К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Вторая смена


Кому достанутся в наследство крупнейшие частные компании страны?

Каждая третья из 500 крупнейших компаний США — семейная. Сколько крупнейших частных российских компаний из двухсот в будущем станут называться семейными, сказать трудно. Большинство их владельцев молоды, как и весь российский бизнес. Средний возраст самых богатых людей России, входящих в «золотую сотню» Forbes, 45 лет. Задумываться о том, что будет с бизнесом спустя 20–30 лет, предпринимателям до определенного возраста не свойственно. «В силу личностных особенностей у большинства бизнесменов есть ощущение бессмертия, — говорит психолог Марина Мелия (читайте ее статью на стр. 142). — Я была свидетелем того, как один предприниматель, покупая недвижимость, не смог дочитать договор, увидев слова «имущество покойного». Очень умный, грамотный, толковый человек отшвырнул бумаги со словами «что за ерунду вы мне даете».

Однако предприниматели все чаще обсуждают с Мариной Мелией вопросы наследования. Вопросы эти непростые. По американской статистике, всего 5% семейных компаний генерируют прибыль при третьем поколении наследников: интересы и способности потомков редко совпадают с родительскими. Не за горами время, когда на смену основателям российских компаний начнут приходить их дети. Второму поколению предстоит создать семейную корпоративную культуру, определить долгосрочные ценности компании. Легко ли быть наследником? Об этом Forbes рассказали три молодых бизнесмена и их родители — владельцы компаний.

Шестнадцатилетнего Льва Ковпака избили быстро и профессионально. Когда 20 мая 1995 года он шел по улице, к нему подъехали две машины, оттуда выскочили несколько здоровых парней с кусками арматуры в руках... Скупые строчки диагноза: перелом челюсти, переносицы, ушиб мозга. «Полтора месяца в больнице отдыхал», — с улыбкой вспоминает сейчас Лев. Его отцу Игорю Ковпаку тогда было не до смеха. У основателя екатеринбургской сети супермаркетов «Кировский» в то время как раз состоялось несколько неприятных разговоров с местными криминальными авторитетами. Те требовали долю в бизнесе, Ковпак делиться не хотел. Неприятности были обещаны, и они случились. «Выбора не было, единственного сына чуть не убили, — вспоминает Игорь Ковпак. — Занял денег и отправил его с матерью в Америку».

 

Это был единственный случай в истории «Кировских», когда их владелец занимал деньги. Начав с одного магазина в спальном районе бывшего Свердловска и год за годом реинвестируя прибыль, Игорь Ковпак создал розничную сеть из 90 супермаркетов.

Лев, отучившись в университете Сан-Франциско, через четыре года вернулся на родину. Вопросов, куда идти работать, у него не возникало — в «Кировский». С дипломом американского университета Ковпак-младший стремительно сделал карьеру в компании. Поработал менеджером-товароведом, через год стал заведующим отделом, еще через год был назначен вице-президентом всей сети. Сейчас ему 26, и компанией управляет фактически он, а отец ведает финансами и выстраивает отношения с властными структурами. «Ему нравится этим заниматься, я ему ничего не навязывал, — в голосе Игоря Ковпака звучит гордость за сына. — Дети ведь формируются под влиянием родителей. У меня мама и дед работали в торговле, у Льва — и отец, и мать».

 

У Ковпака есть приемный сын Александр от первого брака, он на шесть лет старше Льва. Он тоже рос в «торговой атмосфере», но наследника семейного дела из него не получилось. Сам Игорь Ковпак предпочитает не вспоминать о нем в разговоре, но сотрудники рассказывают, что он пытался ввести Александра в бизнес. Но тот предпочел карьеру спортсмена-культуриста.

Пока Александр качал мышцы, Лев на школьных каникулах собирал грязную посуду в кафетерии, который находился в супермаркете его отца, и подрабатывал на хлеборезке. (Ковпак-старший где-то прочитал, что примерно так, трудом с ранних лет, воспитывают наследников за границей.) А в восьмом классе Лев уже почувствовал в себе силы наладить собственный бизнес. Купил партию воздушных шариков, которые наполнял газом и продавал рядом с супермаркетом. За три месяца бизнес разросся до трех точек продаж в разных концах города. «Я тогда очень прилично заработал, накупил себе всего, о чем мечтал, кожаную куртку в первую очередь», — смеется Лев. Успехи напрочь отбили охоту к школьным занятиям, за парту пришлось вернуться по жесткому требованию отца, который приказал свернуть бизнес: рано!

Хотя Лев и управляет «Кировскими», единоличным владельцем компании пока остается Игорь Ковпак. Лев, впрочем, амбиции хозяина реализует «на стороне». Он создал собственные строительную, торговую и финансовую компании с общей годовой выручкой около $30 млн. Способен ли Ковпак-младший заменить отца в случае необходимости? И отец, и сын на этот вопрос отвечают утвердительно. «У нас семейная компания», — говорит Игорь Ковпак. Он не исключает, что у «Кировских» появится внешний инвестор. «Но контрольный пакет останется в семье», — добавляет Ковпак-младший. Старший согласно кивает.

