К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Проверьте дневник


Блоггинг — сравнительно новый способ распространения информации в Сети. Не сомневайтесь, когда-нибудь он скажется и на вашем бизнесе

Когда пару лет назад технологию блоггинга (интернет-дневников) назвали «самым мощным прорывом в информационный мир с момента возникновения Сети», многие посчитали это явным преувеличением. Но стоит посмотреть, что произошло с тех пор, чтобы понять: влияние этого феномена на политику, общество и даже бизнес отдельно взятых компаний действительно возросло.

«Блог» (blog — от англ. weblog — «сетевой дневник») — это записи, которые ведет владелец (блоггер) на одном из предназначенных для этого общественных серверов или же на своем собственном. Каждую такую запись могут комментировать другие блоггеры. Пользователь выбирает интересных ему авторов, формируя информационную среду, идеально приспособленную к его потребностям. Так он (и все желающие) узнает о том, что творится в офисе известной компании — от ведущего свой дневник сотрудника этой фирмы, или оказывается посвященным в подробности важного политического события — из записок журналиста популярной газеты.

Самый известный блоггерский сервис LiveJournal.com был основан в 1999 году в Америке, и к июню 2005 года число его пользователей превысило 7,5 млн. «Живой журнал» наиболее популярен в четырех странах: США, Канаде, Великобритании и, как ни странно, в России. Но если основной контингент «ЖЖ» в Соединенных Штатах — подростки 15–17 лет с соответствующими запросами и уровнем развития, то отечественное ЖЖ-сообщество создавалось интернет-элитой.

 

Среди русских пользователей «ЖЖ» много журналистов, пиарщиков, политических и общественных деятелей. Обсуждение в их дневниках того или иного события нередко влияет на то, что происходит в реальности, вне интернета. Яркий пример — недавнее «дело Иванниковой», которой грозил тюремный срок за убийство. Это дело получило огласку (и было в итоге направлено на пересмотр) во многом благодаря поддержке группы русских пользователей «ЖЖ», организовавших, в частности, пикет у здания суда.

Однако считать, что блоги — удел узкого круга политически и социально активных сограждан, было бы неправильно. Газета Financial Times некоторое время назад поведала душераздирающую историю о том, как блоггеры чуть не довели до разорения компанию Kryptonite, ведущего американского производителя замков для велосипедов. На блоггерских сайтах была помещена короткая видеосъемка, демонстрирующая, как «супернадежный» замок можно элементарно открыть про помощи обычной шариковой ручки. Результат: Kryptonite пришлось заменить более 300 000 замков на сумму свыше $10 млн, а также истратить около $700 000 на защиту от коллективного иска. В конце концов незадачливые замочники согласились выплачивать по $3000 за каждый украденный велосипед. Те же, кто решил не менять купленный замок, получили бонусы от фирмы. Отчаянные попытки производителей обратить внимание на то, что ни один велосипед не был украден, эффекта не возымели.

 

Блоги таят для компаний и более серьезные опасности. Прежде всего они могут служить каналом утечки инсайдерской информации. Недавно в Калифорнии перед судом предстали авторы блоггерских сайтов AppleInsider.com и PowerPage.org. Они сообщали о новых разработках Apple еще до того, как компания официально о них объявляла. Иски поданы также против 25 сотрудников Apple, которые были замечены в связях с блоггерами, оказавшимися под следствием.

Компания Google, владеющая крупнейшей одноименной поисковой системой, официально предостерегла своих сотрудников от «болтливости». Предупреждение было сделано после того, как Google уволила одного из программистов, обсуждавшего в своем блоге условия работы в корпорации. Интересно, что экс-сотрудник Google в результате не только не пострадал, но и немедленно стал знаменитостью, получив несколько выгодных предложений от интернет-компаний. В итоге он принял одно из них, занявшись по просьбе новых работодателей развитием блоггинга как основы их маркетинговой стратегии.

Вообще деловой мир начинает понимать уникальные возможности блогов и пользоваться ими. Кстати, беды злополучной Kryptonite связаны среди прочего и с тем, что она оказалась совершенно не готова к «атаке блогов», попытавшись дать отпор с помощью классических способов связи с общественностью. Если бы компания сражалась с противником его же оружием, результат мог быть не столь плачевным.

 

Блог — это не только орудие защиты, но и средство нападения. «Больше никто не обращает внимания на надоевшие маркетинговые и рекламные ходы. Но если ваша организация сумеет запустить грамотный блог, то ее репутация обязательно повысится», — уверена Сьюзен Уорд, руководитель консалтинговой компании Cypress Technologies.

Признанным лидером в использовании новой технологии считается General Motors, сделавшая серьезную ставку на интернет в своей коммуникационной стратегии. Притом что у компании есть официальный форум, ее вице-президент Боб Лутц открыл собственный сетевой журнал, где напрямую обсуждает с потребителями их жалобы и предложения.

Помимо всего прочего, блоггинги создают альтернативу традиционным средствам массовой информации. В ходе прошлогодней избирательной кампании в США рекорды популярности побил Blog for Bush. Во время захвата школы в Беслане источником независимой информации стал дневник очевидца, жившего в доме недалеко от места событий. Массовые беспорядки в Бишкеке получили широкий резонанс благодаря дневнику девушки, выкладывавшей в Сеть собственные фотографии разграбленных магазинов — их даже использовали СМИ. Наконец, в дни «оранжевой революции» колоссальный приток пользователей был отмечен в киевском онлайн-сообществе LiveJournal: по сути это была непрерывная живая трансляция с места событий, ведущаяся многими авторами. Прецедент был бы невозможен без технологии блога, позволяющей получить максимально полную и объективную картину событий.

Появление новых способов распространения информации и рост их влияния вызывают очевидный вопрос: можно ли их контролировать и стоит ли? Как и любой публичный сервис, блог-сервер может быть уничтожен в случае, если его владелец нарушает законы страны, призывает к расовой или религиозной розни, публикует порнографию, пиратскую продукцию. На деле, однако, количество сетевых дневников таково (ежедневно возникает порядка 40 000 новых), что отследить «запрещенное» содержание практически невозможно. В случае с тем же сообществом блогов LiveJournal действия конфликтной комиссии — всемогущей команды «санитаров леса», контролирующей соблюдение условий пользования, зачастую абсурдны.

К примеру, недавно один популярный в русском сообществе пользователь поместил призыв «убить НАТО». Его дневник был заморожен как призывающий к убийствам. В знак протеста подобные призывы начали размещать у себя другие блоггеры, их дневники также замораживались. Примечательно, что любые другие оскорбления в адрес той же НАТО вплоть до нецензурных допустимы, потому что формально под нарушение не подпадают.

 

Очевидно, что по мере роста популярности блог-систем административные органы будут проявлять к ним повышенное внимание. В связи с этим в блоггерском мире (он уже получил звучное название «блогосфера») обсуждаются механизмы, за счет которых блоги должны стать распределенными системами, то есть такими, которые не имеют единых серверов и благодаря этому практически недоступны для цензуры.

Пока же блоги помогают преодолевать интернет-цензуру там, где она есть. Например, в Китае, где работает блог «Собачья газета». Автор «газеты» комментирует текущие события, удачно обходя действующие в КНР ограничения: он сопоставляет жизнь собак в Китае и в Азии в целом с жизнью их собратьев в западных странах.

И это всего лишь маленький пример изобретательного использования блоггинга.

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости