Ирина Степанова (Sotheby's): «За 10 лет русские коллекционеры потратили на торгах Sotheby’s $2,8 млрд» | Forbes.ru
сюжеты
$56.9
69.41
ММВБ2277.89
BRENT69.47
RTS1264.70
GOLD1329.58

Ирина Степанова (Sotheby's): «За 10 лет русские коллекционеры потратили на торгах Sotheby’s $2,8 млрд»

читайте также
+400 просмотров за суткиБерлин, Венеция, Краснодар: кому московские меценаты дают деньги +13 просмотров за суткиЧто делать во Владивостоке: сокровища новой культурной столицы +19 просмотров за суткиЗа 2017 год Третьяковка получила в дар 1936 работ послевоенного и современного искусства +1 просмотров за сутки€20,3 млн в год: кто, где и за сколько продает современное российское искусство +1 просмотров за суткиКак продать «Родину»: бизнесмены помогли Виноградову-Дубосарскому писать картину +15 просмотров за суткиРежиссер Димитрис Папаиоанну: «Обнаженное тело — повод для восхищения» +22 просмотров за суткиОткрытка от художника — дорогой подарок на Новый год +47 просмотров за суткиДо мировой премьеры балета «Нуреев» осталось несколько часов: какую цену платит Большой? +1 просмотров за суткиСтивен Дюкар, экс-директор музея Tate Britain: «Я знаю, как собрать £7 млн на искусство» +14 просмотров за суткиПродает и показывает Владивосток: современное искусство с молотка, недорого На развалах Франции: где искать нестандартные подарки на Рождество и Новый год Что покупать начинающему коллекционеру на Art Basel Miami Beach BMW запускает дроны в небе над Майами От Мураками до Гоцяна: художники Азии, которых нужно знать в лицо Зеленый свет ценовым рекордам: Christie's изменил традицию русских торгов Япония: что смотреть, где есть и как себя вести. Путеводитель Forbes Life Дары мадридского двора: Третьяковка получила Буха Представьте: Леонардо да Винчи — ваш. Что дальше? +230 просмотров за суткиКому игрушку из семьи российских императоров? За прошлую неделю на аукционах было продано произведений искусства на $2,3 млрд. Как так вышло? Первую географическую карту России продают за 85 000 рублей

Ирина Степанова (Sotheby's): «За 10 лет русские коллекционеры потратили на торгах Sotheby’s $2,8 млрд»

Мария Ганиянц Forbes Contributor
Генеральный директор Sotheby’s Россия и СНГ Ирина Степанова на предаукционном показе топ лотов торгов Sotheby’s в Москве. Фото Кирилла Калинникова / РИА Новости
Прогнозы Sotheby’s накануне русских торгов 6 июня: рынок оздоравливается

Генеральный директор «Сотбис Россия» Ирина Cтепанова рассказала  Forbes Life о том, сколько и на что тратят коллекционеры из России, что происходит с рынком российского искусства и почему русский авангард вне кризиса. 

— Ирина, в этом году 10 лет, как аукцион Sotheby’s открыл свое постоянное представительство в России. Можно ли подсчитать, сколько денег русские коллекционеры потратили на торгах аукциона?  

 — За 10 лет русские коллекционеры потратили на Sotheby’s порядка  $2,8 млрд. Примерно 55% это покупки в рамках русских торгов, а остальное – торги импрессионистов, старых мастеров, ювелирные торги и торги современного искусства.

—Что сегодня покупают коллекционеры из России?

— Лидирует по-прежнему русский авангард. Не важно, появляется ли он на русских торгах или на торгах импрессионистов (туда кроме Кандинского и Малевича, нередко попадает Явленский, а иногда и Гончарова). В торгах импрессионистов покупатели из России активно участвуют, наравне с американцами и европейцами, которые тоже любят авангард. По результатам прошлого года на первом месте, по объемам покупок, совершенных  русскими  клиентами,  оказались импрессионисты, старые мастера, современное искусство и следом за ними – ювелирные торги. Хотя у покупателей из России интересы широкие: от винных аукционов до  дизайна ХХ века и европейского искусства XIX века.  

Natalia Sergeevna Goncharova 1881-1962 AGONY IN THE GARDEN

— Можно ли считать, что сейчас на рынке русского искусства, после провала, связанного с девальвацией рубля и общей политико-экономической ситуацией в России, наблюдается определенное  оживление?

