Я начинаю бизнес: как не разбить лоб об иллюзии | Карьера и свой бизнес | Forbes.ru
$59.25
69.47
ММВБ1941.52
BRENT51.00
RTS1034.05
GOLD1286.60

Я начинаю бизнес: как не разбить лоб об иллюзии

читайте также
+412 просмотров за суткиЦифры, планы и бумаги: как просить деньги у инвестора +59 просмотров за суткиВ рабстве у девелопера: как открыть бизнес в торговом центре и не разориться +39 просмотров за суткиХороший сервис в большой компании. Это реально? +5 просмотров за суткиОбувной гардероб: как продавать обувь ручной работы в кризис +28 просмотров за суткиДвойная игра: что делать, если ваш контрагент оказался мошенником +13 просмотров за суткиКак грамотность и этикет переписки влияют на бизнес +3 просмотров за суткиMission impossible: зачем стартапу придумывать себе миссию и ценности +3 просмотров за сутки«Решений недостаточно»: Путин потребовал прекратить «бесконечные проверки» и давление на бизнес +5 просмотров за суткиБренд и бизнес: как бренд может повлиять на финансовые результаты компании +4 просмотров за суткиНесладкая жизнь: почему важно не сдать позиции при нарастающем количестве конкурентов +6 просмотров за суткиСуровый климат: 81% бизнесменов не верят в защищенность частной собственности в России +7 просмотров за суткиСвой среди чужих: как и зачем брать на работу сотрудника из другой сферы +4 просмотров за суткиОбщее место: шесть мифов о работе в коворкингах +2 просмотров за суткиОбещания как валюта: как создать продукт, если нет ни времени, ни денег +9 просмотров за суткиТюремные истории: какие ошибки приводят директоров компаний за решетку +15 просмотров за суткиЗа долги ответишь: как привлечь владельца бизнеса к личной ответственности при банкротстве +1 просмотров за суткиВладеть или управлять: как ведут себя собственники семейного бизнеса в России +1 просмотров за суткиРиски для бизнеса: 78% российских компаний заявляют о росте давления со стороны налоговых органов +1 просмотров за суткиСекрет партнерства: как маленькой компании заинтересовать крупный бренд +2 просмотров за суткиМарк Курцер: «Медицина — очень тяжелый и очень сложный бизнес» Налоговая оттепель: чего стоит опасаться предпринимателям

Я начинаю бизнес: как не разбить лоб об иллюзии

Лев Матвеев Forbes Contributor
Фото Getty Images
Каких ошибок стоит избегать начинающим предпринимателям.

Я основал собственную компанию 20 лет назад. Сейчас общаюсь с начинающими предпринимателями, наблюдаю за развитием их бизнеса. Иногда ко мне обращаются за советом, и я вижу ошибки, которые сам совершил много лет назад.

Создавать компанию сегодня, конечно, не то же самое, что в конце 1990-х, но разница не столь значительна. Да, тогда требовалось, наверное, меньше ресурсов, чтобы запуститься, было меньше конкурентов. Зато сегодня масса доступных способов продвижения – интернет многое нам дал. Тем не менее иллюзии и ошибки у начинающих предпринимателей не стареют и, похоже, не умирают.

Ошибка 1: Ориентироваться на то, что творится на рынке

Пожалуй, любимая ошибка молодых предпринимателей. Например, рынок DLP-систем составляет миллиарды долларов. И вот начинающий бизнесмен оптимистично думает: «Мы выйдем на этот рынок и даже одного процента нам хватит на безбедную старость». Иллюзия таких расчетов разбивается о два факта. Во-первых, оценки рынка зачастую раздуты, во-вторых, не факт, что ты в принципе на него выйдешь и хоть что-то заработаешь. Нужно здраво оценить перспективы продукта, его преимущества и недостатки, проанализировать конкурентов, чтобы хоть что-то получилось.

Ошибка 2: Я останусь главным специалистом

Я достаточно быстро понял, что если буду одновременно разработчиком и управленцем, то рано или поздно зайду в тупик. Быть одновременно хорошим программистом и управлять компанией невозможно. От технических задач придется отойти, несмотря на то что многое у вас получается лучше, чем у работников. Нужно просто принять это. Налаживать процессы, вести переговоры, продумывать тактику и управлять бизнесом – это задачи предпринимателя, а создавать продукт будут те, кого вы наймете.

Ошибка 3: Хороший продукт сам себя продаст

Распространенная иллюзия, которую уже много лет пытаются искоренить, но она живучая, как сорняк. Даже очень хороший продукт сам по себе продаваться не будет. Верно и обратное: даже при самых крутых продажниках, плохой продукт продаваться не будет. Нужны две составляющие: адекватный маркетинг и, собственно, качественный продукт, поэтому о продвижении нужно думать не меньше, чем о разработке решения.

