Искушение «оборонкой» | Forbes.ru
$58.96
69.53
ММВБ2148.6
BRENT64.78
RTS1144.35
GOLD1244.59

Искушение «оборонкой»

читайте также
Аэрофлот признан лидирующим авиационным брендом в мире Одна вокруг света: как не погибнуть во время мятежа, найти русских на окраине континента и почему знание иностранного языка не спасает На автовокзале Нью-Йорка произошел взрыв самодельной бомбы Владимир Путин заявил о готовности восстановить авиасообщение с Египтом Сдали норматив. Зачем МКБ привлекал финансирование этой осенью Кина не будет: Александр Мамут не успевает в срок отремонтировать кинотеатр «Художественный» Праздничный переполох: новогодний базар, полезные мастер-классы и новый бутик Dior в ЦУМе Бизнес для чайников: о чем не должен забывать начинающий предприниматель Сила доллара: какую политику выберет ставленник Трампа Война в ретейле. Миллионер Костыгин пригрозил партнеру по «Юлмарту» банкротством Мышление ларечника: почему нужно выходить на зарубежные рынки Миллиардер Рональд Перельман рассказал, как обогнать конкурентов Битва на Пресне: экс-глава ВЭБа судится с Олегом Дерипаской из-за Трехгорной мануфактуры Путин заявил о выводе российских войск из Сирии Код столетия: эволюция дресс-кода деловой женщины. 1975–2017 годы Зажгли звезды: 17 ресторанов Бангкока вошли в гид Michelin Структура «Ростеха» оспаривает в суде санкции ЕС из-за крымских турбин Криптовалютная лихорадка. Фьючерсы на биткоин взлетели на 25% в первый день торгов Сложные углеводороды. Будущее Норвегии зависит от нефтегазовой компании Statoil ASA Доктор на час. Как американская медицина освоила новые правила игры Математика в бизнесе будущего

Искушение «оборонкой»

Михаил Козырев Forbes Contributor
Государство наращивает объемы заказов предприятиям ВПК. Имеет ли смысл покупать их акции?

Оборонный комплекс на подъеме: предприятиям уже не хватает рабочих рук. «Впервые жесткий дефицит рабочих специальностей мы почувствовали примерно год назад», — рассказывает Лариса Крылова, заместитель генерального директора НПО «Сатурн», производителя двигателей для гражданских и военных самолетов. При общей численности сотрудников в 18 500 человек НПО не хватало 300 рабочих. Пришлось срочно реанимировать систему ПТУ Рыбинска (Ярославская область), где расположены основные мощности предприятия.

Оживление отрасли стало следствием государственной политики последних лет. Гособоронзаказ вырос с $2,2 млрд в 2000 году до $6,7 млрд в 2005 году, а экспорт военной техники — с $3,6 млрд в 2000-м до $5,7 млрд в 2004 году. В начале июня президент Путин заявил, что финансирование оборонного комплекса останется приоритетом правительства и на ближайшие три года.

Растут соответственно и акции предприятий ВПК. За год их совокупная стоимость увеличилась на 30%. Наибольшие объемы торгов пришлись на две бумаги — акции Уфимского моторостроительного объединения (УМПО, двигатели для истребителей Су-30) и авиастроительной корпорации «Иркут» (истребители Су-30). Совокупный объем торгов по этим бумагам в первом квартале 2005 года, правда, составил всего около $6 млн, но те, кто купил, к примеру, в начале прошлого года акции УМПО по $0,6 за штуку, в марте 2005 года могли неплохо заработать, продав их по $2.

Что же касается «Иркута», то его акции, торговавшиеся осенью 2003 года по $0,24–0,29, в марте 2004 года, сразу после выхода компании на биржу, котировались до $0,8. «Когда «Иркут» размещался, была хорошо отыграна идея диверсификации, ухода от сырьевых акций», — объясняет Руслан Булатов, брокер финансовой компании «ЦентрИнвестСекьюритиз». Но можно ли рассчитывать на долговременный рост «авиастроительных» акций?

Стоит вспомнить печальную историю одного из фондов американской инвестиционной компании Oppenheimer & Co (под ее управлением находились активы на $58 млрд). В середине 1990-х идея заработать на российском авиапроме увлекла преуспевавшего на тот момент брокера из Австралии Кристофера Бремнера, который возглавил фонд компании Oppenheimer, зарегистрированный на Бермудах.

За 1996–1997 годы фонд скупил 10–20-процентные пакеты акций более десятка предприятий авиакосмической индустрии, став одним из крупнейших частных инвесторов отечественного ВПК. На этом в России многие хорошо заработали. Из-за массовой скупки акций Иркутского авиазавода, к примеру, они только за 1997 год подорожали более чем в 20 раз. Стоимость всего «авиастроительного» пакета Oppenheimer «на пике» оценивалась в $500 млн.

Но, как рассказал Forbes один из бывших российских партнеров Oppenheimer, уже к середине 1997 года Бремнер понял, что сильно переплатил. Чтобы повысить ценность активов, руководство фонда пыталось договориться с российским Минэкономики о согласованном голосовании своими пакетами, чтобы привлечь из-за рубежа финансирование наиболее близких к реализации проектов (например, запуска в серию самолета Ту-334). Однако тут грянул кризис 1998-го, а правительство возглавил Евгений Примаков, который взял курс на вытеснение иностранцев из «оборонки». Результат: в 1999–2000 годах Oppenheimer распродал свои активы, по оценкам, за $50–60 млн.

Риски велики и сейчас. Акционеры того же «Иркута», которые приобрели бумаги компании во время выхода на биржу, сегодня вряд ли довольны: в течение последних полутора лет акции показывают динамику ниже рынка. Причина — значительная часть прибыли «Иркута» идет на погашение долгов, набранных в прежние годы.

Примерно такая же ситуация в УМПО. После нескольких месяцев безудержного роста акции компании в апреле 2005 года покатились вниз — отчетность за первый квартал 2005 года показала сокращение выручки и прибыли компании. «Лучше рынка акции [военно-промышленного] сектора вряд ли будут себя вести, — прогнозирует Руслан Булатов. — Думаю, в сырьевых секторах можно найти идеи получше, чем в машиностроении».

Теоретическая возможность заработать быстрые деньги на «оборонных» бумагах все же остается. Ведь из десяти крупнейших производителей военной продукции добрая половина — государственные унитарные предприятия. В ближайшие годы по планам правительства многие из них будут акционированы. Часть бумаг попадет на рынок, и инвесторы снова получат шанс сыграть в эту рулетку.    

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться