Объекты притяжения
Сильные бренды имеют особую магию, изучать их происхождение и успех — интереснейшее занятие.
Идея составить список товаров-бестселлеров пришла на ум три года назад. Я редактировал статью про региональную компанию — производителя водки. Бизнес был создан совсем недавно, но благодаря неплохому бренду и грамотно выстроенной дистрибуции продажи водки уже перевалили за $100 млн в год. Мне захотелось узнать, много ли в России брендов, которым удалось нечто подобное — выйти на плотно занятый рынок и сорвать куш.
Оказалось, предостаточно. В первый список, опубликованный в декабре 2006 года, вошло 50 товаров, розничные продажи которых составляли как минимум 5 млрд рублей ($180 млн). Продажи пива «Балтика», например, мы оценили в 37,5 млрд рублей. Сравнив эту цифру с оборотом розничной торговли, увидели, что один-единственный бренд занимает полпроцента всего рынка. Это впечатляло. Однако в следующем году продажи «Балтики» поднялись до 50,3 млрд рублей. В 2008-м мы рейтинг не публиковали, а в этом году «Балтика» возглавляет наш список с показателем 76,8 млрд рублей. (Рынок пива все это время рос значительно медленнее.) Более того, в нынешнем рейтинге продажи уже двух брендов превышают $1 млрд.
Потребительский рынок в России, несмотря на кризис, по-прежнему весьма устойчив. И, скорее всего, в 2010 году мы увидим рост потребления. Во-первых, заработают пенсионные деньги — государство снова увеличило пособия и теперь готово тратить на них 10% ВВП. Во-вторых, стоит ждать оживления потребительского кредитования: ставки снизятся, и займы снова станут привлекательными. Наконец, в-третьих, банки начнут снижать ставки по депозитам с заоблачных высот, на которые они загнали их год назад. Это приведет к тому, что население будет снимать деньги и, скорее всего, тратить их.
Отсюда вывод: хорошие бренды имеют шанс увеличить продажи, а новые марки, которых пока нет у нас в списке, — войти в него. Три года назад марка «Простоквашино» компании «Юнимилк» не дотянула и до 50-го места, а теперь занимает третью позицию, обогнав своего заклятого конкурента — продукцию «Вимм-Билль-Данна».