Два бессмысленных мифа о высшем образовании | Forbes.ru
$57.5
67.72
ММВБ2071.83
BRENT57.95
RTS1134.45
GOLD1280.61

Два бессмысленных мифа о высшем образовании

читайте также
+20 просмотров за суткиРаспустили руки: 5 университетов Британии, в которых научат работать +246 просмотров за сутки24 часа в университетской библиотеке Британии: чем заняться в тишине +4 просмотров за суткиИллюзия знаний. Убьют ли новые технологии традиционное образование +1 просмотров за суткиДетки на уровне: как топ-менеджеры инвестируют в образование своих детей +3 просмотров за суткиВыгодное образование: как сократить расходы при помощи корпоративных университетов +1 просмотров за сутки«Делай как я»: нужно ли программисту высшее образование? «У меня точно был комплекс самозванца»: Андрей Шаронов о карьере, бизнес-образовании и предпринимательстве +4 просмотров за суткиВысшее образование: бизнес или социальный проект? +3 просмотров за суткиСтартапы с университетской скамьи: почему в российских вузах не развиваются инновации? Свободный выбор: 10 лауреаток Нобелевской премии мира Отъезд вместо протеста: настроения российских студентов Алевтина Черникова : «Предмет нашего особого внимания — общежития» «Воротнички» для Кремля: кому мешает высшее образование Инновации для корочки: почему массовое высшее образование ведет к снижению его качества Прибыль от ума: каков вклад образования в экономику России Уехать, чтобы вернуться: как бесплатно поучиться в Великобритании Женский старт: с чего начинаются успешные карьеры Знание - сила: МГУ и еще 10 лучших неанглоязычных университетов мира Контекст 10 лучших российских вузов Толпы начальников: почему в России так много желающих стать менеджерами

Два бессмысленных мифа о высшем образовании

Владимир Мау Forbes Contributor
Ограничивать количество вузов нельзя. Спрос на всеобщее высшее образование — особенность постиндустриального общества

Автор — ректор Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, главный редактор журнала «Экономическая политика»

В дискуссиях о высшем образовании в России присутствует два критических тезиса, которые можно услышать всегда и ото всех — как говорили когда-то, от рабочего до министра. Одна тема количественная: в стране производится слишком много специалистов с высшим образованием, тогда как налицо нехватка технических кадров и среднего технического персонала. Вторая тема — качественная: вузы упрекают в неспособности готовить востребованных специалистов, причем востребованность измеряется количеством выпускников, пошедших работать по специальности.

Оба тезиса столь же просты, сколь и бессмысленны. Избыток специалистов с высшим образованием и их неготовность работать по специальности являются проявлением того, что наше общество давно вышло за рамки индустриальной системы и для нас неприменимы популярные на протяжении большей части ХХ века критерии качества профессионального образования.

Трудно не обратить внимания на то, что серьезным источником искусственного спроса на высшее образование является всеобщая воинская обязанность. Этот феномен совершенно не соответствует вызовам постиндустриальной экономики и постиндустриальной демографии, оказывая искажающее влияние и на профессиональную мотивацию, и на рынок труда. Если бы Билл Гейтс должен был, чтобы избежать армейскую службу, доучиваться в университете, а потом писать никому не нужную диссертацию в очной аспирантуре, то в мире, наверное, появился бы еще один неплохой инженер или даже профессор, но не было бы компании Microsoft.

Современное образование непрерывно. Идеал советской трудовой модели — человек, окончивший вуз, пошедший работать по специальности и имеющий одну-единственную запись в трудовой книжке, — не является в настоящее время не только пределом мечтаний для человека, но и желательной нормой поведения для общества и государства. За пять-шесть лет освоения высшего образования появляется большое число профессий, которых на момент поступления в вуз просто не существовало. В этом отношении появление двухступенчатого образования (бакалавриата и магистратуры) является ответом на требования времени, поскольку позволяет уточнять специализацию в период обучения в университете. Однако эта линия должна быть продолжена в виде программ поствузовского образования.

Динамизм современной экономики, в которой постоянно появляются новые сферы деятельности и профессии, требует постоянного изменения квалификации. Иначе человек оказывается в стороне от прогресса и не может считаться успешным. Всем, кто призывает оценивать вузы по количеству выпускников, работающих по специальности, достаточно ответить на вопрос, много ли профессионально успешных и известных людей работает по специальности? В общем-то, почти никто.

Еще одной особенностью постиндустриального общества является спрос на всеобщее высшее образование. Естественно, образование не может угнаться за спросом, отсюда быстрый рост вузовского образования при ухудшении его качества. Нельзя сказать, что за последние 20 лет высшее профессиональное образование в России ухудшилось. Хорошего образования, хороших университетов осталось примерно столько же — какие-то сохранили свои позиции, какие-то просели, появились новые лидеры. Однако мы сохранили способность учить очень хорошо примерно 20% выпускников школ, как это и было в эпоху развитого социализма. Но поступает-то в вузы сейчас почти 100% — и, естественно, результатом становится вопиющее снижение среднего качества.

Значит ли это, что необходимо ограничить количество вузов? Уверен, что нет. Если люди хотят получить диплом о высшем образовании, они должны иметь такую возможность. Однако профессиональное сообщество и рынок труда должны, в свою очередь, иметь инструменты оценки качества специалистов. Нельзя сказать, что этого не существует, — работодатели прекрасно знают, выпускники каких вузов чего стоят. Возможно, в ряде отраслей следует добавить профессиональный экзамен, выведенный за рамки самого вуза.

Другой способ смягчить давление массового спроса на университетское образование — появление прикладного бакалавриата. Он должен давать прикладное профессиональное образование (близкое к профессиональному колледжу), не требующее фундаментальных университетских знаний. Однако обучение должно проводиться в университете и быть частью вузовской программы, что позволит в дальнейшем продолжить образование и получить соответствующий диплом.

Автор — ректор Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, главный редактор журнала «Экономическая политика»

Фото: ИТАР-ТАСС

[processed]