Перспективы роста

Плюсы и минусы современных детских садов разного типа.

Вы ходили в детский сад? Многие люди, чье детство пришлось на 1970-е – начало 1980-х, скажут: ходил по графику – неделя в саду – две болеешь. Воспоминания самые красочные – от нянечки, угрожавшей залепить рот пластырем тем, кто будет болтать в тихий час, до манной каши, прилипающей к потолку, если хорошенько подбросить тарелку. Если серьезно, наверняка были и хорошие детские сады и тут все, как обычно, как всегда и везде, зависело от конкретных людей, воспитателей, их профессиональной квалификации и душевных качеств — в педагогике это неразделимо.

Сегодня выбор значительно шире, но прежде всего каждые родители решают для себя вопрос: будет ли ребенок в принципе ходить в детский сад. Это дело сугубо индивидуальное и зависит от десятков условий жизни конкретной семьи: степень занятости родителей, количество и возраст детей в семье, наличие бабушек и дедушек, желающих уделять внукам время, наличие и качество нянь, развивающие занятия, бассейны-музыка, детские площадки, соседи-ровесники и т. д. То есть посещение детского сада не является непременным и единственным условием того, что ребенок научится общаться, подготовится к школе и разовьется в гармоничную личность. Но если сад хороший, то он этому может поспособствовать. Тем более что в России всеобщее школьное образование начинается позднее, чем во многих европейских странах (французские и английские дети в обязательном порядке посещают то, что там называется школой, а у нас считается детским садом, лет с 4-5).

В общем, если исходить из того, что вы решили вопрос в пользу детского сада, имеет смысл изучить картину в целом, подразделив современные учреждения такого рода на несколько групп и обозначив некоторые их плюсы и минусы.

Государственные детские сады

Достоинства в целом очевидны: бюджетная стоимость, территориальная близость (что в московской, например, транспортной ситуации — очень и очень важно). Разнообразные занятия — музыка, ритмика, развитие речи и подготовка к школе. Как правило, достаточно просторные территория и помещение.

Недостатки: невозможность записаться быстро, очереди на несколько лет, большие группы, и как следствие — отсутствие индивидуального подхода, частые вирусные заболевания детей. Качество питания. Мало мотивированный персонал. Но здесь, как в школе, все зависит от того, «как повезет» с личностью педагога. Среди бюджетников немало прекрасных, чутких воспитателей.

Частные детские сады

Частные детские сады бывают совсем маленькими, почти домашними, а бывают и такими же крупными, как государственные, — с большим собственным зданием и территорией, но одно из главных отличий и достоинств — меньшее количество детей в группах (до 3 лет — не больше 6 человек, до 5 лет — не больше 8 человек, с 6 лет — 10–12 человек) и, как следствие, возможность более индивидуального подхода к каждому ребенку. Контакт с родителями в частных садах тоже, как правило, более тесный и активный, проводятся различные тренинги и семинары по воспитанию детей и детско-родительским отношениям. Недостатком частного детского сада может быть в первую очередь человеческий фактор — сад может быть прекрасно оборудован, но это не гарантирует профессионализма персонала. Важно, чтобы владелец (или директор — в общем, тот, кто открыл сад) был компетентным человеком не только в управлении, но и в педагогике или психологии.

Среди частных садов можно отметить «языковые», где ребенок сразу погружается в среду иностранной речи и быстро схватывает ее. Это, конечно, полезно (растут же дети в странах вроде Швейцарии или Люксембурга, осваивая одновременно с первых лет жизни два-три языка), однако не для всех родителей является приоритетом.

Детские сады по системе Монтессори

Скоро уже сто лет, как принципы легендарного итальянского педагога Марии Монтессори используют по всему миру. Среди российских последователей, однако, наблюдаются некоторые расхождения в понимании этих принципов (распространенные занятия «Монтессори вместе с мамой» — это не совсем Монтессори). Но основа системы неизменна: «помоги мне сделать это самому», то есть ребенок в дошкольном возрасте должен по сути пройти весь путь человека в цивилизацию. Мария Монтессори призывала следовать за ребенком, за его импульсами, не принуждать его к активным дейcтвиям, если он занят — наблюдает за действиями других, размышляет, отдыхает. И не помогать ему с задачей, с которой он может справиться сам и чувствует это.

Все вышеперечисленное одни родители сочтут достоинствами, а другие недостатками — те, кто рассчитывает на подготовку к школе, раннее обучение чтению и письму, развитию речи, возлагая в этом плане надежды именно на детский сад.

Вальдорфские детские сады

Для тех, кто незнаком с термином: вальдорфская педагогика возникла как часть антропософии, духовной науки, созданной Рудольфом Штайнером. Первая школа начала работать в 1919 году в Вальдорфе (Германия). Основные принципы — гармоничный, эстетический взгляд на мир и природу, творческое развитие, доброжелательность и уважение друг к другу. Примечательно, что группы в таких садах непременно разновозрастные. Вальдорфцы исходят из того, что главный обучающий импульс для ребенка — это подражание, именно через подражание он учится всему. Очень важно для детей видеть взрослых и старших детей, занятых осмысленным полезным делом — это может быть рукоделие, уборка, приготовление еды. Детям становится любопытно — и они присоединяются. Преимущество разновозрастной группы в том, что это живой социальный организм, здесь у ребенка есть возможность меняться. Даже если ребенок робок и слаб, наступает такой момент, когда он становится старшим в группе, которая напоминает по устройству большую многодетную семью. Претензии к садам такого типа: интеллектуальное развитие не форсируется, обучение как таковое (письму, математике, чтению) в саду не предполагается. Это не проблема для тех родителей, кто не связывает напрямую детский сад, куда ходит ребенок, и школу, в которую его предполагается отдать, и обучает детей азам грамоты самостоятельно или с преподавателем.

Новости партнеров