Тонкая нить. Может ли канатка стать полноценным городским транспортом

Мария Абакумова Forbes Contributor
Фото AFP / East News
Объем инвестиций в канатную дорогу от Лужников до Воробьевых гор не разглашается. Мировой опыт показывает – строительство такой дороги обходится в $5-10 млн за километр

В один из самых морозных дней ноября в Москве открылась канатная дорога, которая соединяет смотровую площадку на Воробьевых горах с Лужниками. Планировалось, что линия заработает к чемпионату мира по футболу и будет перевозить болельщиков из фан-зоны на Воробьевых горах к крупнейшему стадиону и обратно, но хотя конструкции были готовы еще летом, к чемпионату дорога не успела.

На маршруте от Лужников до Воробьевых гор протяженностью 720 м будет ходить 35 закрытых восьмиместных кабин, они способны перевозить 1600 человек в час. В будущем на набережной откроется промежуточная станция «Новая лига» и заработает отдельный маршрут для спортсменов-горнолыжников в режиме подъемника, там будет ходить 10 открытых кресельных кабин. Билет «туда-обратно» будет стоить 700 рублей в будни и 800 в выходные. Несмотря на это, власти Москвы уверены, что дорога будет использоваться и в транспортных целях: чтобы доехать на машине от Лужников к Воробьевым горам, нужно потратить минимум 25 минут, а по воздуху добраться можно за пять.

Инвестор проекта — ООО «Московские канатные дороги», объем инвестиций не разглашается. Канадские ученые Баха Альшалафах, Амер Шалаби и Стивен Дейл в своем программном исследовании «Опыты воздушных канатных транспортных систем для развития городской среды» приводят такие цифры: строительство канатной дороги с одним тросом и кабинами вместительностью 4–15 человек (как в Москве) обходится в $5–10 млн за километр. Более дорогие конструкции с кабинами, способными перевозить до 35 пассажиров, обходятся в $15–25 млн.

Крупнейшие производители оборудования для канатных дорог начинали бизнес еще в XIX веке и строили системы вагонеток для шахт, погрузочные механизмы для сплава леса и т. д. После войны стали набирать популярность зимние виды спорта, и компании вроде австрийской Doppelmayr или итальянской Leitner начали производить подъемники. Благодаря этим устройствам и смогла сформироваться многомиллиардная индустрия горнолыжных курортов.

До появления системы Metrocable жители гористых окраин Медельина добирались до работы 2,5 часа

Первая крупная система линий канатных дорог как общественного транспорта была построена во втором по величине городе Колумбии, Медельине. Основная идея была в том, чтобы соединить горные районы с центром. Система, названная Metrocable, состоит из четырех линий. Первая и самая нагруженная линия K была открыта в 2004 году, ее протяженность более 2 км. Строительство обошлось в $26 млн, ежедневно линия перевозит 30 000 пассажиров.

Канатные дороги, выполняющие функцию общественного транспорта, появились во многих городах в горах Латинской Америки, а также в Европе, Азии и США (Мехико, Каракас, Инсбрук, Барселона, Портленд и т. д.). У них есть целый ряд преимуществ перед наземным и подземным транспортом. Во-первых, строительство обходится в несколько раз, а то и на порядок дешевле, особенно если речь идет о перепаде высоты в несколько сотен метров или водных преградах. Во-вторых, пилоны и станции канатных дорог занимают мало места, поэтому место для них можно найти даже в плотно застроенных городских районах. В-третьих, несмотря на небольшую скорость (до 20 км/ч), этот вид транспорта свободен от пробок, так что в часы пик оказывается быстрее машин и автобусов. В-четвертых, выбросы CO2 и шумовое загрязнение сведены к минимуму.

Драматична история канатной дороги Teleférico do Alemão в Рио-де-Жанейро. Алемао — это район трущоб, которыми усыпаны склоны одноименного холма, причем один из самых криминальных. Полиция бывала здесь набегами в составе многочисленных вооруженных групп. И именно здесь открылась в 2011 году одна из шести станций новой канатной дороги. Проект финансировался как часть программы по развитию инфраструктуры. Местные активисты выступали против. Они утверждали, что правительство потратило деньги на образцово-показательный проект для туристов перед чемпионатом мира по футболу — 2014 и летними Олимпийскими играми — 2016, которые проходили в бразильской столице.

Строительство канатной дороги стоило более $100 млн, эти деньги можно было бы пустить на санитарные сооружения, канализацию и другие нужды, говорили журналистам жители фавел. Чтобы освободить место для станций и пилонов, пришлось переселить больше 2000 человек. Однако после открытия выявились положительные стороны. Любой местный житель мог обратиться за картой резидента, которая давала право бесплатного проезда на канатной дороге «туда и обратно» каждый день. Дорога от Алемао к более благополучным районам с рабочими местами стала занимать пять минут, а не полчаса по узким извилистым опасным улицам. В зданиях станций разместили медпункты, социальные службы, даже библиотеку. Кроме того, здесь оборудовали полицейские пункты, в которых сотрудники должны были жить и работать, устанавливая связи с аборигенами фавел.

Увы, через несколько месяцев после окончания Олимпиады-2016 правительство перестало выделять средства на обслуживание дороги, и она закрылась.

Новости партнеров