Первый раз — не в первый класс | Forbes Woman | Forbes.ru
$57.5
67.72
ММВБ2071.83
BRENT57.95
RTS1134.45
GOLD1280.61

Первый раз — не в первый класс

читайте также
+258 просмотров за суткиВартан Грегорян, президент фонда «Корпорация Карнеги»: «Образование — шанс на новую жизнь» +301 просмотров за суткиГде и чему московские миллиардеры учат своих детей +19 просмотров за суткиРаспустили руки: 5 университетов Британии, в которых научат работать +55 просмотров за суткиУроки для взрослых: чему учиться в 30, 40 и 50 лет +13 просмотров за суткиМакулатура в ранце: почему то, чему учат в школе, не пригодится +252 просмотров за суткиМиллиардер Вадим Мошкович открывает частную школу. Чему он научит ваших детей? +20 просмотров за суткиВыгодное вложение: лучшие бизнес-школы 2017 по версии Forbes +11 просмотров за суткиИнвестиции в наследников. Как образование помогло капиталистам проявить себя не только в бизнесе +202 просмотров за сутки24 часа в университетской библиотеке Британии: чем заняться в тишине +19 просмотров за суткиКак стать миллиардером: с чего начиналась карьера крупнейших бизнесменов +5 просмотров за суткиГоспода студенты: гарантирует ли топовый вуз успешную карьеру +1 просмотров за суткиИллюзия знаний. Убьют ли новые технологии традиционное образование +32 просмотров за суткиГодное образование: как научить поколение Z думать и идти к успеху +4 просмотров за суткиБлаготворительность вместо цветов и другие изменения в жизни российской школы +6 просмотров за суткиДетки на уровне: как топ-менеджеры инвестируют в образование своих детей +49 просмотров за суткиНа старт, внимание: простые правила, которые помогут запустить бизнес +1 просмотров за суткиШкольные игры: как мотивировать новое поколение к учебе Проблема выпускника: почему у дипломов небольшой срок годности +212 просмотров за суткиВасилиса Премудрая и Илья Муромец: кто и зачем втягивает мальчиков и девочек в конкурентную гонку +8 просмотров за суткиДо Килиманджаро и обратно: американская история сироты из Пензы +1 просмотров за суткиРектор Стокгольмской школы экономики в России: «Каждое утро мы просыпаемся глупее, чем накануне»
Forbes Woman #учим дома 07.10.2016 09:00

Первый раз — не в первый класс

Дарья Лаговская Forbes Contributor
Фото из личного архива семьи
Как и зачем родители московского первоклассника решились на домашнее образование

Моему сыну Мите почти 7 лет, и в этом году он не пошел в школу. Мы с мужем около года шли к этому осознанному, но в то же время непростому решению. Мой блог будет о том, как мы учим Митю дома, о наших ожиданиях, успехах и, конечно, ошибках — ведь в таком нелегком деле они точно случатся.

Начну с предыстории. Мы обычная семья: я, муж Виктор и сын Митя. Мы жили в Москве в Южном Бутово, у мужа свое дело, поэтому работать мы могли без привязки к офису. Митя с трех лет ходил в обычный сад, и мы нацеливались на обучение в школе. Все как у среднестатистических родителей.

Специальной подготовкой ребенка к школе мы не занимались, кубики Зайцева не использовали, букварь Жуковой был, но не открывался, а счету учили Митю на деньгах. Правда в саду были занятия, но, да простят нас воспитатели, домашние задания мы не делали никогда. Но мы всей семьей с удовольствием ходили в музеи, на выставки, гуляли по городу, смотрели научные передачи и читали. Мы не старались это делать специально, просто это приносило всем удовольствие.

От семейного образования мы с мужем были далеки как от Луны, хотя знали, что так бывает. Но с самого раннего возраста Мити я усвоила, что заниматься с ребенком нужно только тем, что ему интересно, а не тем, что хочется маме. Тогда и истерик не будет, и краски пальчиковые никто по стенам не размажет. Поэтому поезда, динозавры, космос, инженерия стали нашими постоянными спутниками.

Зимой встал вопрос о начальной школе, встал остро. Казалось, что у родителей шестилеток не бывает других тем для разговоров, кроме выбора  школы. Когда-то давно в ЖЖ, когда ровесникам Мити еще не было года, мамы мерялись количеством зубов и первыми шагами, теперь в ход пошли умение читать, знание цифр и — желательно — умение их складывать, а еще лучше умножать. Обсуждали школы и учителей, причем отзывы об одном и том же педагоге могли быть как восторженными, так и резко негативными, сопровождаемые сплетнями из серии "она стукнула какого-то ребенка пеналом". От всей этой информации мне становилось страшно, но в феврале я собрала папку документов и пошла писать заявление на прием в 1 класс. У секретаря директора школы меня встретила табличка с надписью «Дурацкие вопросы – идиотские ответы!». Потом состоялось собрание для родителей, где завуч нудно и долго рассказывала о прелестях обучения именно в их школе.

А я все больше убеждалась, что не хочу ввязываться в такую авантюру. Как раз в это время, точнее, на полгода раньше, моя знакомая журналистка выпустила первый журнал про нешкольное образование. И я начала проникаться этой темой, мне нравились возможные законные альтернативы и индивидуальный подход. Спасибо мужу, что он тоже сразу согласился, так как сам школу, мягко говоря, не любил. И в апреле мы приняли решение отдать Митю на пробные занятия в семейную школу. Мы забрали его из сада под вздохи работников, что "как же ребенок останется без выпускного!". Опыт получился интересный - две недели сын буквально рвался в школу, с удовольствием вставал по утрам, делал домашние задания без напоминания. Увести его в положенное время после занятий было проблемой, так что на третий день я просто стала приезжать за ним на полчаса позже. До сих пор Митя вспоминает ту семейную школу с особой теплотой.

Но так сложились обстоятельства, что мы в начале лета уехали в деревню почти в 300 км от Москвы, она большая — есть и сад, и школа, и больница, даже школа искусств, спортивные секции. Но дети, конечно, резко отличаются от столичных, причем не в лучшую сторону, это я без снобизма абсолютно, просто тут не слышали ни о теории привязанности, ни о том, "как говорить, чтобы дети слушали", разрешаются телесные наказания. Поэтому вариант отдать Митю в школу, где в первый класс записано 23 ребенка, нам с мужем показался неподходящим.

Так мы пришли к семейному обучению. Мы прикрепились к частной школе ЦОДИВ (она находится в Санкт-Петербурге, и почему я выбрала именно эту школу для будущей аттестации, я расскажу в одной из следующих колонок), там будем сдавать аттестацию за первый класс. Уведомили местные органы образования.

Что на практике

Занятия в сентябре я организовала для Мити без четкого расписания, пока мы еще пробуем, тестируем и смотрим, что подходит именно нам. Пока Митя встает около 9 утра. После завтрака, если нам не надо никуда идти, садится за уроки – это прописи, математика, чтение букваря Соболевой или просто книжки или энциклопедии. Английский язык мы начали учить по роликам на YouTube. Трудности уже случались, о них расскажу в следующий раз.

И немного опережая нападки, если вдруг такие будут. Я не против школы. На самом деле я за школу. Просто меня не устраивает сложившаяся система с бессмысленной писаниной у учителей, которые не успевают уделить детям время из-за отчетов, с поборами на подарки директору школы и прочими вещами, о которых все знают, но мало кто говорит. Я знаю: есть хорошие школы, где прекрасные учителя. Есть дети, которые любят учиться в коллективе. Некоторые родители не могут потянуть семейное образование в силу страхов или финансовых причин. У каждого свой путь, и я не буду никого агитировать за домашнее обучение, лишь хочу поделиться опытом.