Вышли на овертайм: как генетики, Google и «Роснано» борются за вечную жизнь

фото Diomedia
Что если старость — болезнь и с ней можно бороться? Подробный разбор передовых исследований показывает, что такая гипотеза недалека от истины.

Мир принадлежит молодым, твердит нам реклама. Как бы не так, смеется официальная статистика. Средний возраст в ЕС, по данным Евростата, на 1 января 2015 года — 42,4 года. Более половины жителей ЕС старше 40 лет, а с 2001 по 2015 год средний возраст гражданина Евросоюза увеличился на 4,1 года.

В октябре 2016 года в журнале Nature были опубликованы результаты исследования ученых из Медицинского колледжа им. Альберта Эйнштейна(Нью-Йорк, США), согласно которым естественная продолжительность жизни человека не может превышать примерно 115 лет. Ученые изучили базу данных человеческой смертности, включающую 38 стран, и обнаружили, что с начала XX века продолжительность жизни человека стабильно росла, а после 1980 года, достигнув примерно 99 лет, значительно сбавила темпы роста. Проведя некоторые расчеты, Ян Вайг, генетик, возглавлявший исследование, определил, что шанс человека перейти рубеж 125 лет менее 1/10 000.

Многие пожилые люди умирают именно от болезней, а не по естественным причинам. Ученые Ньюкаслского университета (Великобритания) докладывают, что старики имеют в среднем четыре-пять хронических заболеваний. Все больше денег вкладывается в развитие предиктивной медицины и digital-сектора (приложения для удаленного доступа к консультациям и мониторингу состояния здоровья). Одна из главных целей — борьба с раком. В эту сферу ушло 36% всех инвестиций американских венчурных фондов за 2015 год и первое полугодие 2016-го. В онкологические компании инвестирует фонд ATEM Capital, основанный Антоном Гопкой, бывшим управляющим партнером венчурной компании «Роснаномединвест». Инвестициями в биотехнологическую сферу занимается и L1 Health — подразделение компании Михаила Фридмана LetterOne Holdings.

Ученые начинают воспринимать старость как болезнь, с которой можно бороться. Наука предлагает все больше способов справиться со старческими заболеваниями.

ДНК против старения

Один из радикальных методов, которые предлагают ученые, — это генное редактирование. Первым человеком с измененным с целью омоложения геномом стала американка Элизабет Пэрриш, возглавляющая биотехнологическую компанию BioViva. В апреле 2016-го компания объявила о проведенном над Пэрриш эксперименте, в результате которого она, как утверждается, биологически помолодела на 20 лет. По словам Пэрриш, она прошла два этапа терапии. На первом ей был введен препарат, ингибитор миостатина, который обычно принимают для борьбы с потерей мышечной массы, на втором — удлинены теломеры ее хромосом (их концевые участки, которые становятся короче с каждым делением клетки).

Этим летом Пэрриш приезжала в Москву и некоторые восприняли ее презентацию как театр с целью привлечь больше клиентов на фальшивую наживку. Сомнения в методах Пэрриш у ученых действительно есть. Тимоти Колфилд, профессор Школы общественного здравоохранения Альбертского университета (Канада), рассказал Guardian, что методам BioViva не хватает научной точности. Пэрриш — «нулевой пациент», поэтому делать далекоидущие выводы о действенности подобного генного редактирования пока нельзя, однако то, как активно она продвигает эту методику, способно ввести в заблуждение многих людей. Консультант проекта Джордж Мартин, профессор патологии Вашингтонского университета, сотрудничал с Пэрриш несколько недель и уволился: он рассказывает, что и не подозревал о том, что BioViva соберется проводить тесты на человеке без должных доклинических исследований.

К роли ДНК в старении обращается и компания Human Longevity Inc. (HLI), один из основателей — генетик Крейг Вентер, человек, который впервые в мире секвенировал человеческий геном (свой). HLI строит самый большой в мире центр секвенирования и занимается анализом генома человека с целью вычисления возможных болезней. В том числе и старческих: как указано на сайте компании, она сосредотачивает свою деятельность на раке, диабете, ожирении, заболеваниях сердца и печени, а также деменции. Сейчас генетический тест от HLI стоит пациенту $250. Компания планирует секвенировать 40 000 человеческих геномов в год, а далее выйти и на отметку 100 000. HLI также занимается разработками, связанными со стволовыми клетками человека. Она собирается проводить анализ изменений генома, которые происходят в процессе дифференциации стволовых клеток, старения и развития болезней.

