03.11.2011 00:00

Самое дорогое

из коллекции Бориса Иванишвили: Пабло Пикассо, Дора Маар с кошкой, 1941
Продано на Sotheby’s New York 
в мае 2006 года за $95,2 млн фото REUTERS
Общая стоимость принадлежащих российским бизнесменам предметов искусства измеряется миллиардами долларов. Forbes попытался выяснить, кто владеет самыми крупными коллекциями

Борис Иванишвили 
(№25 в рейтинге богатейших россиян по версии Forbes 2011 года)

Владелец УК «Уникор», инвестор

Основатель банка «Российский кредит» и компании «Металлоинвест» Борис Иванишвили серьезно увлекся коллекционированием предметов искусства в середине 2000-х годов, после того как продал большую часть своих российских активов, став портфельным инвестором. Возможно, изначально покупка изобразительного искусства была для него лишь одним из многих способов инвестирования денег, но со временем превратилась в серьезное увлечение. Иванишвили действует в излюбленном стиле крупных коллекционеров, предпочитающих покупать тайно, самостоятельно или через очень узкий круг доверенных лиц, и никогда не афиширует свои покупки. Известно, что он очень любит живопись конца XIX — начала XX века, в том числе импрессионизм и абстракционизм. Полный масштаб коллекции не известен, специалисты лишь предполагают, что ее рыночная стоимость превышает $1 млрд. Достоверно известно об одной его крупной покупке — картине Пикассо, входящей в десятку самых дорогих когда-либо проданных произведений изобразительного искусства.

Роман Абрамович (№9)

Инвестор

Бывшему владельцу «Сибнефти», хозяину клуба Chelsea и обладателю самой длинной в мире яхты Роману Абрамовичу любят приписывать сверхдорогие покупки в самых разных сферах, от дорогих особняков до целых островов. Почти никогда нельзя сказать наверняка, правда это или вымысел, — любая подобная сделка легко вписывается в складывавшийся годами образ очень богатого и слегка экстравагантного бизнесмена. Когда в середине 2000-х годов Абрамовича стали регулярно замечать в галереях и на арт-ярмарках, ему начали приписывать и аукционные рекорды, в том числе проданные за суммы свыше $100 млн работы Пабло Пикассо и Альберто Джакометти (большинство арт-дилеров уверены, что это все же не его покупки). Сферу интересов Абрамовича в искусстве часто ограничивают современным искусством, поклонницей которого является его спутница Дарья Жукова. На самом деле бизнесмен начал покупать предметы искусства еще в 1990-х, а его коллекция гораздо крупнее и разнообразнее — например, в ней есть картины XVII–XVIII веков. Ее рыночную стоимость оценивают в сумму до $1 млрд.

из коллекции:

Фрэнсис Бэкон, Триптих, 1976 
Продано на Sotheby’s 
New York в мае 2008 года 
за $86,3 млн /фото REUTERS 2011

Виктор Вексельберг (№10)

Председатель совета директоров группы компаний «Ренова»

Виктор Вексельберг начал коллекционировать искусство в 1990-е годы. Сначала это была русская живопись — в собрании основанного им фонда «Связь времен» есть работы Ивана Айвазовского, Константина Коровина, Исаака Левитана и ряда других классиков. На первых порах Вексельберг покупал осторожно, очень дорогих шедевров среди картин не было. Действительно серьезные деньги он стал тратить, увлекшись русским прикладным искусством. В 2004 году Вексельберг купил у наследников издателя журнала Forbes Малколма Форбса коллекцию из 215 предметов работы Фаберже, в том числе девять знаменитых «императорских» пасхальных яиц. В последующие годы бизнесмен продолжил покупать изделия фирмы, потратив только на это около $350 млн. Сегодня в его коллекции около 700 предметов, и это крупнейшая частная коллекция Фаберже в мире. Фонд «Связь времен» владеет одной из самых значительных мировых коллекций русского серебра и эмали, а также крупнейшей коллекцией икон, ранее принадлежавших императорской семье России. Вексельберг обещает в ближайшие годы выставить свои коллекции в двух музеях, в Москве и в Санкт-Петербурге. Их общую стоимость эксперты оценивают минимум 
в $800 млн.

из коллекции:

Среди предметов коллекции девять «императорских» пасхальных яиц Фаберже
Частная продажа аукциона Sotheby’s 
в феврале 2004 года, коллекцию Малколма Форбса оценивали в $130–250 млн / фото предоставлено фондом «Связь Времен»

Вячеслав Кантор (№60)

Глава координационного комитета компании «Акрон»

«Я хотел, чтобы это было что-то связанное с Россией, что-то «очень русское». Вместе с тем чтобы это обязательно было что-то «очень еврейское», опять же по понятным причинам» — так объяснял Forbes идеологию своей коллекции владелец химического концерна «Акрон» и глава Европейского еврейского конгресса Вячеслав Кантор. В коллекции около 400 работ 33 художников, это собственность учрежденного Кантором в 2001 году некоммерческого фонда «Музей искусства авангарда» (МАГМА). Кантору принадлежит множество аукционных рекордов собираемых им художников от Хаима Сутина и Сони Делоне до ныне живущих Ильи Кабакова и Эрика Булатова. Но одну из жемчужин коллекции — работу Валентина Серова «Похищение Европы» — Кантор купил в начале 2000-х у наследников художника всего за 
$1 млн. Ее стоимость сегодня нужно умножить как минимум на 10. Эксперты, знакомые с составом коллекции Кантора, оценивают ее в $150–200 млн.

из коллекции:

Марк Шагал, Видение. Автопортрет 
с Музой 
(1917–1918) 
Оценочная стоимость 
$30–35 млн / фото предоставлено некоммерческим фондом «Музей Искусства Авангарда»

Петр Авен (№29)

Президент Альфа-банка

Петр Авен — это всегда первое имя, которое называют галеристы и дилеры в ответ на вопрос о крупнейших российских коллекционерах. Его коллекция может уступать ряду других по рыночной стоимости, но считается наиболее полной, качественной и продуманной из всех известных на постсоветском пространстве. В 1990-х Авен был фактически единственным, кто покупал русское искусство конца XIX — начала XX века систематически и в больших масштабах. В его коллекции наиболее полные собрания участников ведущих художественных объединений того времени — «Бубнового валета», «Голубой розы», «Мира искусства». Когда в начале 2000-х интерес собирателей к этому периоду русского искусства стал расти, вызвав резкий рост цен, Авен уже успел купить почти все, что хотел. В его коллекции есть выдающиеся работы 
Серова, Коровина, Петрова-Водкина, Гончаровой, а сам Авен считает наиболее ценной картиной портрет Велимира Хлебникова кисти Михаила Ларионова. Эксперты оценивают стоимость коллекции в $500 млн.

из коллекции:

Михаил Ларионов, Портрет Велимира Хлебникова (1910)
Оценочная стоимость / фото Bridgeman/Fotodom

[processed]

Новости партнеров