К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Мертвый капитал


    Кредиты МВФ и Всемирного банка — все пустое. Если не навести порядок с регистрацией собственности

    Лачуга возле свалки на окраине филиппинской столицы Манилы едва ли дает надежду на получение кредита. Но живущая здесь 55-летняя Тарсила Давиза развернула бурный бизнес. Она мастерит полки из ротанга, зарабатывая $125 в месяц. На эти деньги можно накормить семейство из 12 человек, но, чтобы перебраться в пристойное жилище, средств Давизе не хватает.

    «Если б кто-нибудь помог кредитами,  мы бы сразу увеличили производство, наладили экспорт,  —  уверяет Давиза. — И смогли бы заработать до $250 в месяц». Но доступа к капиталу у Давизы нет.
    Давиза не одна такая. Четыре пятых шестимиллиардного населения планеты едва сводят концы с концами. Некоторые экономические теории

    связывают нищету с культурным фактором. Мол, нет у людей в развивающихся странах этики труда и сбережений, которая помогла северным и западным народам добиться процветания. А в бывшем соцлагере бюрократия и привычка во всех сферах полагаться на государство убили в людях сам дух предпринимательства.

     

    Другой путь

    Но есть другой подход, исходящий из предположения, что на большей части планеты капитализм просто никогда не развивался должным образом. Это точка зрения Эрнандо де Сото, 62-летнего экономиста из Перу, заявившего о себе 15 лет назад, когда вышла его книга «Другой путь: невидимая революция в странах третьего мира». В ней он утверждает, что развивающиеся страны бедны потому, что им недостает «экономического кислорода».

    В США основной источник стартового капитала — банковские кредиты, полученные под залог жилья. А во многих странах третьего мира до 90% населения существуют вне правового поля и не могут взять ссуду под будущий бизнес, заложив дом. Правительство в этой ситуации также в проигрыше: с теневого бизнеса налоги не соберешь.
    Выход, предложенный де Сото: изменить законодательную систему, чтобы упростить регистрацию недвижимости и бизнеса. Тогда их можно будет продавать и отдавать в залог.

     

    По подсчетам де Сото, четыре миллиарда бедняков в странах третьего мира и бывших соцстранах владеют «на птичьих правах» недвижимостью на сумму $9,3 трлн, что в 46 раз больше общей величины всех кредитов Всемирного банка за последние три десятилетия.  Но все это, утверждает де Сото, мертвый капитал: «У людей есть жилье, но нет свидетельства о собственности, есть урожай, но нет договоров на него, есть малые предприятия, но они нигде не зарегистрированы. Без документов люди не могут собрать капитал». Задача в том, чтобы формализовать неофициальные отношения. Согласитесь — это действительно революционный подход к решению проблемы бедности.

    Задача поставлена

    Де Сото родился в Перу в семье дипломата. В 1948 году в стране произошел переворот, и его семье пришлось перебраться в Швейцарию. Потом Эрнандо вернулся на родину для учебы в колледже, но закончил образование в Европе.

    Всякий раз, когда де Сото приезжал в Перу, его поражал контраст: страна жила очень бедно, при этом предпринимательский потенциал населения был чрезвычайно высок. Однако в Лиме почти половина рабочей силы существовала вне правовой зоны. Как правило, это было связано с экономическими издержками. Оформление документов для открытия мастерской с одной швейной машинкой занимало 289 дней и требовало $1230 — в 31 раз больше минимальной зарплаты. Чтобы получить разрешение на строительство здания на земле, принадлежащей государству, ушло бы лет семь. Владелец автобуса тратил 26 месяцев, чтобы официально зарегистрировать маршрут.

     

    И дело не в том, что правительство задалось целью как можно больше усложнить жизнь бедняков. Государство предъявляет свои требования  новым участникам рынка по вполне уважаемой причине: противодействовать вхождению недобросовестных игроков или производителей недоброкачественных товаров. Государство также регистрирует новые предприятия, чтобы себе же обеспечить доход: и сразу — в виде  регистрационных сборов, и в дальнейшем — в виде налогов.

    Если рынок представить как высокоскоростную магистраль, то государство собирает взнос за пользование дорогой и к тому же проверяет пригодность автотранспорта для этой дороги. Проблема в том, что по бюрократической инерции проверки производятся почти при каждом маленьком городке. Магистраль превращается в цепочку пробок и заторов.

