Дорогие кости: почему скелеты динозавров и древних существ стоят миллионы долларов

Диплодок Мисти, 2013 год (Фото Luke MacGregor / Reuters)
В 2025 году в Саудовской Аравии откроется Музей естественной истории, где выставят скелет динозавра Стэна, самого дорого и самого крупного древнего монстра из обнаруженных палеонтологами. Forbes Life выяснил, почему кости динозавров вызывают такой ажиотаж на арт-рынке

В 2019 году американский портал об искусстве Artnet выпустил текст с призывным заголовком «Forget the Old Masters, It’s All About the Old Monsters in the Booming Market for Dinosaur Fossils» — обзор растущего рынка окаменелостей с шутливым призывом к инвесторам забыть старых мастеров и обратить внимание на древних монстров.

Среди мировых аукционных рекордов последних лет обязательно оказываются продажи скелетов динозавров и других древних чудищ. В любом случае каждая палеонтологическая находка, оказавшаяся на рынке, неизменно вызывает сенсацию.

С момента обнаружения останков до выставления их на продажу могут пройти годы, а то и десятилетия. Откопать, идентифицировать, собрать скелет воедино — кропотливый и трудоемкий процесс. В США, в штатах Южная Дакота, Монтана, где чаще всего находят останки динозавров, раскопки ведет компания Black Hills Institute of Geological Research, которая вот уже 50 лет выполняет полный цикл работ: разведует, раскапывает, реставрирует и продает древние кости на рынке, а при случает делает и полиуретановые слепки с костей динозавров. Именно Black Hills Institute of Geological Research — главный поставщик палеонтологических лотов на аукционы.

Первая знаковая продажа скелета динозавра произошла в 1997 году. Это были останки тираннозавра рекса, обнаруженные палеонтологом-волонтером Black Hills Institute of Geological Research Сью Хендриксон в 1992 году. Как это принято в научном мире, находка получила имя своей первооткрывательницы. Скелет был обнаружен на территории частного владения в индейской резервации Шайенн-Ривер. Поэтому вопросы правообладания костями Сью заняли немало времени.

Сью считалась собственностью США, так как земля, где были обнаружены ее останки, находилась в доверительном управлении властей, в индейской резервации. По законам CША раскопки в федеральных землях могут вести только специалисты с правительственной лицензией, а результаты раскопок, в том числе  окаменелости, должны храниться в музеях. Владельцы Black Hills Institute of Geological Research, братья Питер и Нил Ларсон, подали на правительство в суд, чтобы доказать свое право собственности на Сью. Но суд встал на сторону владельца земельного участка, где был выкопан скелет. Так Сью попала на торги Sotheby’s.

Первая в истории продажа скелета тираннозавра на аукционе совпала с выходом продолжения культового фильма Стивена Спилберга «Парк юрского периода». Именно Спилберг, как утверждал в 2019 году Джеймс Хислоп, глава отдела научных инструментов, глобусов и естественной истории Christie’s, «возродил интерес публики к динозаврам».

Помимо Северной Америки, останки древних ящеров находят в Монголии, Северном Китае, на территории Африки. На территории России ископаемых динозавров обнаруживают нечасто. Палеонтолог Ярослав Попов, научный консультант проекта 3D Dinopedia, рассказал Forbes Life, что в России в большинстве случаев находки фрагментарные, но есть и более-менее полные скелеты из Амурской области, Забайкалья, Красноярского края и с Сахалина. Поскольку останки располагаются в горных породах ниже почвенного слоя, то есть в недрах, на них распространяется закон о недрах, они считаются государственной собственностью. Это значит, что археологическую разведку и раскопки могут вести только специалисты, сертифицированные государством. «Ни разу не слышал, чтобы кто-то у нас в стране получал лицензию на поиск костей динозавров, — говорит Попов. — Как правило, речь идет о поиске костей мамонта. Их добывают и нелегальные, «черные копатели», и официальные археологи».

Музеи во всем мире с удовольствием закупают окаменелости и останки древних организмов, отмечает Попов. Но такого рода закупки возможны только у официальных дилеров, по документам, подтверждающим происхождение находки, и по решению фондово-закупочной комиссии. С появлением останков динозавров на мировых аукционах конкуренция за обладание находками возросла. Музейные сотрудники, частные коллекционеры и коммерческие палеонтологи учатся взаимодействовать друг с другом. Претензии музеев в том, что проданные в частные коллекции скелеты исчезают из поля зрения науки.

В 2020 году Общество палеонтологии позвоночных направило в Christie’s письмо, где палеонтологи настаивали, чтобы в продаже окаменелостей участвовали только учреждения, занимающиеся хранением образцов для общественного блага и на постоянной основе, то есть музеи и научные сообщества. С этим не согласен коллекционер Нильс Нильсен. В интервью National Geographic он говорит о том, что частные коллекционеры могут помочь музеям показывать то, что им купить не под силу. По его мнению, сотрудничество с коллекционерами позволяет музеям выставить на всеобщее обозрение  впечатляющие окаменелости, которые они не смогли бы приобрести самостоятельно. Например, тираннозавр рекс и отниелозавр из собрания Нильсена были предоставлены в аренду музеям Европы.

Другой коллекционер древних костей — итальянский кинорежиссер Франческо Инверницци — говорит о том, что принадлежащий ему череп мозазавра и другие экспонаты со временем станут частью экспозиции дома-музея естественной истории.

Арт-консультант, коллекционер Николай Фрам считает: «Музеи могут жаловаться на то, что крупные коллекционеры забирают лучшие лоты, но реальность такова, что эти кости динозавров, вероятно, никогда бы не были обнаружены, если бы не люди, готовые заплатить за них высокую цену». Тем более, уверен Фрам, большинство коллекционеров, у которых есть такие предметы, рады сотрудничеству с научным сообществом. «Если у музеев не хватает бюджета, чтобы купить себе дорогостоящие экспонаты, они могут арендовать их у частных коллекционеров», — говорит Фрам.

По мнению палеонтолога Американского музея естественной истории Марка Норелла, обиды публичных музеев беспочвенны. Ведь «образцы, которые коммерческие палеонтологи обнаруживают и продают частным коллекционерам, в любом случае не попали бы в музеи. Вероятнее всего, они выветрились бы с отдаленных склонов холмов и со временем превратились бы в ничто», говорит Норелл.

Сью, $8,3 млн
Getty Images

Сью, $8,3 млн

Сью — самый полный из когда-либо найденных скелетов тираннозавра. Этот гигант длиной 12,4 м, высотой почти 4 метра и весом примерно 8 тонн был продан в 1997 году за $8,3 млн. Скелет на деньги меценатов купил чикагский Музей естественной истории им. Филда. Сью сразу же вошла в постоянную экспозицию музея.

Сражающаяся парочка, $2,8 млн

Сражающаяся парочка, $2,8 млн

В 2011 году на аукционе Heritage за $2,8 млн была продана пара скелетов хищного аллозавра и травоядного стегозавра. Скелеты были найдены вместе, а плечевая кость стегозавра практически была в пасти у аллозавра, что дало ученым возможность предположить, что перед смертью рептилии сражались. Стегозавр был назван «Фантазия», а аллозавр — «Дракула» за его ощетинившуюся смертоносными зубами пасть. Зубной ряд аллозавра был почти полностью сохранен, что является большой редкостью.

Мисти, $652 000
Luke MacGregor·Reuters

Мисти, $652 000

Травоядного динозавра диплодока Мисти откопали в американском Вайоминге и перевезли в Великобританию. В 2013 году скелет был продан Датскому музею естественной истории. Покупку в $652 000 оплатил фонд Обель. Мисти — один из семи найденных более или менее полных скелетов диплодока.

Кан, $1,2 млн

Кан, $1,2 млн

В 2016 году аукционный дом Aguttes продал скелет аллозавра Кана за $1,2 млн. Лот купила французская компания Kleber Rossillon, которая выставила скелет в садово-парковом комплексе Маркессак в коммуне Везак.

Стэн, $31,8 млн
Christie’s

Стэн, $31,8 млн

Следующий топ-лот палеонтологии появился на аукционе в 2020 году — скелет тираннозавра, названный Стэном.

Кости Стэна были найдены палеонтологом Стэном Сакрисоном еще в 1992 году. Было обнаружено 190 оригинальных фрагментов. По разным подсчетам, весь скелет составляют 300–380 костей. Так по сохранности Стэн уступает Сью. Скелет был выставлен на торги Christie’s. Аукционному дому пришлось снести стену выставочного зала, которая закрывала обзор пешеходам на улице. Впрочем, и без полного обзора скелет Стэна вызвал ажиотаж.

Как заметил в интервью Artnet арт-консультант Николай Фрам, соучредитель компании Frahm & Frahm Ltd, коллекционер скелетов динозавров: «Каждый раз, когда ко мне в гости заходят художники, они сходят с ума от динозавров». Фрам говорит, что это он надоумил Christie’s продавать кости Стэна на аукционе современного искусства, где по традиции коллекционеры азартнее, а ставки растут быстрее и выше. Совет оказался дельным: кости ушли за $31,8 млн.

Стэн стал самым дорогим динозавром в истории. Как выяснил National Geographic, с 2025 года Стэн будет экспонироваться в Абу-Даби, в новом Музее естественной истории на острове Саадият.

Большой Джон, $7,7 млн

Большой Джон, $7,7 млн

В октябре 2021 года в Париже за $7,7 млн был продан самый большой скелет трицератопса, которого прозвали Большой Джон. Его череп самый большой из всех задокументированных трицератопсов.

Гектор, $12,4 млн
Christie’s

Гектор, $12,4 млн

В ноябре 2022 года Christie’s снял с аукциона скелет тираннозавра Шена, оцененного в $15–25 млн, после того, как эксперты Black Hills Institute of Geological Research обратились в аукционный дом с заявлением, что большинство его костей — точные копии костей Стэна. Костас Параскевайдес, директор лондонской галереи Art Ancient, специалист по продажам окаменелостей, отмечает, что аукционный рынок ископаемых не успевает за развитием предложений.

В мае 2022 года на торгах Christie’s ушел с молотка скелет дейнониха Гектора за $12,4 млн, третий найденный скелет этого вида и первый, проданный на открытом аукционе.

Горгозавр, $6,1 млн
Sotheby’s

Горгозавр, $6,1 млн

В июле 2022 года на Sotheby’s был продан скелет единственного раскопанного горгозавра за $6,1 млн.

Тринити, $5,3 млн
Koller Auktionen

Тринити, $5,3 млн

В октябре 2023 года третий полный скелет тираннозавра Тринити, собранный из останков трех особей, ушел на аукционе в Цюрихе за $5,3 млн.