Forbes
$64.8
71.14
DJIA18570.85
NASD5100.25
RTS935.98
ММВБ1926.9
Ольга Павлова Ольга Павлова
редактор разделов Forbes Woman, ForbesLife 
Поделиться
0
0

Наивно? Очень: могут ли зарабатывать социальные проекты

Наивно? Очень: могут ли зарабатывать социальные проекты
Фото Александра Скоморохова
Пять лет назад актриса Нелли Уварова вместе с подругой открыла социальный бизнес-проект «Наивно? Очень»

В очереди в кассу в магазине «Наивно? Очень» на Artplay три человека. Одна из девушек пришла специально за чашками и футболками «Тихо в лесу, только не спит барсук» и «Я угрюмый крокодил и живу в зверинце», другая — за холщовыми сумками с черно-белыми рисунками. «Наивно? Очень» — не просто один из магазинов приятных безделушек, это социальный бизнес-проект, который в 2010 году открыла актриса Нелли Уварова вместе с подругой Еленой Вахрушевой. Все вещи, которые здесь продаются, сделаны руками людей с особенностями развития. Слово «инвалиды» в проекте не используют. «Авторы работ не инвалиды, просто они особенные», — говорит Нелли Уварова, звезда театра РАМТ и некогда гремевшего сериала «Не родись красивой». Нелли вспоминает, как впервые попала на ежегодную благотворительную ярмарку изделий «Особых мастерских» при Технологическом колледже №21 (это центр социальной адаптации и профессиональной подготовки для людей с тяжелыми психоневрологическими нарушениями). «Там была атмосфера праздника, — вспоминает Нелли. — Я, кажется, скупила все, что могла».

После той ярмарки она решила, что ярмарки один раз в год мало, работы учеников колледжа можно было бы продавать через интернет-магазин. Опыт благотворительности у Нелли Уваровой был: она помогала РДКБ и фонду «Подари жизнь», организовывая в театре акции по сдаче крови. Но, познакомившись с «Особыми мастерскими», поняла, что взрослым иногда бывает гораздо труднее получить помощь, чем детям. Центр социальной адаптации при колледже №21, по сути, единственное место, где они могут освоить новую, да еще и творческую профессию. Обучение длится четыре года. И, по словам Нелли, «эти четыре года дают им крылья, надежду на то, что они нужны обществу, что способны на что-то особенное». Только вот на работу даже после освоения профессии устроиться с их диагнозами невозможно. «Мне очень захотелось помочь, — говорит Уварова. — Но было понятно, что просто спонсорскими деньгами и подарками проблемы не решить, нужно делать что-то масштабное и системное».

В 2010 году она организовала первую ярмарку работ особых людей в Доме актера. Актеры РАМТа поставили спектакль специально для ребят и посетителей ярмарки. А 25 декабря 2010 года Нелли и Елена запустили сайт — онлайн-магазин, где все эти работы можно было купить в любое время. 

В апреле 2011 года подруги зарегистрировали общество с ограниченной ответственностью «Наивно? Очень». Директором и соучредителем стала Елена Вахрушева, юрист по образованию, она взяла на себя все административные вопросы.

Название возникло случайно. Подруги в кафе в кругу друзей и родных обсуждали проект. «Никто из нас никогда до этого не сталкивался ни с чем подобным. И затевать коммерческий проект, который никто не поддерживает, было наивно, — вспоминает Уварова. — Да, мы — мечтатели, фантазеры, но при этом каждый верит в успех. Будем мы биться головой о стену? Будем! Это очень наивно? Да. Но мы все равно это сделаем».

Наивное искусство

Проект стартовал, но вначале было сложно. Даже всегда поддерживающая их инициативы Ольга Волкова, руководитель «Особых мастерских», была убеждена, что проект надо делать некоммерческий. «То есть тоже не верила в эту идею, — уточняет Нелли. — А для нас была принципиальна самоокупаемость».

Главная задача компании, по мнению учредителей, — убедить общество, что особые люди больше всего нуждаются не в жалости и подарках, а в социальной адаптации.

И Нелли, и Елена уверены, что созданные в центре при колледже работы — настоящее искусство. «Мы полюбили их творчество, сразу поверили в него, — говорит Уварова. — И хотя нас все отговаривали, мы верили, что это будут покупать. Коммерческая модель была важна, чтобы деньги за работы шли ребятам, на развитие проекта».

Еще через год подруги решили, что хорошо было бы открыть собственное производство. «Когда поняли, что положение у выпускников колледжа безвыходное, решили сделать площадку для работы, — рассказывает Нелли. — Пришлось оперативно менять концепцию проекта и продумывать новые расходы — аренду, зарплаты сотрудникам. Мы опять рисковали, опять пытались прыгнуть выше головы».

Социальная окупаемость

Осенью 2014 года проект вышел на самоокупаемость, и компания смогла на коммерческой основе арендовать помещение под мастерские — так, наконец, начала работать модель трудоустройства. Это был большой прорыв для скромного социального бизнеса.

На производстве есть керамическая, текстильная, полиграфическая и столярная мастерские. В каждой есть массовое и авторское направление. Авторское — это художественные работы в единичном экземпляре, они всегда делаются медленно и стоят дорого. Но именно здесь можно реализовывать свой творческий потенциал. Второе направление — тиражное производство с авторскими рисунками. Это керамические кружки, тарелки, сумки, открытки, футболки, свитшоты, календари, блокноты. Ассортимент постоянно растет.

5 июля 2015 года удалось открыть и полноценный магазин — «Наивно? Очень» на Artplay. «Мы о нем долго мечтали, — рассказывает Нелли. — Было понятно, что нужно место, где наши работы можно было бы купить в любое время, не дожидаясь ярмарок».

Всю оперативную деятельность ведет Елена Вахрушева, но Нелли Уварова активно участвует в работе проекта, несмотря на съемки, спектакли и гастроли. «Мы постоянно обсуждаем текущие дела, продукцию, новые задумки, а также особенности именно нашей компании. Например, недавно один из ребят сильно приревновал к другому, новенькому, из-за повышенного внимания к нему, творческая работа стала тормозить по психологическим мотивам. Атмосфера в мастерской должна быть доброжелательной. Проблему решили», — рассказывает Уварова.

За пиар компании тоже отвечает Елена, но тут помогает звездный статус Нелли. Во всех интервью актриса старается рассказать о проекте, часто приглашает к участию известных актеров — своих друзей, проводит аукционы, которые тоже становятся поддержкой для бюджета проекта.

До «Наивно? Очень» у Елены было свое ИП и сеть торговых точек в круглосуточных супермаркетах, поэтому она может вести и социальный, и обычный бизнес. «Там выход на окупаемость в считаные месяцы, а здесь потребовалось три с половиной года, — рассказывает директор. — Если там ты берешь на работу человека, ты понимаешь, что он сразу приносит пользу, отрабатывает свою зарплату. Здесь вокруг одного человека с особенностями развития создаются два-три места для людей без особенностей. И поэтому невозможно какой-то план поставить, что-то просчитать».

Стабильности ежемесячного оборота в социальном бизнесе нет. В ежемесячном плане стояли не финансовые показатели, а контракты по оптовым заказам, количество ярмарок. Но при этом оборот стабильно рос. В первый год он был менее 100 тысяч рублей, сейчас увеличивается в геометрической прогрессии. Растут и расходы, создаются рабочие места.

Мастерская «Наивно? Очень» — это 140 кв. м. 

Сейчас в проекте на постоянной основе работают четыре художника с особенностями развития (по шесть часов каждый день). Одному из них всего 16 лет. 

Еще десять человек ходят в студию один, два, три раза в неделю, но это уже не работа, а творческие занятия. Потенциал у всех большой. Просто к каждому нужен особый подход.

У постоянных сотрудников работа полноценная: они освоили весь процесс производства, печатают тарелки на 3D-машине, делают керамические кружки на специальных станках, помогают в процессе полиграфического и текстильного производства. По словам Елены, их эффективность сложно оценивать. «Работают они медленно, не всегда качественно в нашем понимании слова, — говорит Вахрушева. — Но мы не требуем от них отработать деньги, выполнить норму. В этом плане наш проект ближе к благотворительности, чем к бизнесу».

Все сотрудники получают зарплату — 10 тысяч – 17 тысяч рублей в зависимости от часов работы плюс процент за проданные авторские вещи. «Им это важно. У них должен быть стимул, — уверена Вахрушева. — Кроме того, другой возможности трудоустройства у них нет». Вместе с ними работают и пять «обычных» сотрудников. Просто так на работу не берут — сначала кандидат трудится волонтером, только так можно понять, способны ли они работать с творческими людьми с особенностями. 

При этом Елена признает, что выживать социальному бизнесу особенно сложно.

«У нас вообще никаких льгот нет, — говорит она. — Разве что нет налога на прибыль и мы работаем по упрощенной системе, 15% от «расход минус доход». Именно поэтому важно, что мы не свернули свою работу в кризис и выжили. Нам, конечно, не помешали бы гранты на развитие, но их нет. Стоять на месте нельзя, даже в кризис».

В 2014 году компания выиграла конкурс социальных предпринимателей фонда «Наше будущее», созданного по инициативе В.Ю.Алекперова, и получила беспроцентный заем в размере 4,2 млн рублей сроком на пять лет. В том же году изделия «Наивно? Очень» стали продаваться на нескольких заправочных станциях «Лукойла» в рамках проекта «Больше, чем покупка».

Наталия Зверева, директор фонда «Наше будущее», рассказывает: «Мы взаимодействуем с проектом уже второй год, за это время у нас была возможность наблюдать его развитие, динамику. Он очень интересен как своей бизнес-моделью, так и в плане реализации. «Наивно? Очень» трудоустраивает «особых» художников, и это притом что сегодня, как мы знаем, даже людям без инвалидности непросто найти работу».

Социальное предпринимательство в России не было развито и до кризиса, но после 2014 года, по словам Елены Вахрушевой, пострадало еще больше. Впрочем, проблемы не только финансовые, понятие «социальный бизнес» плохо приживается. «Нам говорят, что мы зарабатываем на бедных детях, — рассказывает Нелли Уварова. — Но это нас не задевает. У нас совесть чиста, а все остальное неважно».

В мечтах Нелли и Елены развивать этот уникальный в своем роде проект, тиражировать модель, передавать опыт в другие города, другим организациям. «Нас самих на все не хватает», — говорит Вахрушева. «А проблема социализации взрослых людей с особенностями в регионах ведь еще острее», — добавляет Нелли Уварова, прощаясь. Через час у нее спектакль — премьера в театре «Современник» «Загадочное ночное убийство собаки». Главный герой пьесы — мальчик-аутист. Афиши к премьере нарисовал Рома Горшенин — особый художник проекта «Наивно? Очень». 

Поделиться
0
0
Загрузка...

Рассылка Forbes.
Каждую неделю только самое важное и интересное.

Самое читаемое
Рамблер/Новости
Опрос
Могут ли российские футболисты покупать шампанское за €250 000, а премьер-министр ботинки за 50 000 рублей?
Проголосовало 10879 человек
Forbes 07/2016

Оформите подписку на журнал Forbes.

Подписаться
Закрыть

Сообщение об ошибке

Вы считаете, что в тексте:
есть ошибка? Тогда нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке".

Вы можете также оставить свой комментарий к ошибке, он будет отправлен вместе с сообщением.