К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Жизнь после нефти


    Экономика

    Про американского президента говорят: в свой первый срок он думает о том, как переизбраться на второй, а уже во второй — о том, как войти в историю.

    Похоже, что российский президент тоже задумался об истории и поэтому ставит перед правительством одну амбициозную задачу за другой. Сначала речь шла об удвоении ВВП за десять лет, потом о снижении уровня бедности вдвое за три года. Кто знает, какая задача будет поставлена завтра?

    Правительство, по российской традиции, в такой ситуации не должно думать, оно должно выполнять. Чтобы обеспечить выполнение президентских указаний, был составлен план действий до конца второго президентского срока. Поскольку я живу и работаю в России, мне стало интересно, каким образом правительство намерено сделать жизнь россиян лучше, — и я прочитал этот план.

     

    Честно говоря, меня он сильно огорошил. По крайней мере у меня сложилось впечатление, что план написан людьми, убежденными: благополучие российской экономики строится на прочном фундаменте, а лучшая экономическая политика состоит в том, чтобы не мешать стихийным экономическим процессам.

    Вместе с тем ни для кого не секрет, что в нашей стране все позитивные экономические процессы последних пяти лет связаны со сверхвысокими мировыми ценами на сырьевые товары — в первую очередь на нефть. Это из-за них стоимостной объем российского экспорта в нынешнем году по сравнению с‑1999 годом вырастет примерно в два раза, стоимость экспортированной нефти — в 3,5 раза, объем экспорта сырой нефти — в 2 раза.

     

    Однако если власти хотят использовать этот ресурс роста в ближайшие годы, то нужно как минимум строить новые нефтепроводы — любой учебник экономической теории говорит: для устойчивого роста система должна иметь резерв неиспользуемых мощностей. Возможностей для строительства новых нефтепроводов не очень много. Крупных проектов, похоже, всего два: на Дальний Восток или на Мурманск. Оба проекта обсуждаются уже пару лет, и всякий человек, читающий газеты, давно мог понять их плюсы и минусы. Но, видимо, российские министры газет не читают и поэтому решение о том, строить новый нефтепровод или нет, и если строить, то куда, принять до сих пор не могут.

    Тем временем весь остальной мир живет своей жизнью и готовится войти в посленефтяную эру. Нефть — ресурс невозобновляемый, рано или поздно ее запасы истощатся. Специалисты говорят о 20–30 годах при нынешних темпах потребления. Если так, то российская экономика еще долго может рассчитывать на нефтяные доходы. Но ведь спрос на нефть может резко сократиться гораздо раньше, чем закончатся нефтяные запасы. Хороша была бы экономика, которая в один прекрасный день неожиданно для себя узнала бы, что нефть закончилась вчера…

    Основная масса нефти идет на переработку и используется как автомобильное топливо. Именно поэтому автомобильные компании раньше других озаботились проблемой исчерпания нефтяных запасов и начали финансировать разработки двигателей, использующих альтернативные виды топлива. Уже существуют электромобили, автомобили с водородными двигателями, в Бразилии развиты двигатели, использующие в качестве топлива спирт. Несколько месяцев назад эти разработки перешли из разряда экспериментов в реальность. Компания Toyota начала серийное производство автомобилей с так называемыми гибридными двигателями, где основным является электромотор, а бензиновый двигатель выступает в роли вспомогательного. С учетом того, что Toyоta является одной из крупнейших автомобильных корпораций мира, следует ожидать, что скоро и Ford Motor, и General Motors, и Renault, и, страшно сказать, производители Mercedes с BMW пойдут по этому же пути. Уже китайское правительство официально заявило о своем желании построить завод по производству подобных автомобилей, а нужно помнить, что Китай сегодня обеспечивает практически весь прирост мирового спроса на нефть.

     

    Одним словом, посленефтяная эра уже не за горами, она начинается на наших глазах. Когда через несколько лет все мировые автогиганты перейдут на выпуск автомобилей, использующих альтернативное топливо, спрос на нефть, а вслед за ним и цены на нее пойдут вниз. Возможно, не резко, скорее даже медленно, но неуклонно. И произойти это может раньше, чем удвоится российский ВВП. Тогда уже никакие новые нефтепроводы не помогут.

      Рассылка Forbes
      Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

      Мы в соцсетях:

      Мобильное приложение Forbes Russia на Android

      На сайте работает синтез речи

      иконка маруси

      Рассылка:

      Наименование издания: forbes.ru

      Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

      Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

      Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

      Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

      Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

      Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

      На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

      Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
      AO «АС Рус Медиа» · 2024
      16+
      Наш канал в Telegram
      Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
      Подписаться

      Новости