Из любви к искусству: деньги и женщины в биографии Льва Бакста | Forbes.ru
$59.29
69.88
ММВБ2118.46
BRENT63.41
RTS1125.79
GOLD1250.24

Из любви к искусству: деньги и женщины в биографии Льва Бакста

читайте также
+43 просмотров за суткиМихаил Гуцериев везет в Москву платье Мадонны и костюмы Джексона +29 просмотров за суткиВ пальто: 4 причины попасть на выставку Max Mara в Сеуле +7 просмотров за суткиАбстракционист Шон Скалли: «Я — однорукий боксер» +4 просмотров за суткиСорок отважных и МГУ: что привезли в Гуанчжоу российские предприятия +5 просмотров за суткиОднажды в Нью-Йорке: базовый гардероб как искусство в Музее современного искусства «У русского искусства огромный инвестиционный потенциал, но это пока мало кто понимает» В Москве «Будет ласковый дождь»: Мураками в «Гараже», 1917-й в Третьяковке и другие выставки Третьяковская галерея получила в дар черные ящики В Пушкинском — жгут. Открылась выставка Цая Гоцяна «Октябрь» Так и живем: коллекционеры Екатерина и Владимир Семенихины показывают свою домашнюю коллекцию Ярмарка Cosmoscow подарит работу молодого российского художника Третьяковской галерее Президент «М.Видео» Александр Тынкован тайно подарил картину Третьяковской галерее Художник Павел Пепперштейн: «Анализ «Пиратов Карибского моря» дает полное представление о современности» Высокие мотивы: к 70-летию модного Дома Dior 300 его шедевров покажут в Лувре +3 просмотров за сутки«Мы оцениваем коллекцию в $25-27 млн», — миллиардер Борис Минц о Музее русского импрессионизма С легкой руки Потанина в Третьяковке — новое «Явление Христа народу» Владимир Спиваков представляет: 90 работ из личной коллекции Напоказ. Казахстан первым в СНГ принимает мировую выставку Expo Под звуки музыки: Третьяковская галерея открывает запасники Показ топ-лотов русских торгов Christie's для коллекционеров Черный рынок: как Африка стала локомотивом арт-бизнеса
ForbesLife #выставка 14.11.2016 14:58

Из любви к искусству: деньги и женщины в биографии Льва Бакста

Лев Бакст. Купальщики на Лидо (Венеция). 1909, частное собрание
В Третьяковской галерее открыта выставка «Лев Бакст и семья Третьяковых». Искусствовед Елена Беспалова, автор книги «Бакст в Париже», о финансовой стороне любви Льва Бакста и Любови Третьяковой-Гриценко

За Бакста — 1500 франков, за Пикассо — 77 франков

После триумфа дягилевских балетных сезонов в 1909 году — Лев Бакст оформлял балет «Клеопатра», — художник переселился из Санкт-Петербурга в Париж. Парижские, лондонские, американские театры, антрепризы Анны Павловой и Иды Рубинштейн, опера в Монако заваливали его заказами. Перед Первой мировой войной Леон Бакст был, без преувеличения, самым знаменитым художником в мире. «Вот я у цели, признание невероятное, непостижимое, в центре мира Париже, целый день все, что есть славного на земном шаре, в живописи, в музыке, в литературе, — все оставляют мне карточки, приглашают на обеды и завтраки», — писал Бакст жене Любови Павловне Гриценко-Бакст. 

20 июня 1910 года в галерее Бернхейма на выставке художников дягилевской антрепризы Бакста, Бенуа и Головина, впервые в художественной истории театральные эскизы были представлены как станковые произведения. Бакст дал на выставку 31 работу, — все они были раскуплены. Чтобы справиться с количеством заказов, художник поднял цены на свои работы, его рисунок или акварель стоили 150 франков, эскиз — 1 000 или 1 500 франков. Цены у конкурентов Бакста на порядок ниже. Так, знаменитая на весь Париж покупка Волларом сразу 20 картин Матисса в 1906 году принесла художнику 2 200 франков, (т. е. холст Матисса шел тогда за 110 франков), а покупка 27 картин Пикассо — 2 000 франков (т. е. холст Пикассо стоил в среднем 77 франков).

Выставка в Лувре в павильоне Марсан в 1911 году принесла художнику 80 тысяч франков. Для сравнения: ученик Бакста Шагал в это время осваивается на Монпарнасе и живет на пособие от российского благодетеля в 150 франков в месяц.

Три четверти своей жизни Бакст прожил в России, а признание, востребованность и финансовый успех пришли к нему только в парижский, последний период жизни.

Российская история Бакста прошла в поисках себя, и в искусстве, и в любви. 

Шесть лет «Мира искусств»

В январе 1903 года Лев Бакст познакомился с Любовью Павловной Гриценко. В редакцию журнала «Мир искусств» пришла женщина в элегантном черном платье. Третья дочь Павла Михайловича Третьякова, первого коллекционера России, представительница видной московской купеческой фамилии, вдова художника Николая Гриценко, обласканного императорским двором. Дама с парижским шиком заинтересовала Бакста, который был очень чуток и к женской красоте и к моде.

Кем был Бакст в 1903 году? Ему 37 лет. Он — известный в узких кругах художник, живет от гонорара к гонорару, только начинает свою театральную деятельность. В 1887 году он оставил Академию художеств. За 16 лет карьеры создано два известных произведения: «Ужин» 1902 года и за десять лет написана «Встреча адмирала Авелана в Париже» по заказу Морского ведомства ( после этой работы ни одно ведомство ему больше заказов не давало). Бакст работал художником-графиком в журнале «Мир искусства», с 1898 по 1904 год, пока выходил журнал. Но работы Бакста воспроизводились всего четыре раза. Он рисовал в журнале виньетки, но не больше, чем Лансере и Билибин. Его регулярный доход в это время — ретушерство. Как вспоминал Александр Бенуа: в квартире, где живут Дягилев и Философов, в комнате за спальней сидит Левушка Бакст и ретуширует все, что будет воспроизведено в журнале «Мир искусства». Оценивая творческий потенциал друга, Бенуа в своей книге о русской живописи в 1902 году прямодушно написал: «В былое время «золотые руки» Бакста нашли бы применение. Он не стыдился бы посвящать себя тому, к чему он в сущности призван... был бы декоратором, ювелиром... — мелким, но интересным и истинным художником... Его не смущало бы желание тягаться с Менцелем». Менцель — знаменитый  исторический живописец, ролевая модель для Бакста в этот период.  Все крупные произведения Бакста, как и предсказывал Бенуа, признания не получили. 

Лев Бакст. Ужин,1902. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургО личной жизни Бакста до зимы 1903 года мало что известно. В 26 лет у него был роман с сорокалетней актрисой Императорского Михайловского театра, француженкой Марсель Жоссе. Известно, что Бакст ее писал. И вероятнее всего, «Ужин» из Русского музея, прообразом которого принято считать жену Бенуа  — это воспоминание о Жоссе, ее коварстве, дерзости, лукавстве. На этом полотне почти не заметно лицо героини, там главное — тело. Власть талантливой, сильной, эротически привлекательной женщины над мужчиной — вот тема этой работы.  

Жоссе два сезона играла в Михайловском театре, в 1892-1893 и потом в 1893-1894. Чтобы заманить французских артистов в Россию, дирекция Императорских театров выплачивала им хорошие деньги. Артисты цапались за право приехать в Петербург. Жоссе была состоятельной дамой и содержала молодого возлюбленного. 

Эта схема отношений Бакста с женщинами, сложившаяся в 26 лет, действовала на протяжении всей жизни. 

Пять тысяч рублей на галстуки

Зимой 1903 года Любовь Павловна зашла в редакцию «Мира искусства» по делам: она приехала в Петербург из Парижа, чтобы организовать посмертную выставку своего супруга. Чуть позднее она делала выставку своей родственницы Марии Якунчиковой. Бакст увидел, что у Гриценко есть задатки менеджера, — бесценный для начинающего художника дар, и быстро настроился на ее волну и, возможно, даже искренне влюбился. 

Лев Бакст. Портрет Л.П. Гриценко. 1903, Государственная Третьяковская галерея, Москва

В архиве Третьяковской галереи 527 писем Бакста жене, из них писем 200 периода жениховства и первого года супружества. Переписка продолжалась до 1917 года, они в тот момент уже были разведены, но их связывал сын. Особенно активной была переписка в момент сватовства. Любовь Павловна осторожна и недоверчива. Бакст преподносит себя как пылкого, знающего любовника. Выступает как большой мастер любовной лирики: все три года, что Бакст был возлюбленным Марсель Жоссе, он каждый день бывал в театре. А там чередой шли любовные драмы и любовные фарсы. Поэтому Бакст прекрасно владеет любовными текстами. Он цитирует «Песнь торжествующей любви» Тургенева, речи Фауста, соблазняющего Маргариту, из французского текста оперы Гуно. Бакст сравнивает любимую с такими непохожими героинями, как Манон и Брунгильда, уподобляет ее и иконе, и сфинксу. 

Гриценко, обеспеченная, сдержанная, совсем не Манон, пишет ему прямым текстом о том, что богата, а жених ее несостоятелен, и она боится, что на почве денег возникнут осложнения. Бакст отвечает вопросом: а какое отношение ваши деньги имеют ко мне? И приводит в пример художника Остроухова, который, женившись на богатой московской купчихе, по сути перестал быть художником, вошел в совет Третьяковской галереи, отвечает за закупки произведений в коллекцию и мало работает творчески. Бакст показывает: он от своего призвания не откажется, ему важно стать великим художником. 

Тему денежных осложнений жених и невеста обсуждали весь год. Но брак состоялся. В этот момент начинается история Бакста в театре: накануне знакомства с Любовью Павловной он оформил античную драму «Ипполит» для Александринского театра, а в период ухаживания работает над балетом «Фея кукол» для Мариинского театра и «Эдип в Колоне» для Александринки. За «Эдипа» Бакст получил от дирекции Императорских театров 2, 5 тысячи рублей. Это были очень большие деньги. Можно сравнить: в 1907 году Вацлав Нижинский закончил хореографическое училище и два года проработал в Императорских театрах. Годовой заработок артиста императорских театров, который еще не стал ни солистом, ни корифеем, — 700 рублей. Молодой Нижинский за 700 рублей должен был снимать квартиру, правильно питаться, обуваться-одеваться и иметь деньги на отдых. 

Бакст, только что получивший за «Эдипа в Колоне» 2,5 тысячи рублей, в этот же год занимает у своей невесты еще 2,5 тысячи рублей. Он был страшным транжирой: любил красиво одеваться, обедал в дорогих ресторанах. Есть письмо, где Гриценко спрашивает, сможет ли он выплачивать долг регулярными суммами помесячно. Бакст отвечает, что помесячно не сможет, но за год обязательно выплатит. Но не выплачивает!

Лев Бакст. Ваза (Автопортрет). 1906, Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

В ноябре 1903 года Бакст и Гриценко поженились. Бакст въезжает в квартиру к жене на Спасской улице в Петербурге. Получая деньги от жены на карманные расходы, Бакст отчитывается в письмах: дал швейцару 20 рублей на покупку электрических звонков, — вероятно, чтобы его не упрекали в том, что он все спустил на свои галстуки. Бакст с женой два года путешествуют по Европе, в Париж, на воды. Железнодорожные билеты покупает она, за гостиницу платит она. И в какой-то момент Гриценко-Бакст пишет Александру Бенуа, другу семьи, что Левушка довел ее до белого каления. Ему было дано 300 рублей на билеты и еще 500 рублей на карманные расходы в Париже, и все равно ему не хватило денег на портного. Бакст постоянно пишет жене: привези мне зимний фрак, костюм, жилет от портного в Париже. И добавляет, что парижский Хамон дешевле, чем Ланге в Петербурге. 

Любовь Павловна жалуется Бенуа, что Левушка злоупотребляет ее помощью:  «как я его убеждала, что он должен больше работать, чтобы не быть от меня зависимым». Она забоится о том, чтобы он создавал больше художественных произведений, а он увлечен обедами и портными. 

Бакст с Гриценко прожили вместе два года, а потом разъехались. Брак не был расторгнут. Любовь Павловна надеялась, что когда Бакст будет жить отдельно, он сможет сам себя содержать. 

Бакст стал финансово независимым только в 1909 году, после триумфа дягилевской балетной труппы в Париже. Только тогда он смог оплачивать себе столько фраков и галстуков, сколько его душе угодно.

 

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться