Есть идея: 100 способов стать креативным

Юлия Баяндина Forbes Contributor
Как развить креативность, научиться мыслить нестандартно и использовать творческие идеи для эффективного бизнеса

Есть два типа людей: одни спрашивают «Почему?», а другие — «Почему бы и нет?». Гениальные продукты или решения для бизнеса обычно появляются, когда люди начинают задавать себе второй вопрос.

Писатель и автор ряда бестселлеров по креативному мышлению Майл Микалко в своей книге «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно» рассказывает о сотне способов, как придумывать отличные идеи для бизнеса.

Новый взгляд

Представьте себе мима, который показывает сценку, как он выгуливает собаку. Его рука как бы сжимает собачий поводок. Вдруг он дергает рукой вперед, вам кажется, что вы буквально видите, как эта невидимая собака тянется вперед, чтобы обнюхать кого-то. Хотя ни собаки, ни поводка в реальной жизни не существует.

В этом суть креативности. Настоящая креативность начинается не c техник и инструментов, которые помогут придумать инновационный продукт, услугу или заработать миллион.

Настоящая креативность – это умение видеть то, чего еще нет, но то, что может быть.

Креативность – это ваш личный вызов самому себе. Можете ли вы представить Микеланджело, который отказывается расписывать потолок Сикстинской капеллы, потому что до этого не рисовал фрески? Или Леонардо да Винчи, который отказывается от своих проектов, потому что комплексует из-за отсутствия образования? Или Альберта Эйнштейна, который думает о себе: «Я ведь всего лишь клерк из патентного бюро, мне ведь не могла прийти в голову гениальная теория, объясняющая все мироздание?»

Простой вопрос

В 1889 году легендарного президента AT&T Теодора Вайля уволили из компании за один вопрос, который он дерзнул задать владельцам. Теодор спросил: «В чем состоит ваш бизнес?» Казалось бы, все очень просто: автомобильный гигант производит автомобили, книжное издательство выпускает книги, железнодорожная компания пускает поезда по рельсам. Ведь так?

Менеджеры AT&T были уверены, что их бизнес состоит в производстве телефонов. И именно этот подход завел их в глубокий кризис. В 1907 году Теодора Вайля снова пригласили в компанию, и он помог ответить на вопрос, заданный десять лет назад. Итак, бизнес AT&T состоял не в продаже телефонов, а в их сервисном обслуживании. Именно эта сфера приносила основной доход, но ее развитие тратилось меньше всего средств.

Первое правило при создании любой идеи или обновления прежних процессов в том, чтобы честно ответить на вопрос: «А что мы продаем на самом деле?»

Метод иррационального мышления

Алэстер Пилкингтон, главный инженер стекольного завода Pilkington Brothers Ltd., много лет потратил на то, чтобы найти способ делать стекло без дефектов поверхности. Он все время думал о том, что современный способ производства стекла дорогой и неэффективный. В то время расплавленное стекло пропускали между валами, а потом шлифовали. Все специалисты пытались решить эту проблему тем, что искали способ создать более качественные абразивные материалы.

Однажды Алэстер мыл посуду после ужина, и у него выскочил кусок мыла из рук, которые попал в грязную воду и стал плавать среди пятен жира. Пилкингтон вообразил, как точно так же стекло может плыть куда-то. И тут его поразила идея, которая изменила стекольную промышленность, остававшуюся неизменной почти 5000 лет своей истории.

Пилкингтон придумал изготавливать стекло в печи с использованием расплавленного олова. И поскольку стекло застывало быстрее, чем олово, это помогло избежать дорогостоящих процессов полировки.

Это открытие, которое используется и по сей день, состоялось благодаря тому, что Алэстер смог увидеть связь между простыми куском мыла и кризисом в отрасли производства.

Копаем глубже

Метод иррационального мышления используется во многих техниках креативного мышления и очень часто помогает придумывать удивительные вещи. Для того чтобы пытаться создать что-то новое, можно совмещать любые объекты, слова, качества.

Например, один крупнейший интернет-провайдер испытывал серьезную проблему: текучку кадров в кол-центре. Эту проблему не могли решить никакие HR-агентства и кадровые специалисты. Тогда топ-менеджеры компании провели вот такой забавный брейншторминг. Они накидали много разных слов, буквально с потолка: машина, тюрьма, вегетарианство, кружка, небо и так далее. И стали думать, как можно совместить каждое это слово и их кол-центр.

В итоге в один момент, когда они пытались совместить понятия «кол-центр» и «тюрьма», к ним в голову пришла гениальная идея: а почему бы не использовать в качестве операторов кол-центра заключенных?

Через несколько недель компания уже заключила договоры с некоторыми тюрьмами и приступила к обучению своих будущих работников. Заключенным эта идея тоже понравилась. Вот так проблема с текучкой кадров была решена.

Метод Сальвадора Дали и Леонардо да Винчи

Можно использовать медитативные методы, которыми пользовались Сальвадор Дали и Леонардо да Винчи. Дали, как известно, был большим оригиналом и вдохновение искал тоже необычным способом. Он садился на диван, клал руку на подлокотник, в руку брал железную ложку, а на пол ставил железную миску. И начинал засыпать.

В какой-то момент, когда он почти погружался в сон, его рука расслаблялась, и ложка выпадала. Она с грохотом падала в миску и будила Дали. В этот пограничный момент между сном и бодрствованием к нему и приходили его самые интересные образы. Их он называл гипнотическими.

Еще один медитативный подход использовал Леонардо Да Винчи. Он садился за стол и начинал исписывать лист бумаги каракулями. Рисовал несвязанные между собой линии, которые, скорее, были похожи на зачеркивания. Он мог проводить в таком состоянии по часу в день. Пока он делал это, ему в голову приходили самые разные идеи и образы.

Техника SCAMPER

Еще одна техника называется SCAMPER. Это аббревиатура, состоящая из списка вопросов, которые помогут изобрести что-то новое. Для того чтобы ее применить, нужно на каждом этапе рождения идеи задавать себе эти вопросы.

S = Substitute? — Заменить?

C = Combine? — Комбинировать?

A = Adapt? — Адаптировать?

M = Modify? = Magnify? — Модифицировать? = Увеличить?

P = Put to other uses? — Предложить другое применение?

E = Eliminate or minify? — Устранить или уменьшить?

R = Revers? = Rearrange? — Поменять на противоположное? = Реорганизовать?

Например, вы хотите изобрести новый мусорный контейнер. Можно задать себе такие вопросы: что в контейнере можно заменить? С чем его можно объединить? А если сделать его нестандартного размера? А может, у этого контейнера совсем другое применение? И так далее. Если хорошо подумать над всеми этими вопросам, то можно создать не один десяток интересных продуктов.

И помните, что лучшие идеи, как правило, витают в воздухе и могут прийти в голову сразу нескольким людям. Так что если уж вы и поймали идею за хвост, то поторопитесь

По мотивам книги «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно».

Новости партнеров