03.07.2011 00:00

Как выращивать идеи

Ирина Телицына Forbes Contributor
Группа QIWI поставила этот процесс на поток.

Получив по Skype или по почте видеоролик от президента группы QIWI Андрея Романенко, его подчиненные уже не удивляются. «Так проще фиксировать идеи: увидел что-то — снял, мысли наговорил, и ничего писать не надо. Все в компании тоже взяли на вооружение», — говорит Андрей.

«К нам всегда приходит много людей, предлагают разные проекты для реализации внутри QIWI, около QIWI или на деньги QIWI», — рассказывает Романенко, основавший крупнейшую в мире компанию по приему моментальных платежей с оборотом $12 млрд в год. Находят доступ к любому сотруднику, десятки идей приходят в личную почту, продолжает он.

Идеи поступали отовсюду — от 1500 сотрудников, 4000 поставщиков услуг, многочисленных агентов, которые владеют терминалами (более 300 000 точек по всему миру). В какой-то момент поток предложений стал настолько велик, что Романенко решил создать в компании отдел развития. С 2008 года этот отдел собирает и прорабатывает все предложения, поступившие в компанию: есть ли мировые аналоги, какие были сделки, аудитория, перспективы и т. д. Самые дельные — по 20–30 в месяц — включают в презентацию для правления. Пять входящих в него человек, принимая в расчет четыре критерия с разными весами, дают оценки каждой идее, на их основании принимается решение о том, делать проект или нет. Объем вложений не ограничен. Пока все проекты укладывались в сумму $0,5–5 млн.

Схему работы с идеями отладили как конвейер. Если идея одобрена, создается рабочая группа по проекту. Менеджером чаще всего становится тот, кто принес идею, либо специально нанятый человек. Он сам набирает себе команду. В рабочую группу входят специалисты QIWI из функциональных подразделений: «командированный» в нее юрист оценивает риски и легитимность, финансист пишет бизнес-план, IT-специалист — схему транзакций. Срок проработки зависит от сложности проекта. За ходом любого проекта можно следить онлайн. Если команда меняется, все ходы записаны, новых людей легко ввести в курс дела. Поскольку проекты так или иначе связаны с технологиями, после запуска проект передают в IT-службу с четким прописыванием всех процедур: кто проект поддерживает, кто контролирует.

Успешных примеров реализации проектов, прошедших «инкубатор» QIWI, множество. Скажем, идею торговать электронными билетами полтора года назад принес один из сотрудников (креативность внутри компании стимулируют материально). Сейчас этим сервисом пользуются 100 000 человек в год при средней цене билета $200.

Стартап AlterGeo предложил QIWI показывать точки продаж в своем приложении — любой пользователь, зайдя в него с мобильного устройства, может увидеть, где ближайшие к нему терминалы. Подобный сервис сделали и на портале QIWI Кошелек — партнеры из AlterGeo помогли отпозиционировать все точки и наложить на карту.

Один из последних проектов, родившихся в «инкубаторе», — привязка карты QIWI Visa Virtual, которой можно расплачиваться в интернете, не засвечивая свою банковскую карту, к балансу QIWI Кошелька: теперь не надо переводить деньги со счета на карту.

В последнее время в компанию поступает все больше идей, связанных с монетизацией портала, куда ежедневно заходят для работы со своими счетами 1,5 млн человек. «Идей столько, что наши 350 программистов перегружены. Я бы еще столько же нанял, если бы на рынке были такие же толковые», — говорит Романенко. Сейчас прорабатывается проект, на реализацию которого потребуется около $20 млн. Подробностей он не раскрывает: «Никогда не надо рассказывать, что собираешься делать: форы перед конкурентами не будет».

[processed]

Новости партнеров