Два бессмысленных мифа о высшем образовании -
$58.4
61.73
ММВБ2093.09
BRENT56.05
RTS1129.09
GOLD1257.36

Два бессмысленных мифа о высшем образовании

читайте также
В США задумались о возвращении КНДР в список стран-спонсоров терроризма WADA сочло недостаточными улики против России в докладе Макларена Фильм «Она» Пола Верховена получил главный приз кинопремии «Сезар» Горбачев-фонд опроверг наличие офиса и архива в Лондоне CloudFlare сообщила об утечке данных с 4,3 млн доменов: что это значит? Белый дом попросил чиновников опровергнуть сообщения о связях Трампа с Россией Секреты красоты: 10 подарков для настоящих гедонисток Boeing откроет свой первый завод в Европе Производители мороженого объявили о росте цен из-за подорожания сливочного масла Кремль назвал дату визита Эрдогана в Россию для переговоров с Путиным Первый после аварии грузовик «Прогресс» пристыковался к МКС Исполняющим обязанности постпреда России при ООН стал Петр Ильичев Видеоблог «Школы миллиардера»: проект Stardust знакомится с менторами из Pixonic Цифровое здравоохранение — где в нем бизнес, а где мыльный пузырь? Золотая дюжина «Золотой маски-2017»: главные женские имена музыкальной сцены Суд Вены решил освободить из-под стражи Дмитрия Фирташа Путин назвал число воюющих на стороне боевиков в Сирии выходцев из России NASA-ждение: нужны ли нам пришельцы, чтобы спасти себя от нас самих? FT узнала о просьбе Москвы к мировым державам оплатить восстановление Сирии Tesla озвучила сроки запуска электромобиля Model 3 в серийное производство Япония осудила размещение российской дивизии на Курилах‍

Два бессмысленных мифа о высшем образовании

Владимир Мау Forbes Contributor
Ограничивать количество вузов нельзя. Спрос на всеобщее высшее образование — особенность постиндустриального общества

Автор — ректор Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, главный редактор журнала «Экономическая политика»

В дискуссиях о высшем образовании в России присутствует два критических тезиса, которые можно услышать всегда и ото всех — как говорили когда-то, от рабочего до министра. Одна тема количественная: в стране производится слишком много специалистов с высшим образованием, тогда как налицо нехватка технических кадров и среднего технического персонала. Вторая тема — качественная: вузы упрекают в неспособности готовить востребованных специалистов, причем востребованность измеряется количеством выпускников, пошедших работать по специальности.

Оба тезиса столь же просты, сколь и бессмысленны. Избыток специалистов с высшим образованием и их неготовность работать по специальности являются проявлением того, что наше общество давно вышло за рамки индустриальной системы и для нас неприменимы популярные на протяжении большей части ХХ века критерии качества профессионального образования.

Трудно не обратить внимания на то, что серьезным источником искусственного спроса на высшее образование является всеобщая воинская обязанность. Этот феномен совершенно не соответствует вызовам постиндустриальной экономики и постиндустриальной демографии, оказывая искажающее влияние и на профессиональную мотивацию, и на рынок труда. Если бы Билл Гейтс должен был, чтобы избежать армейскую службу, доучиваться в университете, а потом писать никому не нужную диссертацию в очной аспирантуре, то в мире, наверное, появился бы еще один неплохой инженер или даже профессор, но не было бы компании Microsoft.

Современное образование непрерывно. Идеал советской трудовой модели — человек, окончивший вуз, пошедший работать по специальности и имеющий одну-единственную запись в трудовой книжке, — не является в настоящее время не только пределом мечтаний для человека, но и желательной нормой поведения для общества и государства. За пять-шесть лет освоения высшего образования появляется большое число профессий, которых на момент поступления в вуз просто не существовало. В этом отношении появление двухступенчатого образования (бакалавриата и магистратуры) является ответом на требования времени, поскольку позволяет уточнять специализацию в период обучения в университете. Однако эта линия должна быть продолжена в виде программ поствузовского образования.

Динамизм современной экономики, в которой постоянно появляются новые сферы деятельности и профессии, требует постоянного изменения квалификации. Иначе человек оказывается в стороне от прогресса и не может считаться успешным. Всем, кто призывает оценивать вузы по количеству выпускников, работающих по специальности, достаточно ответить на вопрос, много ли профессионально успешных и известных людей работает по специальности? В общем-то, почти никто.

Еще одной особенностью постиндустриального общества является спрос на всеобщее высшее образование. Естественно, образование не может угнаться за спросом, отсюда быстрый рост вузовского образования при ухудшении его качества. Нельзя сказать, что за последние 20 лет высшее профессиональное образование в России ухудшилось. Хорошего образования, хороших университетов осталось примерно столько же — какие-то сохранили свои позиции, какие-то просели, появились новые лидеры. Однако мы сохранили способность учить очень хорошо примерно 20% выпускников школ, как это и было в эпоху развитого социализма. Но поступает-то в вузы сейчас почти 100% — и, естественно, результатом становится вопиющее снижение среднего качества.

Значит ли это, что необходимо ограничить количество вузов? Уверен, что нет. Если люди хотят получить диплом о высшем образовании, они должны иметь такую возможность. Однако профессиональное сообщество и рынок труда должны, в свою очередь, иметь инструменты оценки качества специалистов. Нельзя сказать, что этого не существует, — работодатели прекрасно знают, выпускники каких вузов чего стоят. Возможно, в ряде отраслей следует добавить профессиональный экзамен, выведенный за рамки самого вуза.

Другой способ смягчить давление массового спроса на университетское образование — появление прикладного бакалавриата. Он должен давать прикладное профессиональное образование (близкое к профессиональному колледжу), не требующее фундаментальных университетских знаний. Однако обучение должно проводиться в университете и быть частью вузовской программы, что позволит в дальнейшем продолжить образование и получить соответствующий диплом.

Автор — ректор Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, главный редактор журнала «Экономическая политика»

Фото: ИТАР-ТАСС

[processed]