    Государство, которое хочет освободить весь потенциал рыночной экономики, должно свести такие «проверки» к минимуму. «Задача политиков — освободить людей от плохих законов», — утверждает де Сото.

    В конце 80-х годов де Сото при поддержке президента Перу Алана Гарсия, а потом и его преемника Альберто Фухимори начал претворять свои идеи в жизнь. Он убедил правительства и частные фонды по всему миру выделить средства (в настоящее время около $4 млн в год) на поддержку его «мозгового центра» в Лиме — Института свободы и демократии.

    В этом институте де Сото разработал план, позволяющий перуанским беднякам без проволочек получать свидетельства на владение землей и бизнесом. Раньше малоимущему жителю Лимы требовалось обойти 14 ведомств, чтобы получить свидетельство о собственности, теперь все делалось в одном «окошке». Время получения документа сократилось с семи лет до четырех месяцев, а регистрация бизнеса стала стоить не $1230, а всего $12.

     

    С 1991 по 1995 год в столице Перу под руководством «мозгового центра» де Сото были зарегистрированы 300 000 земельных владений. Результаты не заставили долго ждать. К 1998 году стоимость зарегистрированных участков в городской черте удвоилась, возникли рынки ипотечного и потребительского кредитов. Возросли и доходы казны. С 1991 по 1994 год 276 000 полулегальных предпринимателей зарегистрировали свой бизнес и заплатили налоги на $1,2 млрд.

    Тайна капитала

    Деятельность де Сото обратила на себя внимание политиков и других стран. С 1997 года ученого привлекли к работе правительства Мексики, Гондураса, Гаити, Египта, Ганы и Филиппин. Так де Сото запустил свою программу «капитализма для бедных».

    После публикации осенью 2000 года своей последней книги «Тайна капитала» де Сото стал знаменитостью. Сейчас он почти все время разъезжает, выступает с речами, встречается с мировыми лидерами (включая президента России Владимира Путина, короля Таиланда и генсека ООН Кофи Аннана).

    Вот как де Сото объясняет природу капитала: «Одна из сложнейших задач — понять явления, которые очевидно существуют, но для нас невидимы. Например, время вполне реально, но управлять им можно, только если оно выражено с помощью часов или календаря. Чтобы понять то, чего нельзя пощупать, люди изобрели много символических систем — письменность, нотную запись, бухучет. Точно так же выдающимся практикам капитализма пришлось изобретать новые способы выявления потенциала, скрытого в наших накоплениях».
    Наглядный пример дает европейская история. Понятие частной собственности на недвижимость здесь восходит еще к феодализму. На этой базе выстроено могучее здание капитала — триллионы долларов в ипотечной задолженности и триллионы долларов в фонде недвижимости. Иное дело — другие части света, где земельная собственность изначально была сконцентрирована в руках олигархов, а затем перешла к государству, захватчикам или бандитам.

     

    Во многих странах и сегодня мелкому собственнику трудно закрепить свои права. На Филиппинах административно-правовая система настолько запутана, что 60% жителей вынуждены не регистрировать свою недвижимость — около $133 млрд лежат мертвым грузом. В Египте команда де Сото совместно с Египетским центром экономического анализа установила: чтобы официально зарегистрировать участок на государственной «ничьей» земле, надо обойти 31 учреждение, что занимает от 5 до 14 лет. Стоит ли удивляться, что 85% египтян живут в незарегистрированных домах?

    Что же касается России, то здесь в течение жизни трех поколений сама мысль о владении недвижимостью была вне закона. Сейчас любой горожанин легко может приватизировать свою квартиру и ее продать. Но взять кредит под залог недвижимости все еще сложно. Впрочем, Владимир Путин в последнее время часто говорит о необходимости развития ипотеки. Может, на него как-то повлияла встреча с де Сото?

      Рассылка Forbes
      Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

      Мы в соцсетях:

      Мобильное приложение Forbes Russia на Android

      На сайте работает синтез речи

      иконка маруси

      Рассылка:

      Наименование издания: forbes.ru

      Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

      Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

      Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

      Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

      Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

      Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

      На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

      Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
      AO «АС Рус Медиа» · 2024
      16+
      Наш канал в Telegram
      Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
      Подписаться

      Новости