Ошибка 4: Мне не придется продавать лично, это будут делать продажники

Любой предприниматель должен уметь продать свой продукт. Большие заказчики хотят посмотреть в глаза человеку, от которого будет зависеть безопасность его бизнеса. Это определенно должны быть не глаза линейного менеджера по продажам, а собственника или как минимум гендира. Заказчиков интересует не только продукт, они хотят видеть человека и иметь возможность оценить, насколько он адекватен. Если на деловую встречу идет тракторист в засаленном комбинезоне, у которого словарный запас, как у Эллочки-людоедки, скорее всего, ничего не получится. Владелец бизнеса должен иметь определенный кругозор, быть образованным, уметь построить разговор. Просто напирать как танк «Купите у меня, купите!» – плохой вариант.

В IT-сфере это особенно важно, ведь по сути клиенты хотят понять, с кем они будут сотрудничать, пока используют продукт. Софт должен работать не только сейчас, вот в это конкретное время, важно, чтобы он развивался, а вендор оказывал адекватную поддержку заказчикам не месяц и не год. Они хотят быть уверены, что ты не просто заработаешь денег и укатишь отдыхать в Таиланд, а настроен серьезно и готов помогать клиенту с решением его задач.

Ошибка 5: Компания – это дружная семья

Важно найти своих людей, но не надо становиться для них нянькой. Между работодателем и сотрудниками есть договоренности, которые нужно соблюдать. Если человек не справляется, нужно расставаться, как бы болезненно это ни было — не нужно продлевать агонию. У меня, например, есть правило: если уже во время собеседования есть какие-то сомнения, то человека в команду я не приглашаю. Даже сейчас, когда в компании уже 300+ сотрудников, лично собеседую кандидатов на ключевые позиции, и, если специалист меня чем-то не устраивает, не беру. Также в маленькой компании, даже если вакансия ключевая и критично ее закрыть, но есть сомнения, лучше подождите, не стоит брать людей под давлением обстоятельств. Еще настоятельно советую не брать на работу друзей и родственников, даже если сильно просят и тяжело отказать.

Ошибка 6: Я буду держать все под личным контролем

Заниматься всем самому не получится. Не нужно контролировать каждую деталь, вникать, сколько стоит мышка и как тщательно уборщица вытирает пыль. Большая ошибка новичков, да и некоторых продвинутых бизнесменов — неумение делегировать полномочия. Микроменеджмент и стремление все сделать самому не обойдутся без негативных последствий как для компании (вы «достанете» всех), так и для руководителя (вас все «достанет»).

Ошибка 7: Заменять документы доверием

Недавно приходили ребята и спрашивают: «А что если партнеры вдруг возьмут и забросят проект?» Бывают в «студенчестве» ситуации: двое пашут, а двое сидят дома и ничего не делают, при этом доли у всех партнеров в компании одинаковые. Без договора это непременно приведет к конфликту с переходом на личности, чтобы мирно и быстро решить проблему, должны быть условия для выкупа доли у неработающих партнеров. Эти условия необходимо зафиксировать на бумаге: если человек отходит от бизнеса, какую компенсацию он получает, в каком порядке. 

Ошибка 8: Верить инвесторским байкам

Столкнулся с ними сам. Есть инвесторы, которые говорят, что деньги у них «умные» и их нужно срочно пускать в дело. Я отвечаю: раз это так, давайте вы подпишетесь под тем-то и тем-то, после этих слов инвесторы, как правило, начинают юлить и в итоге исчезают. Здесь не нужны обещания, нужно, чтобы все было также прописано в документах. Но тогда начинаются разговоры: ну ты же понимаешь, что это не гарантированно, могут возникнуть непредвиденные обстоятельства. Я, как основатель компании, понимаю, что бизнес – это риск, если ты хочешь в него инвестировать, тогда возьми на себя часть этого риска.

Еще один классический трюк инвесторов: когда он дает деньги и начинает рулить бизнесом, указывает, что и как делать. Этого допускать нельзя. Сам был свидетелем таких историй и их негативных последствий. Другая уловка: инвестор дает денег, которых хватит ровно на 3-4 месяца, а потом подталкивает к следующему раунду. «Я выкупил у тебя 10%, ну у тебя ничего не получилось. Давай, я выкуплю еще 30%», – предлагает инвестор. И так размывает бизнес, а потом дело техники – перепродать долю инвестору более серьезного уровня.

Я не считаю, что инвестор — это добро или зло. Кто-то думает, что без сторонних вливаний не будет взрывного роста, а кто-то, наоборот, считает, что инвесторам нет веры. Я уверен в одном: бери деньги, только если ты четко знаешь, что они пойдут в рост. Нельзя брать деньги, чтобы сделать шикарный ремонт в кабинете или массажный кабинет со смузи в офисе. Нужно вкладываться в реальное дело, тогда 100 000 через полгода превратятся в полмиллиона.

Я не верю, что есть бизнесмены, которые создали компанию с нуля, достигли серьезных результатов и никогда не ошибались. Такие истории, скорее всего, глянец, просто красивая выдумка. Также будет неправдой утверждение, что, научившись на чужих промахах, вы не совершите своих. Просто постарайтесь сделать так, чтобы какая-то из них не стала последней для бизнеса.