Calico, компания, основанная Google в 2013 году, деятельность которой в основном держится в тайне, также занимается исследованием ДНК: она собирается анализировать генетические данные долгожителей (благодаря сотрудничеству с базой данных ДНК AncestryDNA, содержащей информацию о 7 млн родов) и использовать свои находки в разработке лекарства от старения. Alphabet, владеющая Google, уже вложила в Calico порядка $730 млн.

Мечты о долголетии в Кремниевой долине

IT-гигант грезит борьбой со старением. Должность технического директора Google занимает один из известнейших футурологов — Рэймонд Курцвейл, основатель Университета сингулярности. Он считает, что человек достигнет бессмертия уже к 2029 году. Трансгуманистический взгляд разделяет и экс-глава и основатель Google Ventures Билл Марис (кстати, по образованию он нейробиолог). В интервью Bloomberg он как-то высказывал уверенность в том, что развитие технологий и биомеханики в будущем позволит человеку жить порядка 500 лет. Марис сыграл ключевую роль в создании Calico. Под его влиянием средства Google Ventures направлялись на развитие компаний, занимающихся диагностикой рака и исследованиями генома. И не он один в Кремниевой долине видит будущее за такими разработками.

Миллиардер, сооснователь PayPal и инвестор Facebook, Питер Тиль отдал миллионы на развитие регенеративной медицины и увеличение продолжительности жизни человека. $3,5 млн Тиля помогли геронтологу из Кембриджа Обри ди Грею основать свой некоммерческий проект Methuselah Foundation, который помогает исследователям, борющимся со старением, и уже вложил более $4 млн в различные проекты по этой теме. Цель Methuselah Foundation — сделать «90 новыми 50» к 2030 году. Сам же Тиль собирается дожить до 120 лет, ежедневно принимает гормон роста и подписался на услуги компании Alcor, занимающейся крионикой. Его Founders Fund активно инвестирует в биотехнологические стартапы, в их числе, например, и Stem CentRx Inc., который исследует проблему лечения рака с помощью стволовых клеток, а также Modern Meadow Inc., разрабатывающий метод выращивания мышц и кожи в лабораторных условиях.

Долголетие – в наших руках?

В прошлом году Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) утвердило исследование о влиянии препарата метформин на продолжительность жизни людей (хотя метформин уже несколько десятилетий широко используется как дешевое лекарство против диабета второго типа). Директор Института исследований старения в медицинском колледже Альберта Эйнштейна Университета Иешива (США) Нир Барзилай, который курирует это исследование, считает, что метформин может предотвращать развитие проблем со здоровьем, которые появляются в старости. Речь идет о таких явлениях, как клеточное старение, аутофагия и другие. В 2014 году британские ученые обнаружили, что метформин продлевает жизнь пациента, больного диабетом второго типа, на 15%, если он принимает препарат каждый день. Но даже если испытания команды Барзилая докажут антивозрастной эффект метформина, потребуются годы, прежде чем регулятор разрешит широко применять его  в борьбе со старением.

Пока ученые еще точно и окончательно не знают, как на продолжительность жизни человека влияет и другой препарат, рапамицин, в исследование которого вложился фонд «Наука за продление жизни» Михаила Батина.

Рапамицин — это иммунодепрессант, который употребляют, чтобы улучшить приживаемость трансплантированных органов. Сейчас ученым уже известно, что он способен продлевать жизнь некоторым организмам — нематодам, мухам дрозофилам, дрожжам и мышам (особям среднего возраста). Рапамицин блокирует действие белка mTOR (он так и называется — mechanistic target of rapamycin, то есть «мишень рапамицина»), отвечающего за деление и рост клетки, соответственно, замедляя процесс ее старения. Помимо этого, рапамицин ускоряет обновление митохондрий — органоидов, источников энергии наших клеток.

Интересно, что эффекта рапамицина — подавления действия mTOR и, соответственно, омоложения клеток, можно достичь и без применения самого препарата с помощью разгрузочно-диетической терапии (calorie restriction, CR), подразумевающей серьезное снижение потребления калорий. Сейчас Национальный институт старения США проводит исследования действия CR на человека.

Известно, что разгрузочно-диетическая терапия снижает факторы риска старческих заболеваний и благоприятно сказывается на кровяном давлении, уровне холестерина в крови и резистентности к инсулину — эти показатели влияют на продолжительность жизни человека. Ученые также обнаружили, что при снижении количества калорий в рационе лабораторных грызунов на 30% их продолжительность жизни увеличивается на 40%. CR также замедляет старение приматов. Выходит, чудодейственный рецепт Майи Плисецкой под названием «Не жрать!» вот-вот будет подтвержден научно.

Говоря о диетах, следует упомянуть и ресвератрол. Это вещество, содержащееся в винограде, некоторых орехах и красном вине, обладает омолаживающим эффектом: в 2003 году ученые из лаборатории доктора Дэвида Синклера в Гарварде обнаружили,что он активирует ген SIRT1, который связывают с долгожительством ит стрессоустойчивостью клеток. Ресвератрол способен продлить жизнь нематоды на 70%. Синклер основал компанию Sirtris Pharmaceuticals, которую в 2008 году купила британская GlaxoSmithKline (GSK). Цель компании — разработка лекарств с антивозрастным эффектом (впрочем, пока она не вывела на рынок ни одного препарата). Зато другая компания — Elysium Health — уже вовсю распродает свои «пилюли молодости» Basis (возможно, вы даже сталкивались с их рекламой в Facebook), которые вышли на рынок в прошлом году.

Производитель обещает, что таблетки Basis будут поддерживать «метаболическую систему, восстановление ДНК, выработку энергии, функционирование белков и детоксикацию на клеточном уровне», рассказывал автор New York Magazine, который решил попробовать заманчивый препарат на себе. Basis продается по 60 капсул в упаковке, которую можно заказать онлайн без рецепта врача. Месячный курс стоит $50. Сейчас Elysium Health проводит клинические испытания на людях и параллельно использует своих клиентов в качестве тестовой группы. Интересно, что Basis сумел пройти мимо процедур утверждения FDA, так как основные его компоненты (никотинамид рибозид и птеростильбен) имеют естественную природу. Однако Elysium Health, похоже, абсолютно уверена в своей разработке и ее научной базе. Впрочем, некоторых ученых (и не только их) крайне смущает отсутствие клинических испытаний перед выпуском препарата.

Отечественные «таблетки против стараения»

Российские ученые также занимаются разработкой собственной «таблетки против старения». Например, к концу 2016 года должна завершиться первая фаза клинических испытаний препарата под рабочим названием «Пластомитин». Название лекарства образовано от двух слов: митохондрии и растительного антиоксиданта пластохинона, который входит в состав антиокси­ данта SkQ1.

Над SkQ1 уже многие годы работает ученый Владимир Скулачев со своим сыном Максимом, ведущим научным сотрудником биофака МГУ и директором компании «Митотех». Идея Скулачевых основана на том, что остановить старение можно, если предотвратить изнашиваемость митохондрий. На разработку вещества, которое могло бы с этим справиться, выделил $10 млн бывший член правления РАО ЕЭС Александр Чикунов, который ныне является президентом группы «Росток». «Митотех» получила $15 млн в начале своей работы и от российского миллиардера Олега Дерипаски. «Пластомитин» планируют вывести на рынок в 2018–2020 годах, рассказала Forbes Life Ольга Шпичко, управляющий директор по инвестиционной деятельности УК «Роснано». Этот препарат, как ожидают, будет лечить ряд сердечно­сосудистых и аутоиммунных заболеваний, связанных с пожилым возрастом.

Дочерняя компания «Росток» Rosscreening Inc. совместно с Джексоновской лабораторией (США) проводила исследования влияния тысячи биологически активных химических веществ на продолжительность жизни грызунов — проект под названием «Скрининг­1». Цель — поиск веществ, которые более чем на 30% увеличивают жизнь млекопитающих. Испытания должны были завершиться еще в 2012­-м, но результаты пока не опубликованы. Чикунов инвестировал и в «Скрининг­1» $10 млн — два года назад в интервью Lenta.ru он сказал, что возлагает на этот проект большие надежды. Деньги же, которые вложил в «Митотех», наоборот, считает потерянными. С 2010 года в компанию «Митотех» инвестирует «Роснано» — недовольство Чикунова этим проектом Анатолия Чубайса не смутило. За первые четыре года корпорация вложила в «Митотех» 357 млн рублей. Сейчас «Роснано» участвует в управлении компанией на уровне совета директоров. По словам Шпичко, корпорация полностью финансирует «Митотех» и планирует продолжать сотрудничество до момента выхода из инвестиций, который ожидается до 2020 года.

Заморозка как бессмертие

Пока ни российские, ни зарубежные лабораториине изобрели прорывного лекарства от старения,есть другая возможность продлить себе жизнь: компания «КриоРус», созданная российскими трансгуманистами Данилой Медведевым и Валерией Прайд, предлагает клиентам заморозку тела или головного мозга (нейросохранение). Вариант для тех, кто верит, что в будущем наука позволит размораживать тела и возвращать их к жизни. Тело криопациента помещают в жидкий азот и содержат при температуре –120 °C, в такой среде все химические реакции останавливаются. Как говорят основатели «КриоРус», если наука не сможет изобрести способ размораживания тела, прогресс позволит создавать искусственное — для размороженного головного мозга криопациента.

Другой вопрос, получится ли восстановить сознаниев прежней форме. Дэвид Криппен, профессор отделений интенсивной терапии и неврологической хирургии Питтсбургского университета, считает, что функции мозга, отвечающие за воспоминания и поведение, скорее всего, сохраняются после криоконсервации. Но как мозг формирует наше сознание, недостаточно хорошо изучено. Наука готова предложить и другое решение этой проблемы.

Ваше «я» в компьютере

Идея о том, что человеческий разум можно будет скачивать на флешку и вставлять в компьютер, возможно, покажется вам фантасмагоричной, но исследователи уже начали работать в этом направлении. Сохранение сознания человека с помощью компьютерных данных — это тоже в своем роде продление жизни, и на этот раз, возможно, навеки. Такой идеей загорелась предпринимательница Мартина Ротблатт, основатель и глава United Therapeutics, и в результате в 2002 году появился некоммерческий проект Terasem Movement, Inc. Он специализируется на сборе, сохранении и оживлении человеческого разума с помощью данных персонального компьютера человека, его электронной почты, соцсетей и т. д. В России адептом этой идеи можно назвать бывшего генерального директора Newmedia Stars мультимиллионера Дмитрия Ицкова. Он считает, что к 2045 году люди перенесут свое сознание в компьютеры, которые будут управлять искусственными телами — аватарами. В свой проект «Россия 2045» Ицков вложил $4 млн, и для него уже были созданы некоторые варианты управляемых роботов и протезов. «Россия 2045» подразумевает создание аватара, обеспечивающего жизнедеятельность мозга и сознания во время (и после) жизни человека совместно с роботизированным телом.

Мигель Николелис, нейробиолог из Университета Дьюка в Северной Каролине (США), занимающийся разработками экзоскелета для парализованных, считает, что такие чувства, как интуиция, любовь или гнев, никак не могут быть запрограммированы, и это ставит под вопрос возможность полного переноса человеческого «я» в компьютер.

Спорить об этом можно бесконечно. Вряд ли стоит делать конкретные выводы прямо сейчас. Верите ли вы в могущество генного редактирования или считаете невозможным приручить то, что создавалось эволюцией миллионы лет, ученые найдут убедительные доводы в поддержку любой точки зрения. Реальность же такова, что даже такие вещи, как предиктивная и превентивная медицина, улучшающееся качество жизни и изобретение новых лекарств уже начинают сказываться на продолжительности жизни.

Светлые умы рассуждают о том, что было бы неплохо закачивать мозг в компьютер и жить бесконечно. Но люди пока даже не поняли, готов ли мир к тому, чтобы люди стабильно доживали хотя бы до 120 лет. Хорошо бы те, кто ведет антивозрастные разработки, представляли себе, куда вместе с наукой движется общество.