К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Выбор редакции

    фото Итар-ТАСС
    фото Итар-ТАСС

    Голос единицы

    Может ли мудрое меньшинство победить невежественное большинство?

    Надо ли ходить на выборы? Один из главных тезисов противников участия в российских выборах — думающее меньшинство не в состоянии противостоять поведению и голосованию пассивного большинства. Оно, это большинство, говорят скептики, уникально в нежелании оценивать политиков рационально, исходя из собственных долгосрочных интересов или интересов социальной группы. Из-за этого те, кто готов принимать осознанные решения на выборах, никак не влияют на итоговые результаты.

     

    Экономист Брайан Каплан может обрадовать (или огорчить) пессимистов. В издательстве ИРИСЭН на русском языке выходит написанная им в 2007 году книга «Миф о рациональном избирателе». Главными оппонентами автора, работающего в Университете Джорджа Мэйсона, являются экономисты, которые в США рассчитывают на рациональное поведение избирателей и властей. Подвергая сомнению эту теорию, Каплан опровергает и российские мифы.

    Во-первых, наш избиратель совсем не уникален в выборе нерациональной стратегии голосования. Рассматривая поведение электората в развитых странах, Каплан находит, что избиратели, которые теоретически должны принимать разумные решения, в большинстве случаев делают совершенно иррациональный выбор. Демократия, несмотря на сложившиеся политические институты, часто не в состоянии воспрепятствовать иррациональному поведению людей. Примеры? Самый яркий и «вечный» из них — протекционизм. Можно много раз с цифрами на руках доказывать преимущества конкуренции, но большинство все равно верит в необходимость защиты условного аризонского производителя курятины. «На суждения людей оказывают сильное влияние эмоции и идеология. Протекционистское мышление сложно искоренить, поскольку оно доставляет людям удовольствие», — пишет Брайан Каплан.

     

    «Люди хотят верить в то, во что верят другие», — констатирует Каплан. Порой сложно определить, когда и почему возникли подобные взгляды. Однако эти воззрения оказывают непосредственное влияние на результаты выборов. Спрос электората накладывается на сиюминутные интересы политиков. Политики вынуждены принимать популярные, но достаточно глупые решения, чтобы потрафить сторонникам. В противном случае они скоро перестанут быть политиками.

    Каплан отмечает, что на Западе образованные (то есть лучше понимающие ситуацию) люди ходят на выборы реже, чем малообразованные. В результате во власти появляются неподготовленные люди и принимаются неразумные решения. Знакомая ситуация, не правда ли? Но что делать избирателю, если он понимает ошибочность поведения большинства, голосующего за национального лидера, который проводит безответственную политику временщиков?

    Отстраниться — самое простое и, увы, нерациональное решение. Появление на выборах малочисленной, но подготовленной группы населения может изменить ситуацию. Негативные эффекты невежества избирателей не линейны. «Представьте себе ситуацию, когда информирован только 1% избирателей. Остальные 99% настолько глупы, что голосуют случайным образом. Статистика показывает, что при многочисленном электорате каждый кандидат получает около половины случайных голосов. Оба кандидата могут рассчитывать примерно на 49,5%. Но для победы они должны сфокусировать усилия на одном человеке из 100, который хорошо информирован. Кто же выиграет? Тот, кто получит наибольшее количество голосов хорошо информированных избирателей». Этот результат называется «чудом агрегирования». Звучит как рецепт алхимика: «Смешайте 99 частей глупости с 1 частью мудрости и получите смесь того же качества, что и чистая мудрость».

     

    Применительно к России эти расчеты грешат большим количеством допусков. А если у электората есть только один кандидат, а все остальные с помощью манипулятивных технологий могут превратиться в математически незначимую величину? И что делать, если власть направленно формирует то самое иррациональное, невежественное большинство? Но, описывая развитые демократии, Брайан Каплан отмечает, что «демократия дает равное право голоса избирателям мудрым и не очень мудрым. Но мудрые избиратели определяют политику». Может быть, здесь, в России, мы недооцениваем силу мудрого избирателя и именно на это и направлена главная манипуляция режима?

    10 цифр нового Китая

    «Джинн вырвался из бутылки». Так характеризует последствия бурного роста потребления в Китае Карл Герт, преподаватель китайской истории в Оксфордском университете. В книге «Куда пойдет Китай, туда пойдет мир», которая выходит в издательстве «Альпина Паблишер», Герт показывает, что китайские власти сталкиваются с непрогнозируемыми результатами политики стимулирования потребления. Forbes приводит 10 показательных цифр этой книги.

    1. Смертность на дорогах в Китае — одна из самых высоких в мире. В 2009 году число погибших на дорогах составило более 73 000 человек. Для сравнения: в России в 2009-м погибло 26 567 человек.

    2. За годы реформ в стране появилось около 1,2 млн миллионеров. По данным China Daily, в 2010 году потреблять предметы роскоши могли 250 млн китайцев. При этом около полумиллиарда китайцев живут в нищете — меньше чем на $2 в день.

     

    3. К 2005 году китайцы вышли на первое место в мире по тратам в зарубежных поездках, оставляя в магазинах по $1000 за один вояж и вдвое больше, если это вояж в Европу.

    4. В 2009 году авторынок стал крупнейшим в мире, продавалось 12 млн автомобилей в год. В 2005-м КНР стала крупнейшим покупателем самой дорогой машины мира, стрейч-лимузина «Бентли-728» ценой $1,2 млн.

    5. В 2005 году в магазине в центре Пекина продавалось 90 пар солнечных очков Lotos ценой от $100 000 до $600 000 за пару.

    6. В Китае быстрее, чем где-либо в мире, растет спрос на лучший шотландский виски. Пить виски модно в смеси со льдом и зеленым чаем.

     

    7. 65% граждан, опрошенных газетой «Бэйцзин цинняньбао», презирают богатых. Большинство из них считают, что богатые сколотили состояния из взяток и откатов. По данным «Наньфан чжоумо», китайских мультимиллионеров угнетает, что им ставят в вину их богатство.

    8. Горожане потребляют в два раза больше протеина, чем деревенские жители, что дает разницу в росте: городские жители на 4,6 см выше сельских. В крупных городах, где заметно западное влияние, около трети взрослых имеет избыточный вес, а каждый 10-й страдает ожирением.

    9. В Шанхае ежедневно выбрасывают 2000 т еды, а в Пекине — 1600 т.

    10. С 2003 года в Гуанчжоу проходит популярный секс-фестиваль. В 2009-м на его открытии, где выступали японские порнозвезды, собралось 60 000 зрителей, в основном мужчины за 40.— Э. М.

     

    В потоке

    «Мы привыкли думать, что счастье — то, что с нами случается, падает на нас сверху. Но мы создаем его сами». Об этом в книге «Поток: психология оптимального переживания» пишет психолог Михай Чиксентмихайи.

    ИДЕЯ Мы бываем счастливы, когда находимся «в состоянии потока»: Когда заняты чем-то интересным и погружены в это; когда уровень задач соответствует уровню талантов и умений, а занятие доставляет нам такое удовольствие, что мы растворяемся в нем. Есть счастливчики, с которыми это случается на работе, при игре в футбол, вышивании крестиком и т. д. Эти люди умеют войти в состояние потока, а как они это делают — читайте книгу.

    АВТОР Чиксентмихайи — основатель позитивной психологии (отрасль науки, которая занята вопросами счастья), профессор Чикагского университета. Он всю жизнь занимается тем, что ему интересно. Не выходит, так сказать, из потока.

     

    ЦИТАТА «Если человек уделяет внимание какой-либо задаче против своей воли, он чувствует, что его психическая энергия расходуется напрасно. Вместо того чтобы работать над достижением личных целей, мы помогаем кому-то другому в реализации его задач. Время, потраченное на это, воспринимается нами как вычеркнутое из жизни».

      Рассылка Forbes
      Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

      Мы в соцсетях:

      Мобильное приложение Forbes Russia на Android

      На сайте работает синтез речи

      иконка маруси

      Рассылка:

      Наименование издания: forbes.ru

      Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

      Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

      Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

      Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

      Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

      Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

      На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

      Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
      AO «АС Рус Медиа» · 2024
      16+
      Наш канал в Telegram
      Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
      Подписаться

      Новости