Рабочая обстановка

Мария Абакумова Forbes Contributor
Дефицит офисных площадей стал притчей во языцех. Но есть еще более дефицитная недвижимость — производственные цеха

По данным Ассоциации «Опора России», 80% малых предприятий в России действуют в сфере торговли. Бизнесмены и рады были бы пойти в производство — но это совсем другой уровень расходов и совсем другие риски. Как резюмирует представитель «Опоры» Светлана Нугуманова: «Развитию малого бизнеса в промышленности мешает отсутствие производственных площадей».

За примерами далеко ходить не надо. Так, московский предприниматель Александр Борисов рассказывает Forbes, что полгода назад он тщетно пытался взять в аренду цех по производству колбасных изделий — предложений не было. И наоборот, если кто-то предлагает сдать во временное пользование оборудованный цех — от желающих воспользоваться предложением нет отбоя. Компания «Сид-Ойл» из подмосковного города Королева свернула собственное производство подсолнечного масла и решила сдать цеха в аренду по $70–240 за кв. м. Интерес, уверяют в «Сид-Ойле», почувствовали сразу. Другая столичная компания, купившая столярный цех в Люберцах, меньше чем за месяц нашла арендаторов, готовых платить за помещение с оборудованием $90 за кв. м в год.

Сдача в аренду готовых цехов может стать отличным бизнесом в ближайший год. Интерес к нему подогревает и правительство, принявшее программу по развитию «бизнес-инкубаторов», на территории которых предприниматели могли бы арендовать офисы и цеха дешево и на длительный срок. Недавно министр экономического развития и торговли Герман Греф заявил, что 28 таких «инкубаторов» уже открыто, еще 12 будет построено в течение первого полугодия. Впрочем, если взять общее количество малых предприятий — а их около 1 млн, то становится очевидно: два-три десятка «инкубаторов» на всю страну — это капля в море.

Дефицит тем временем пытаются восполнить частные инвесторы. Например, владелец московской девелоперской компании «Экоофис» Андрей Ковалев сейчас ведет переговоры о покупке у холдинга «Агрос» Бусиновского мясокомбината, расположенного на севере столицы. «Агрос», входящий в группу «Интеррос», производит на Бусиновском продукты под марками «Боярин Мясоедов» и «Августин» и готов расстаться с предприятием.

Вообще-то специализация «Экоофиса» — переоборудование московских заводов под бизнес-центры. Но в отношении Бусиновского, занимающего 7,4 га московской земли, у Ковалева иные планы. Он намерен сохранить производство и сдавать цеха в аренду. Идея родилась во время осмотра завода. Линия по производству блинчиков почти новая — «Агрос» установил ее всего два года назад. Особое впечатление на предпринимателя произвел холодильник размером с дом, рассчитанный на хранение 3000 тонн продукции. «Предприятие полного цикла, имеет все лицензии и сертификаты для производства пищевых продуктов, — рассуждает Ковалев. — Зачем от всего этого отказываться?»

И правда, офис в удаленном от центра районе строить невыгодно. Современный склад в Москве стоит максимум $150 за метр, а производственные площади с работающими конвейерами можно сдавать за $180–200, то есть выручка от бусиновских цехов может составить $2 млн в год.

рейтинги forbes
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться