Ловушка для торговца | Forbes.ru
$58.34
69.57
ММВБ2161.17
BRENT63.75
RTS1166.09
GOLD1289.06

Ловушка для торговца

читайте также
+1 просмотров за суткиКонец связи: «Мегафон» и «Вымпелком» договорились о сделке по разделению «Евросети» +6 просмотров за сутки«Платформа для продажи всего»: зачем Михаил Гуцериев купил «М.Видео» +9 просмотров за суткиЗалезли в долги. Рейтинг регионов России по долговой нагрузке Бизнес победившей культуры: почему стратегические вопросы вторичны +2 просмотров за сутки Подземное радио: геофизик дал новую жизнь советской разработке и научился на этом зарабатывать Похороны "Гелендвагена": как парк "Никола-Ленивец" стал убежищем от страха и войны Таланты для поклонников: в какие бизнес-проекты инвестируют знаменитости Максим Ноготков: «Агрессия, самоизоляция и конфликт с западным миром — это путь в никуда» Налетай, торопись: как в Москве покупали первые iPhone 6 и iPhone 6 plus Yota хочет попросить ФАС возбудить дело против МТС Онлайн-гипермаркет или собственный магазин. Что лучше? 18 бизнесменов, выбывших из российского списка Forbes в 2014 году «Биржа серого товара»: почему у ритейлеров появились претензии к «Яндексу» Короли российской недвижимости — 2014: рейтинг Forbes Как ростовский бизнесмен создал одежную сеть «Глория Джинс» с оборотом $1 млрд Миллиардер без миллиарда: долги основателя «Связного» почти равны его активам Золото не для всех: Apple назвала дату начала продажи новых iPhone в России Приятный бонус: Мамуту доплатят $110 млн за «Евросеть» План на миллиард: чего от нового мэра Москвы ждут богатейшие люди страны 10 лет с конфискацией: Белоруссия нашла статью для Сулеймана Керимова Последняя попытка: «М.Видео» и «Эльдорадо» отказались от планов по слиянию
#Связной 03.04.2008 00:00

Ловушка для торговца

Ирина Телицына Forbes Contributor
Ритейлерам перестали доверять налоговики и банкиры

Розничные компании, торгующие бытовой техникой и электроникой, оказались между молотом и наковальней. На ритейлеров насели налоговики, а тут еще подорожали кредиты из-за глобального кризиса. Зажатые в финансовые тиски ритейлеры вынуждены менять бизнес-модель: теперь главное для них не экспансия, а прибыль. Территорий низких цен будет становиться все меньше.
    В ЗАО «Связной», ранее отвечавшем в одноименной группе компаний за оптовые поставки телефонов и цифровой техники, введено временное управление. Фирму было решено банкротить после того, как налоговики предъявили ей претензии на 1,2 млрд рублей. «Больше некуда», — с грустью усмехается основатель сети «Связной» Максим Ноготков.
    Крупнейшая сеть по продаже бытовой техники «Эльдорадо» уговаривает чиновников скостить счет — лидеру рынка предъявили к оплате налогов и штрафов на 8 млрд рублей. Основатель компании Игорь Яковлев в интервью «Коммерсанту» предположил, что придется продать часть бизнеса.
    Это только начало. Налоговая служба пообещала контролировать розничные сети с удвоенным вниманием. И у нее есть для этого все основания. «Несмотря на рост импорта, повсеместный бум строительства гипермаркетов, крупных торговых центров, развитие сетевых магазинов, поступления налогов от торговли в 2007 году снизились», — сказано в мартовском докладе ФНС.
    «Никто не радуется неприятностям у конкурента», — говорит Александр Онищук, президент ассоциации РАТЭК, объединяющей производителей и продавцов электробытовой и компьютерной техники». Радоваться действительно нечему. До 2005 года, когда таможенники объявили войну «серому» импорту, телевизоры, стиральные машины и сотовые телефоны попадали в страну полулегальными путями. Иностранный производитель заключал контракт на поставку партии товара с торговой сетью, а потом в третьей стране продавал предназначенную ей партию фирме-однодневке, выполняющей функции таможенного брокера. Уже в России товар официально приобретал настоящий адресат партии. Как раз с фирмами-поставщиками, которых теперь нигде не найти, связаны 90% налоговых претензий к «Эльдорадо».
    На налогах и пошлинах экономили едва ли не все. Но налоговики не считают это оправданием. Их не волнует, что лидеры непродовольственной розницы были в первых рядах движения за «обеление импорта». С точки зрения закона, благие помыслы не повод прощать прежние грехи.
    «Чтобы правила игры были четкими, а бизнес белым, нужна воля государства, — рассуждает председатель совета директоров компании «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ» Юрий Дубовицкий. — До автомобильного рынка руки дошли раньше, до электроники — только сейчас». Хозяева «Белого Ветра», по словам Дубовицкого, еще в 1992 году решили, что будут заниматься только розницей, и даже дорогу к таможне не хотят знать. Результаты, правда, гораздо скромнее, чем у «Эльдорадо»: недавно «ЦИФРОВОЙ» открыл 65-й магазин, тогда как у компании Яковлева 1100 магазинов бытовой техники и 450 салонов связи.
    До недавнего времени ритейлеры руководствовались нехитрой логикой: чем больше магазинов, тем лучше, покупатели найдутся. По данным РАТЭК, в прошлом году продажи бытовой техники и электроники в России выросли на 15%. Такими темпами рынок не растет ни в одной другой европейской стране. Все торопились застолбить место: «Евросеть» в 2007 году открыла 760 новых салонов (всего их 5145), «Эльдорадо» — сто магазинов.
    Для экспансии нужны деньги. Открытие магазина площадью 2000 кв. м даже на арендованных площадях обходится, по данным «Ренессанс Капитала», в $2 млн. Еще $1,5–2 млн — минимальные вложения в товары. Поэтому торговые сети активно привлекают кредиты — как товарные от поставщиков, так и банковские. «Все нашпигованы долгами, — отмечает Дубовицкий. — Но, финансируя экспансию, продаешь инвесторам будущее. Любой сигнал о трудностях может быть критичен для развития». «Для сектора характерна высокая долговая нагрузка, отношение долга к EBITDA  4–6. — отмечает Сабина Мухамеджанова, аналитик Банка Москвы. — В теории коэффициент выше трех уже считается рискованным».
    Когда стоимость финансирования выросла даже для заемщиков вроде «Газпрома», ритейлеры вынуждены перестраиваться на ходу. «Евросеть», долговая нагрузка на которую близка к 7 EBITDA, сворачивает работу в некоторых странах СНГ, «Эльдорадо» закрывает маленькие магазины, которые помогли ей когда-то завоевать первое место на рынке. Компания не раскрывает свои показатели прибыли, но, если она работает с той же рентабельностью, что и основные конкуренты, ее долговую нагрузку можно оценить минимум в 3,3 EBITDA.
    «Многие ритейлеры «рисовали» свои планы под привлеченное финансирование, но сейчас взять новые долги под те же проценты проблематично», — говорит Наталья Загвоздина, ведущий аналитик «Ренессанс Капитала». «Некоторые банки стали смотреть на нас осторожнее», — признает Ноготков из «Связного».
    Конкурентам остается только завидовать «М.Видео», которая в конце прошлого года успела выйти на биржу. Взяв деньги у инвесторов, компания погасила большую часть долгов, и у нее еще остались средства на открытие новых магазинов. После объявления о налоговых проблемах «Эльдорадо» акции «М.Видео» за два дня выросли почти на 7% — рынок верит, что компания потеснит конкурентов.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться