финансовом рынке, но вряд ли в России.

 

Самый простой «портфель плюща» выглядит так: по 20% средств вкладываются в локальные акции, акции зарубежных эмитентов, облигации, сырьевые товары и недвижимость. Все инвестиции предлагается осуществлять через ETF — индексные фонды с низкими комиссионными. Таковых в России почти нет, если не считать двух запущенных в апреле этого года компанией FinEx,  совладелец которой — бывший замминистра финансов Андрей Вавилов. На рынке можно найти ПИФы, внутри которых «лежит» ETF, например ПИФ «Райффайзен-США», его актив — SPDR S&P 500 ETF Trus — это ETF, совпадающий по структуре с индексом S&P 500. Но суммарная плата за управление составляет 5,7%, что очень много и сравнимо с доходностью индекса.

Правило же, которым предлагает руководствоваться Фабер для принятия инвестиционных решений по покупке/продаже конкретных акций, может быть использовано и в России. Метод был описан автором в работе «Количественные подходы к тактике распределения активов», опубликованной в Journal of Wealth Management в 2007 году. Работа стала довольно популярной и активно обсуждалась финансистами. Предложенный в ней метод очень прост и требует знания математики на уровне школьного курса.

 

Фабер предлагает для принятия решения о покупке актива использовать среднее арифметическое его стоимости за десять месяцев (так называемая простая скользящая средняя). В расчетах учитываются только цены на закрытие последнего торгового дня каждого месяца. Если цена актива меньше полученного расчетного значения, его надо продавать, если выше — покупать. Это простое правило, как показал Фабер в своей работе, работает всегда — на всех рынках и для всех классов активов. И его можно применить и к российскому рынку. Например, можно определить, какие акции из индекса ММВБ и когда стоит покупать, а от каких стоит держаться  подальше. Пересмотр портфеля один раз в месяц по замыслу автора метода позволяет избежать ненужных метаний, связанных с краткосрочным падением или ростом бумаг, которые неискушенному инвестору скорее принесут головную боль, чем прибыль.

Из 50 акций, входящих в индекс ММВБ, Forbes выбрал бумаги по предложенному Фабером принципу. Майский портфель (акции выбирались исходя из цены закрытия на 30 апреля) состоял из 16 акций и к концу июня принес доход 1,7%, хотя индекс ММВБ снизился на 2,39%. Иными словами, купив все акции, входящие в индекс, инвестор за два месяца потерял бы 2,39%, выбрав бумаги по предложенному правилу, он смог бы заработать 1,7%. «Это хорошее правило, мы тоже используем средние для принятия инвестиционных решений, но мы предпочитаем 200-дневные средние», — говорит управляющий директор компании Arbat Capital Александр Орлов.

Как вел себя такой портфель в 2008 году, когда мировые финансовые рынки потряс кризис? В начале 2008 года портфель состоял из десяти акций, к началу лета в нем было уже 19 акций, а его стоимость увеличилась на 11%. Первый звонок прозвенел в последний день июня, когда модель предложила продать первые шесть бумаг. В августе в портфеле осталось всего четыре бумаги, сигнал на продажу еще двух пришел к 1 сентября. Расчеты не просто показывали, они кричали: продавать все что можно! Следуя тактике Фабера, к началу осени инвестор избавился бы почти от всех акций, что называется, «вышел в деньги», но с убытком. С начала года портфель обесценился бы на 13% — неприятно, но не смертельно. И ведь в начале осени еще никто не знал, что вот-вот рухнет Lehman Brothers, а вслед за ним — и мировые финансовые рынки. И наступит кризис. Фондовые индексы разных стран за 2008 год потеряют от 30% до 60%, российский индекс ММВБ упадет на 67,2%. Убытки портфеля, составленного из акций, входящих в индекс ММВБ, по модели Фабера в 16% (еще две «забытые» акции — МОЭСК и «Ростелеком» — оставались в портфеле до 1 октября, что увеличило потери) на этом фоне кажутся просто чудесным спасением.

Что предложенная Фабером модель показывает сейчас? В июньском портфеле количество акций снизилось до 13, в июльском — до 11, а в августовском портфеле, сформированном на основе цен закрытия на ММВБ 31 июля, выросло в два раза, до 22 (см. таблицу). Орлов отмечает, что модель работает не всегда, ведь статистика не в состоянии учитывать форс-мажорные обстоятельства, поэтому время от времени возникают ложные сигналы. Например, модель не смогла предсказать решения собственников «Фармстандарта» о реорганизации компании, уронившего акции на ММВБ на 35% за три дня, а значит, инвестор, руководствуясь рекомендациями модели, потерял бы деньги — в начале июля эта акция была в списке рекомендованных к покупке. О том, что метод может подавать сигналы слишком поздно, говорит и содержимое портфеля во время кризиса 2008 года — несколько акций оставались в нем даже в сентябре.

 

Орлов говорит, что описанная модель не может предсказать кризис, но зато может указать на надувшийся пузырь. «О границе пузыря идут дискуссии, но в принципе можно считать, что цена акции завышена, если она выше средней на 10%», — считает он. Если Орлов прав, то сейчас пузырь надулся в акциях «Магнита», цена которых выросла в два раза за последние 12 месяцев. Под подозрением также бумаги «Транснефти» и «АЛРОСА», котировки которых более чем на 10% выше средней.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+