Жизнь после нефти | Forbes.ru
сюжеты
$58.77
69.14
ММВБ2143.99
BRENT63.26
RTS1148.27
GOLD1256.54

Жизнь после нефти

читайте также
+1240 просмотров за суткиКонкуренция — новый профсоюз. Кадровый голод выгоден сотрудникам +13029 просмотров за суткиСамые рентабельные актеры Голливуда — 2017. Рейтинг Forbes +68767 просмотров за суткиНавечно в моде. Культовые автомобили с неизменным дизайном +1197 просмотров за суткиМолекулярные ножницы. Молодая компания создала новый фермент для редактирования ДНК +1527 просмотров за суткиМарк Цукерберг рассказал о «магии технологий» в борьбе с болезнями +2725 просмотров за суткиСтоит съесть: ризотто по-бородински в Uilliam's, тайский суп в Insight, хумус в Carmel +4916 просмотров за суткиОдна вокруг света: как отремонтировать корейскую машину в Африке +1646 просмотров за суткиДивный мир инстаграма. Как правильно использовать блогеров для бизнеса +7038 просмотров за суткиБесплатный iPhone. Почему операторы в России не раздают смартфоны в обмен на контракт +83 просмотров за суткиРеформатор года: Владимир Александров получил национальную премию «Лучший корпоративный юрист 2017 года» +26132 просмотров за сутки«Национальный позор». Что говорят политики и экономисты о приговоре Улюкаеву +80 просмотров за суткиИнвестировать пока не поздно: Villagio Estate о том, почему вкладывать деньги в загородную элитку надо как можно быстрее +2098 просмотров за суткиВиртуальное безделье. Работодатели расплачиваются за интернет-серфинг сотрудников +1067 просмотров за суткиКто долго запрягает, тот быстро едет. «Медленные» ICO скоро победят «ниндзя» +19889 просмотров за суткиРывок вниз. Что будет с рублем после снижения ключевой ставки +3349 просмотров за суткиВозле биткоина: для каких компаний опасен конец криптохайпа +11543 просмотров за суткиКак рыбак к президенту ходил, или Почему дальневосточная рыба стоит 300 рублей +32004 просмотров за сутки10 самых высокооплачиваемых спортсменов в истории. Рейтинг Forbes +600 просмотров за суткиНеделя потребления: новый Bentley, открытие Zilli и победа Lufthansa +1400 просмотров за суткиСуд приговорил Алексея Улюкаева к 8 годам колонии строгого режима +534 просмотров за суткиПьер Моно: «Мы лечим рак и сохраняем пациенту орган»
03.09.2004 00:00

Жизнь после нефти

Экономика

Про американского президента говорят: в свой первый срок он думает о том, как переизбраться на второй, а уже во второй — о том, как войти в историю.

Похоже, что российский президент тоже задумался об истории и поэтому ставит перед правительством одну амбициозную задачу за другой. Сначала речь шла об удвоении ВВП за десять лет, потом о снижении уровня бедности вдвое за три года. Кто знает, какая задача будет поставлена завтра?

Правительство, по российской традиции, в такой ситуации не должно думать, оно должно выполнять. Чтобы обеспечить выполнение президентских указаний, был составлен план действий до конца второго президентского срока. Поскольку я живу и работаю в России, мне стало интересно, каким образом правительство намерено сделать жизнь россиян лучше, — и я прочитал этот план.

Честно говоря, меня он сильно огорошил. По крайней мере у меня сложилось впечатление, что план написан людьми, убежденными: благополучие российской экономики строится на прочном фундаменте, а лучшая экономическая политика состоит в том, чтобы не мешать стихийным экономическим процессам.

Вместе с тем ни для кого не секрет, что в нашей стране все позитивные экономические процессы последних пяти лет связаны со сверхвысокими мировыми ценами на сырьевые товары — в первую очередь на нефть. Это из-за них стоимостной объем российского экспорта в нынешнем году по сравнению с‑1999 годом вырастет примерно в два раза, стоимость экспортированной нефти — в 3,5 раза, объем экспорта сырой нефти — в 2 раза.

Однако если власти хотят использовать этот ресурс роста в ближайшие годы, то нужно как минимум строить новые нефтепроводы — любой учебник экономической теории говорит: для устойчивого роста система должна иметь резерв неиспользуемых мощностей. Возможностей для строительства новых нефтепроводов не очень много. Крупных проектов, похоже, всего два: на Дальний Восток или на Мурманск. Оба проекта обсуждаются уже пару лет, и всякий человек, читающий газеты, давно мог понять их плюсы и минусы. Но, видимо, российские министры газет не читают и поэтому решение о том, строить новый нефтепровод или нет, и если строить, то куда, принять до сих пор не могут.

Тем временем весь остальной мир живет своей жизнью и готовится войти в посленефтяную эру. Нефть — ресурс невозобновляемый, рано или поздно ее запасы истощатся. Специалисты говорят о 20–30 годах при нынешних темпах потребления. Если так, то российская экономика еще долго может рассчитывать на нефтяные доходы. Но ведь спрос на нефть может резко сократиться гораздо раньше, чем закончатся нефтяные запасы. Хороша была бы экономика, которая в один прекрасный день неожиданно для себя узнала бы, что нефть закончилась вчера…

Основная масса нефти идет на переработку и используется как автомобильное топливо. Именно поэтому автомобильные компании раньше других озаботились проблемой исчерпания нефтяных запасов и начали финансировать разработки двигателей, использующих альтернативные виды топлива. Уже существуют электромобили, автомобили с водородными двигателями, в Бразилии развиты двигатели, использующие в качестве топлива спирт. Несколько месяцев назад эти разработки перешли из разряда экспериментов в реальность. Компания Toyota начала серийное производство автомобилей с так называемыми гибридными двигателями, где основным является электромотор, а бензиновый двигатель выступает в роли вспомогательного. С учетом того, что Toyоta является одной из крупнейших автомобильных корпораций мира, следует ожидать, что скоро и Ford Motor, и General Motors, и Renault, и, страшно сказать, производители Mercedes с BMW пойдут по этому же пути. Уже китайское правительство официально заявило о своем желании построить завод по производству подобных автомобилей, а нужно помнить, что Китай сегодня обеспечивает практически весь прирост мирового спроса на нефть.

Одним словом, посленефтяная эра уже не за горами, она начинается на наших глазах. Когда через несколько лет все мировые автогиганты перейдут на выпуск автомобилей, использующих альтернативное топливо, спрос на нефть, а вслед за ним и цены на нее пойдут вниз. Возможно, не резко, скорее даже медленно, но неуклонно. И произойти это может раньше, чем удвоится российский ВВП. Тогда уже никакие новые нефтепроводы не помогут.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться