03.07.2006 00:00

Не надо паники

Максим Топилин Forbes Contributor
Следует воспитывать в обществе толерантное отношение к мигрантам

Международная трудовая миграция — это объективная реальность. Любая быстро развивающаяся страна будет притягивать мигрантов, так как она создает новые рабочие места. Мы хотим от этого оградиться? Значит, надо закрывать границы и заниматься только перераспределением трудовых ресурсов внутри страны. Но целесообразнее исходить из реальности. Существующие демографические прогнозы для России — а они в отличие от других прогнозов достаточно точные — предупреждают о сокращении численности населения страны. Сейчас в российской экономике занято 68 млн человек, а в 2015 году будет на 7–8‑млн меньше. Притом что страна интенсивно развивается, очевидна потребность в дополнительной рабочей силе. Это и должности в высокотехнологичных секторах экономики, и рабочие места с низкой заработной платой, тяжелыми условиями труда.

Конечно, в условиях значительного притока мигрантов возникают проблемы их адаптации. Надо думать о том, как максимально быстро помочь им привыкнуть к новым условиям жизни и работы, выучить русский язык. Важно не допускать принудительного труда мигрантов и мигрантофобии в нашей стране. Что плохого в том, что в России работают трудящиеся из стран СНГ? Сейчас во дворе дома, где я живу, убирают таджики, молодые люди, пока еще плохо говорящие по-русски. Во дворе чистота и порядок.

Следует воспитывать в обществе толерантное отношение к мигрантам. Необходимо, чтобы и правовые документы, которые регулируют въезд и работу иностранных граждан в России, не создавали искусственных препятствий для их легального нахождения здесь, позволяли им встраиваться в систему социальных институтов, в том числе пенсионного и медицинского страхования. Значительная часть трудовых мигрантов работает и находится на территории России, не имея урегулированного правового статуса. Заинтересована ли Россия в их легализации? Безусловно. С одной стороны, это позволит ввести их в правовое пространство. С другой стороны, по оценкам экспертов, при легализации только половины незаконных мигрантов из государств СНГ, трудящихся в России, дополнительные доходы федерального бюджета и внебюджетных фондов могут составить порядка 27,4 млрд рублей ежегодно.

Если же касаться проблемы нехватки кадров в сельском хозяйстве, то наем мигрантов — это не главная проблема села. Проблема в том, что многие местные руководители не хотят прилагать усилий для развития села, как производства, так и социально-культурной инфраструктуры. Например, не видят необходимости заниматься профессиональной подготовкой работников, занятых в их хозяйствах. У селян снижена мотивация к труду. Но ситуация не безнадежна. Если власти начинают решать указанные проблемы, обстановка улучшается. Так, например, в Волгоградской области развивается кредитование на селе: жители получают стартовый капитал, проходят курс обучения основам ведения хозяйства, бизнес-планирования.

Изменения, конечно, будут происходить и вследствие изменений в структуре экономики. Формирующиеся в городах крупные розничные торговые сети начнут предъявлять возрастающий спрос на продукцию сельского хозяйства. Это, в свою очередь, будет стимулировать развитие существующих хозяйств и появление новых. Как будет удовлетворяться спрос на рабочую силу в сельском хозяйстве? В значительной мере за счет трудящихся-мигрантов из стран СНГ, но не только. Придет новое поколение российских работников. Если мы хотим иметь высокопродуктивное сельское хозяйство, необходимо внедрять новые технологии, привлекать высококвалифицированных работников, создавать социальную инфраструктуру и, конечно, платить достойную заработную плату. Главное — не потерять молодые кадры, получившие образование для работы в сельском хозяйстве.

И, наконец, говоря о развитии экономики в целом, мы должны ориентироваться на интенсивный путь развития, а значит, на существенный рост производительности труда. Наши расчеты показывают, что при увеличении производительности труда в 2,3 раза российской экономике будет достаточно прогнозируемых трудовых ресурсов. Это не означает, что мы совсем не будем привлекать иностранную рабочую силу. Однако привлечение иностранной рабочей силы должно быть увязано со стратегическими задачами развития России, в том числе с задачей повышения ВВП в два раза.

Автор — руководитель Федеральной службы по труду и занятости

Новости партнеров