 

Иван Нестеренко, сын Виктора Нестеренко, заслуженного строителя России и владельца одного из крупнейших застройщиков Москвы, компании «Мосфундаментстрой-6» (МФС-6), детство провел на стройке. Руководитель строительного треста, возникшего еще в 1937 году, видел своего сына только строителем. Высшее образование? Только Московский инженерно-строительный институт. Но сын выбрал более широкое экономическое образование, окончил Российский университет дружбы народов, затем бизнес-школу в Женеве. Теперь он руководит службой маркетинга МФС-6. Выпускник европейской бизнес-школы резко выделяется на общем фоне «советской» строительной структуры с ее свойскими отношениями десятки лет знающих друг друга сотрудников, прокуренными кабинетами, бумажной волокитой.

Молодой, не по возрасту строгий, в костюме с иголочки. «Ровно через час мне нужна оргсхема с количеством людей в каждом отделе», — Иван закрывает дверь и уходит. Сотрудник, который только что расслабленно попыхивал сигаретой и прихлебывал кофе, нервно ерзает. Никаких тебе «Федорыч», «Иваныч», да еще и сроки строго определены. Другая неприятность — запрос касается персонала. А в компании все знают, что Иван уже разогнал весь отдел материально-технического снабжения, заменив «заслуженных людей» на молодые кадры и бездушную компьютерную систему.

Однако отцу нравится то, что делает сын. «Свежая кровь, то, что нам было нужно», — доволен Виктор Нестеренко. Иван Нестеренко покончил с централизованным снабжением в компании, установил прямые связи с производителями стройматериалов, ввел тендерные закупки. «Он нам уже существенно затраты снизил», — радуется его отец. Иван знает, ради чего старается: он владеет сейчас 21% акций МФС-6.

Родившегося в Венесуэле правнука последнего губернатора Тобольска Ростислава Ордовского-Танаевского Бланко родители звали Ростиком и к семейному бизнесу не допускали. «Они приехали в Венесуэлу из Европы после войны в поисках лучшей доли, работали с утра до ночи как проклятые и мне такой судьбы не желали», — говорит основатель российской ресторанной компании «Ростик Групп». Ростислав окончил Высший кадетский корпус Венесуэлы, Университет Симона Боливара по радующей родителей специальности «инженер-химик». Но гены взяли свое: получив диплом, молодой инженер положил его в ящик стола, зарегистрировал в Каракасе компанию Rostik International и начал торговать книгами, электроникой и бытовой техникой.

«Мои родители были известными в стране предпринимателями, владели крупным торговым центром в Каракасе, — рассказывает Ордовский. — Но случилось так, что мой собственный бизнес перерос масштабами родительский».

 

Сейчас родительский торговый центр не работает, хотя здание, в котором он находится, по-прежнему принадлежит семье. Возможно, возрождать бизнес на родине Ростислава Ордовского придется его сыну Константину. Отец, выпускник кадетского корпуса, воспитывает его почти по-военному. В 12 лет отправил на склад компании грузчиком зарабатывать первые деньги, потом на четыре года в школу в Англию, «чтобы посмотрел мир, получил английское воспитание и выучил язык», затем вернул в Москву, где Константин окончил среднюю школу, поступил в МГИМО и начал стажироваться в ресторанах «Ростик Групп». «Все прошел, был поваром, суши делал, официантом, барменом-кассиром», — перечисляет двадцатипятилетний Константин. Не сказать, что все делал с удовольствием. И на склад не хотелось на школьных каникулах, и из Англии не хотелось возвращаться в Россию. «Я собирался там остаться, на это уже настроился, — признается он. — Но решение не я принимал. Сейчас понимаю, что оно было правильным».

А кем мечтал стать? «В детстве спортсменом, — отвечает Константин. — А в 11-м классе — бизнесменом». Год назад он попытался создать свой бизнес, вместе с партнером занял $100 000 (половину у отца) и организовал поставки в Россию подержанных автомобилей из США. Торговля не пошла, и компаньоны прогорели. «Рынок плохо изучили, неправильно просчитали схему продаж, не учли дополнительных издержек с доставкой и таможней», — объясняет Константин. Его отец улыбается: «Я считал, что такой опыт ему будет полезен».

Роль наемного менеджера Константину удалась лучше. Два года назад ему предложил работу родственник отца, владеющий ресторанами «Ростикс» по франшизе. «Я считал, что сын должен начинать серьезную работу в независимой от меня компании», — говорит Ростислав Ордовский. Константин начал работу с ассистента менеджера и за 1,5 года вырос до заместителя генерального директора. Но для управления компанией и владения бизнесом нужны разные навыки. Основатель «Ростик Групп» не исключает, что компания может стать публичной, но контрольный пакет останется в семье. Константин, как он сам говорит, «эмоционально» готов возглавить компанию отца, но навыков для этого, по его признанию, пока маловато. Это понимает и Ростислав. «В ближайшее время я начну его знакомить с управлением собственностью, — говорит он. — Ему надо научиться работать с советом директоров, акционерами. За пару лет этот опыт и знания я передам».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости