Инвестиции и суверенитет

Как изменить правила инвестирования в российские стратегические компании

Российское правительство всегда считало привлечение иностранных инвесторов своей приоритетной задачей. В 1990-е годы было законодательно определено, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем инвесторов национальных, за исключением случаев, устанавливаемых федеральными законами. Количество таких изъятий можно было пересчитать по пальцам: существовали некоторые ограничения на иностранные капиталовложения в банковском и страховом деле, в авиационной отрасли. Однако общего понимания, в каких отраслях и насколько следует сдерживать зарубежное участие, не было.

Радикальные шаги по укреплению своего суверенитета на международной арене и внутри страны, предпринятые Россией в 2000-е годы, выдвинули на первый план идею специального регулирования иностранных инвестиций в отрасли, играющие особую роль в суверенном развитии страны. После длительного обсуждения в апреле 2008 года был принят закон об иностранных инвестициях в компании, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства.

Иностранные компании, как уже присутствующие в России, так и потенциально готовые инвестировать, восприняли новые нормы настороженно. Помимо сохранившихся ограничений в банковской и страховой сферах закон ввел особый порядок для зарубежных инвестиций в связи с еще 42 видами деятельности. В их числе работы в области радиоактивных веществ и ядерных установок, авиационно-космическая деятельность, трубопроводная транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа, железнодорожные перевозки, услуги в транспортных терминалах, разведка и добыча полезных ископаемых на участках недр федерального значения, широкое теле- и радиовещание, редактирование и издание высокотиражной периодической печати. Все компании, ведущие такую деятельность, считаются стратегическими. Для иностранных инвесторов установлены ограничения на участие сверх определенных пределов в уставном капитале таких компаний и на совершение сделок по контролю над ними. Закон распространяется также на сделки, заключенные за пределами России, если они могут привести к контролю над российскими стратегическими компаниями. Иностранный инвестор, желающий превысить установленный лимит на участие в капитале или получить контроль над стратегической компанией, обязан получить разрешение специальной правительственной комиссии.

Насколько оправданной была настороженность в отношении этого закона? Итоги его двухлетнего применения показали, что он не создает чрезмерных препятствий для иностранного участия в российских стратегических компаниях. Правительственная комиссия рассмотрела около 50 ходатайств, большинство которых были удовлетворены.

Вместе с тем практика выявила ряд недостатков закона. Необходимость его доработки признана и в правительстве.

Что, на мой взгляд, нуждается в исправлении?

Круг видов деятельности, в которых осуществляется госконтроль за иностранными инвестициями, вполне может быть сужен, тем более что ввиду различного толкования отдельных видов деятельности иногда трудно определить, относится ли компания к стратегической отрасли. Неудовлетворительна ситуация, при которой под действие закона подпадают компании, работающие в нестратегической области, но вынужденные иногда прибегать к стратегическим видам деятельности (например, банки при шифровании своей информации). Для инвесторов неприемлема норма, в соответствии с которой при открытии ими месторождения федерального значения правительство может отказать им в праве разведки и добычи полезных ископаемых на этом месторождении. Закон не решает вопросы участия в российских стратегических компаниях в случае обращения депозитарных расписок на акции таких компаний.

Поправки к закону готовят Федеральная антимонопольная служба и Министерство природных ресурсов. Наиболее назрели, на мой взгляд, сокращение перечня видов стратегической деятельности, упрощение доступа иностранных инвесторов к российским недрам, уменьшение количества документов и иной информации, которые инвесторы обязаны предоставлять при согласовании сделок.

Считаю, что правительству было бы легче достигнуть цели совершенствования данного закона, если бы работа велась более открыто, с участием иностранных инвесторов и экспертов.

Автор — управляющий партнер юридической фирмы Goltsblat BLP

Новости партнеров