— Да, это похоже на правду. На ноябрьских русских торгах прошлого года Sotheby’s собрал на своем аукционе больше, чем все аукционы вместе взятые. После серьезного падения рынка искусства в 2013-м два года назад  мы увидели признаки оздоровления: в 2014 году ноябрьские  торги собрали £6 млн , а последний осенний аукцион 2016 года принес £13, 845 млн. Это свидетельство  значительного улучшения ситуации. Сложно сказать, что принесут эти торги для всех аукционов, все зависит от того, какие работы удалось собрать. Кроме того, некоторые владельцы вещей осторожничают и предпочитают переждать, посмотреть на результаты июня, прежде чем вещь предложить в ноябре. Но мы очень любим июньские аукционы, так как это пик сезона, и много коллекционеров специально приезжают на русские торги в Лондон.

—Пять лет назад Sotheby’s ушли из Нью-Йорка с русскими торгами, нет ли желания вернуться?

— Мы очень мобильны и быстро реагируем на политическую и экономическую ситуацию. Но  не думаю, что скоро вернем русские торги в Нью-Йорк. Для российских коллекционеров разница во времени играет большую роль. Это касается и торгов импрессионистов — торги проходят в 4 часа утра по Москве. 

Еще одна причина переноса летнего аукциона в Лондон в том, что британская столица давно уже стала «русским» центром, и глобальным конкурентом Нью-Йорка в сфере искусства, и глупо было бы  отмахиваться от этого факта. Это результат естественного хода истории. Хотя все еще может измениться.  

Но в Нью-Йорке у нас есть представитель, который активно ищет русское искусство и проводит экспертизу. 

 — На торгах 6 июня вы выставляете небольшой каталог, но в нем есть и полотна  Константина Коровина, Ильи Репина, Николая Юона, Ивана Похитонова, и, конечно же, изделия всеми любимой фирмы Карла Фаберже. Какой основной источник русских работ на аукционе: частные коллекции в России, иностранные собрания? Впервые работы попадают на открытый рынок или многие появляются во второй и третий раз? 

— В основном это частные западные коллекции, из России течет маленький ручеек. Здесь мы в основном, работаем с покупателями, развиваем наши контакты в столицах и регионах. Что касается источника работ, то многое приходит из США, Латинской Америки, Франции и других европейских частных собраний. Иногда русское искусство распродают музеи, американские в основном, но был и пример иерусалимского музея, который выставлял на торги некоторых авангардистов, непрофильные для его  коллекции вещи. 

Ivan Pavlovich Pokhitonov 1850-1923 SNOW, BRESSOUX

— Откуда столько русских художников в США? Ну не все же,  как картины  Фешина или Верещагина оказались там с выставками?

— В основном, произведения искусства попадали в США вместе с волнами эмиграции, начиная с 1917 года.  Много продавали сами музеи. Вспомните распродажи из коллекции Эрмитажа. Тогда было вывезено несколько больших коллекций искусства и особенно прикладного, так как оно более компактно, его проще перевезти  и потом продать. Многие нью-йоркские галереи, например La Vieille Russie торгуют исключительно русским прикладным искусством.  Много искусства, вывезенного после революции, осело в Латинской Америке, Мексике, Бразилии, Аргентине. 

Если помните, мы продавали коллекцию Галины Вишневской и Мстислава  Ростроповича, так вот  многие предметы были куплены во время гастролей по Латинской Америке. 

Petr Petrovich Vereshchagin 1836-1886 UST'-KOIVA

— После недавнего падения цен на отечественное искусство в несколько раз, имеет ли смысл инвестировать в русское искусство?

— Любой арт-рынок развивается циклично, испытывает подъемы и спады. Мы можем проследить это на примере рынка импрессионистов, когда был сильнейший спад в связи с кризисом на рынке недвижимости  Японии 1986 года  (японцы в то время  были основными покупателями импрессионистов), похожее происходило и на рынке старых мастеров. Русский рынок с его нынешним спадом не исключение, если есть достаточно времени, чтобы потерпеть  (временной диапазон в 7-10 лет) не продавать и дождаться пика, тогда на продажах можно заработать. Плохо продаются те вещи, которые продаются вынужденно, и владельцы не имеют возможности выбирать время. Русское искусство вернется к цифрам 2007 года, но процесс этот медленный и взвешенный. В сегменте живописи XIX века  (это не касается вещей музейного уровня) рост цен был таким бурным, что средние работы уходили за огромные суммы. 

Сейчас мы наблюдаем оздоровление рынка: авангард, как и прежде, пользуется большим спросом, потому что интересен не только русским, топовые вещи XIX века тоже хорошо продаются, ну а  о русском современном искусстве в связи с  международном рынком пока рано говорить, хотя работа в этом направлении уже проделана  колоссальная. 

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться