Женский расчет
Григорий Седов, директор управления финансового консультирования компании «Тройка Диалог» рассуждает о женской природе в мире инвестиций
Среди инвесторов, выбирающих для себя фондовый рынок, все чаще можно встретить женщин. И это не шутка, а самая настоящая реальность. С каждым годом число женщин-инвесторов, желающих сохранить и приумножить деньги через вложения в финансовые продукты, только растет. Но какие продукты выбирают представительницы прекрасной половины человечества? По нашей статистике, 80% всех инвесторов в юбках предпочитают услуги доверительного управления самостоятельной торговле на бирже. Здесь возникает вполне логичный вопрос: почему?
В отличие от инвесторов-мужчин, женщины умеют слушать и всегда интересуются рекомендациями финансовых консультантов. Мужчины же чаще приходят с четкой установкой. Они знают чего хотят, и их сложнее корректировать, а их вопросы большей частью связаны с механикой процесса. Оговорюсь, что речь в обоих случаях идет о непрофессиональных инвесторах, которые принимают те или иные решения на основании рекомендаций финансовых консультантов.
Паевые фонды, на мой взгляд, идеально соотносятся с женской природой понимания финансов, т. к. это сбалансированный инвестиционный инструмент, состоящий из диверсифицированного портфеля ценных бумаг.
Тяга к диверсификации рисков есть практически у всех женщин. Они никогда не будут класть все яйца в одну корзину. Им ни к чему гнаться за сверхприбылями, следить каждый день за графиками и новостями. Поэтому так мало женщин, которые увлечены интернет-трейдингом, то есть самостоятельной торговлей на бирже.
Женщины-инвесторы более сдержанны и менее агрессивны при выборе стратегии инвестирования. Им важнее стабильность в заработке и его сохранение, чем погоня за сверхприбылью. Мужчина-инвестор склонен выбирать наиболее рискованные активы, предполагающие высокую доходность.
Разница видна и при визите в инвестиционную компанию. Женщину интересуют конкретные, базовые вещи: срок, доходность, риски, — словом, все то, что касается ценника самой услуги по инвестированию и общего полезного смысла. К тому же женщины уже перед визитом проводят небольшое маркетинговое исследование: узнают о других компаниях, спрашивают, чем именно этот игрок лучше своих конкурентов. И это тоже можно отнести к оценке клиентом рисков. Ведь женщина доверяет компании свои деньги.
Как уже говорилось, мужчина-инвестор задает много вопросов о самом механизме инвестирования: в какие бумаги происходят вложения, почему именно в эти? А женщина склонна или доверять рекомендации, или нет. Поэтому дамам несвойственны истерики, связанные с желанием внезапно изменить стратегию инвестиций. Мужчина же всегда имеет свою точку зрения на происходящее и любит поспорить.
Как правило, если женщина пришла в УК, то намерения у нее самые серьезные и подписание договора происходит в тот же день. Она четко знает свои цели и сумму, которую готова инвестировать. Мужчины чаще сначала приходят разузнать, поговорить и не всегда сразу заключают договор. Сам процесс инвестирования для дам не является основной задачей. Их цель всегда выше — накопить определенную сумму на конкретную цель. Поэтому стереотип о женской наивности и эмоциональности в отношении финансов является мифом. Эмоциональный выбор у женщин происходит совсем в других областях, например при выборе машины, но никак не в вопросах денег вообще и инвестирования в частности.
Тут, скорее, проявляются типично женские качества, из которых главное — уметь предугадать конечный результат, доверять правильной стратегии, слушать мнения экспертов. Не зря именно среди женщин так много бухгалтеров.
Импульсивность, риск, азарт и желание заработать быстро скорее свойственны мужчинам, которые вдобавок редко ориентируются на мнения специалистов, а зачастую «подгоняют» их рекомендации под свои желания. Женщина же, наоборот, корректирует свои желания в зависимости от текущей ситуации на рынке. Ей проще выбрать несколько продуктов, чем поставить все на один. Женщины, конечно, крайне консервативны, но это оправдывается их стратегией — сберечь для семьи и будущих поколений. Это подтверждает и статистика: именно слабому полу принадлежит последнее слово в принятии решений по крупным покупкам, образованию детей и вложению семейных финансов. Именно женщина является основным управляющим общими семейными финансовыми потоками. Ведь не случайно же при регистрации семьи свидетельство о браке в ЗАГСе вручается новобрачной.