К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Уже не модно»: что случилось с рынком NFT и почему их сложно продать

NFT от Yuga Labs под названием Bored Ape Yacht Club на Digital Art Fair Xperience — 2022 в Гонконге (Фото Miguel Candela / Anadolu Agency via Getty Images)
NFT от Yuga Labs под названием Bored Ape Yacht Club на Digital Art Fair Xperience — 2022 в Гонконге (Фото Miguel Candela / Anadolu Agency via Getty Images)
Рынок невзаимозаменяемых токенов (NFT) переживает не лучшие времена: цифровые картинки, которые еще год назад коллекционеры скупали за миллионы долларов, теперь значительно теряют в цене. Почему хайп вокруг NFT остался позади и почему для технологии это может быть неплохо?

Взлет и падение

В феврале 2021 года американский графический дизайнер Майк Винкельманн заработал $69,3 млн на аукционе Christie's — он продал свою картину «Первые 5000 дней» в виде NFT — цифрового изображения в формате JPEG, связанного с уникальным токеном. Физически картина никогда не существовала, а цифровое изображение можно легко скопировать, однако право собственности закреплено за покупателем — это удостоверяет связанный с изображением уникальный токен, в котором хранится информация о его владельце. 

«Первые 5000 дней» Майка Винкельманна

Отличительная черта большинства токенов — это принцип взаимозаменяемости. В какой-то мере токены можно сравнить с фиатной валютой — один доллар покупателя можно заменить на другой доллар, который принадлежит другому человеку. Однако не все цифровые активы (как и физические) могут быть взаимозаменяемыми. Самый простой пример из реальной жизни — это предметы искусства, ведь «Крик» Мунка нельзя заменить на «Девятый вал» Айвазовского, картины разные. Аналогично и с песнями, видео или цифровыми изображениями. Так возникла потребность в NFT — с их помощью у создателей появилась возможность закрепить в блокчейне уникальные предметы. NFT — это non-fungible tokens, «невзаимозаменяемый токен» — запись в регистре блокчейна, которую нельзя заменить аналогичной.

Технология NFT появилась в 2017 году и обрела максимальную популярность в 2020-2021 годах. Причем с ее помощью продавались не только предметы искусства — технология активно внедрялась в видеоигры. Так, одна из самых успешных компаний NFT-индустрии, Dapper Labs, разработала NFT-игру CryptoKitties, где NFT удостоверял право владения анимированным персонажем. К примеру, в сентябре 2021 года один из персонажей, Founder Cat#40, был продан за 225 ETH (на тот момент — почти $900 000). Другая компания, сделавшая себе имя на NFT, — Yuga Labs, которая получила известность благодаря коллекции из 10 000 изображений обезьян (цены на изображения доходили до $2,8 млн). 

 
CryptoKitties, Founder Cat #40

Продавали и другие уникальные предметы. В марте 2021 года генеральный директор Twitter Джек Дорси продал первый опубликованный твит как NFT за $2,9 млн. Американский журнал Forbes в апреле 2021 года продал свою NFT-обложку. Цена за лот оказалась значительно скромнее твита Дорси — всего $333 000. А CNN создал NFT-платформу Vault, на которой продавал цифровые изображения или фрагменты видео, посвященные тем или иным знаковым историческим событиям. 

Скриншот NFT-обложки Forbes

За 2021 год объем рынка достиг $17,6 млрд, что в 200 раз больше, чем было годом ранее. Росло и количество покупателей — в 2021 году их было уже 2,3 млн против 75 000 в 2020 году.

 

Однако в 2022-м ситуация изменилась. По данным Dune Analytics, к осени 2022 года объемы торгов невзаимозаменяемыми токенами снизились на 97%. Причем обвал произошел как в «геймерских» NFT, так и в NFT, связанных с предметами искусства. По данным CryptoSlam, в первой категории в сентябре снижение составило 93% год к году, во второй — 80%. Объем торгов на крупнейшей NFT-платформе OpenSea, по данным The Block, к сентябрю 2022 года упал за год с $3 млрд до $350 млн. Пик популярности запросов об NFT в интернете пришелся на конец января 2022 года, подсчитали в Google Trends. К началу ноября интерес снизился в восемь раз. 

По данным блокчейн-трекера DappRadar, только за III квартал 2022 года общий объем продаж NFT упал на 60%, опустившись до $3,4 млрд. Средняя цена продажи невзаимозаменяемых токенов также стремительно снижается. Еще в начале мая, по данным Chainalysis, она составляла $3894, а уже в июле — $293. В апреле криптопредприниматель Сина Эстави, который весной прошлого года купил NFT с первым твитом Дорси за $2,9 млн, выставил его на продажу на OpenSea, однако максимальное предложение, которое он тогда получил — $9968.

Причины падения

Большую популярность невзаимозаменяемые токены приобрели именно в связке с предметами искусства. С помощью технологии NFT их создателям было удобно наделять один токен неповторимой информацией и таким образом переносить песни, обложки журналов, картины в блокчейн. Тем не менее стоимость NFT никогда не коррелировала с рынком предметов искусства, отмечает основатель платформы для продвижения блокчейн-проектов Satoshi Spirit Александр Пересичан.

 

Фактически, NFT как инвестиционный актив — это производный инструмент крипторынка, и падение популярности NFT связано с падением рынка криптовалют, объясняет глава платформы смарт-контрактов Gear Павел Салас. Когда рынок «базового актива», то есть криптовалют, стал падать (в ноябре биткоин упал в три раза, а эфир — в два раза), то участники рынка оказались не готовы вкладываться в NFT, указывает он.

Связь между динамикой крипторынка и объемом продаж NFT в своем исследовании описывает компания Activate. Пользователи, как правило, могут купить NFT только с использованием криптовалюты — в основном это Ethereum, блокчейн которого используют более 86% NFT-проектов. Более того, «аудитории» криптовалют и NFT в значительной мере совпадают — более двух третей из тех, кто покупает NFT, покупает и криптовалюту. Поэтому когда цены на криптовалюту (особенно на Ethereum) снижаются, это оказывает прямое влияние на стоимость NFT, выраженную в фиатных (не подкрепленных каким-либо товаром) деньгах. Со временем, когда сегмент криптоискусства станет более зрелым, он, возможно, перестанет быть привязанным к рынку криптовалют и станет больше отражать ситуацию на традиционном арт-рынке, допускает экономист Сhinalysis Итан Макмэн.

По словам Макмэна, падение рынка криптовалют могло стать причиной снижения объема сделок с NFT, но снижение было слишком резким, чтобы его можно было объяснить только этим. Рынок сам по себе был «раздут» — в качестве показательных историй Макмэн указывает на работы цифрового художника Beeple, стоимость которых на пике ажиотажа вокруг NFT достигала $60 млн. Если раньше сегмент NFT считался «хайповым» и формировался «дегенами» (от англ. degen — сленговое название для инвесторов, которые вкладывают деньги в любые активы, популярные на данный момент), то сейчас, когда рынок уже перенасыщен различными NFT, хайп и спрос снизились, говорит Павел Салас. «NFT перестали привлекать внимание, это уже не так модно, как это было в 2020-2021 годах», — резюмирует он.

Еще одна причина, на которую указывает Bloomberg — растущие опасения насчет того, что NFT будут признаны ценной бумагой, а значит, попадут под жесткое регулирование. Агентство в начале октября писало, что Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) начала расследование в отношении Yuga Labs: регулятор заинтересовался, можно ли рассматривать невзаимозаменяемые токены как акции. 

Что ждет рынок NFT

По состоянию на конец 2022 года NFT — «не самый интересный объект для трейдинга на коротком горизонте», констатирует основатель тематического сайта nonfungible.com Готье Цуппингер. «NFT были очевидным пузырем. Люди еще долго не вернутся к ним», — еще более категоричен аналитик GlobalData Джордж Монаган.

 

Однако этот пессимизм разделяет далеко не весь рынок. Несмотря на падение цен на NFT-искусство, невзаимозаменяемые токены остаются в первую очередь технологией, подчеркивает Александр Пересичан. «Если смотреть на NFT с этой точки зрения, то у токенов, несомненно, есть огромный потенциал для роста, ведь эту технологию можно применять в разных аспектах жизни», — считает он. На данном этапе рынок NFT вырос только за счет продажи художественных объектов, а это всего лишь очень малая часть того, что можно реализовать, используя принципы невзаимозаменяемых токенов. 

Текущее падение NFT как криптоактива позволит сместить акценты с токенов, которые не несут никакой дополнительной пользы, вроде цифровых аватаров, на инновационные варианты использования невзаимозаменяемых токенов — в играх, лицензионных платежах и удостоверении владения реальными активами, указывает Макмэн. Так что NFT как технология от падения инвестиционного спроса на токены может даже выиграть. 

Следующим шагом для невзаимозаменяемых токенов продюсер NFT Ольга Дворецкая видит их внедрение в сферу государственных и муниципальных услуг, например, подтверждение права собственности на недвижимость. С ней согласен Салас — по его мнению, NFT могут хорошо работать в качестве подтверждающего документа — будь то билет на концерт или любой другой документ на право владения домом или автомобилем. 

То, что NFT все меньше воспринимается как инвестактив и больше — как технология, подтверждает и недавнее исследование Activate. Если в 2021 году 76% американских покупателей называли среди основных причин покупки NFT инвестиции, то в 2022-м доля снизилась до 51%. Доля тех, для кого основной причиной был коллекционный интерес, напротив, выросла с 14% до 33%. Компания считает, что технологию NFT должны взять на вооружение крупные компании, которым она поможет строить более лояльные сообщества клиентов и более сильные бренды. 

 

Косвенным подтверждением того, что NFT как технология продолжает выглядеть перспективной, может служить растущий объем венчурного финансирования, которое привлекают NFT-проекты. Так, по подсчетам Activate на основе данных PitchBook, компании, которые занимаются разработкой игровых проектов в NFT, за последний год привлекли $1,77 млрд инвестиций (годом ранее — $573 млн), NFT-маркетплейсы — $1,1 млрд по сравнению с $294 млн за год до этого.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+