Экспаты на кухне: чем выгодны иностранные шеф-повара для ресторанного бизнеса | Карьера и свой бизнес | Forbes.ru
$57.54
67.59
ММВБ2063.81
BRENT57.39
RTS1131.08
GOLD1282.01

Экспаты на кухне: чем выгодны иностранные шеф-повара для ресторанного бизнеса

читайте также
+159 просмотров за суткиСледуй за мной: как привлечь гостя в кафе незаметно для него самого +121 просмотров за суткиИгра на удержание. Почему увольняются успешные сотрудники +173 просмотров за суткиПрощание с иллюзиями: какие заблуждения опасны для владельцев бизнеса +34 просмотров за суткиПри прочих равных. Почему не надо бояться брать на работу людей с аутизмом +25 просмотров за суткиКорпоративный прокол. Игры и рекомендации в вашей компании могут сработать против вас +1679 просмотров за суткиБезусловная любовь: развестись с мужем и остаться с ним в бизнесе +21 просмотров за суткиДело молодое: HeadHunter разрешит публиковать вакансии для детей с 14 лет +10 просмотров за суткиСекрет мозаики: как создать идеальный коллектив из абсолютно разных сотрудников +12 просмотров за суткиПочти даром: способы нематериальной мотивации в крупной компании +24 просмотров за суткиМертвые души. Как руководители заводов в СССР боролись за рост зарплат +10 просмотров за суткиБольшая разница: собственная IT-служба или специалист на аутсорсинге +8 просмотров за суткиВладеть или управлять: как ведут себя собственники семейного бизнеса в России +10 просмотров за суткиМотивация за $1: ресторанная сеть разработала свою систему стимуляции персонала +1 просмотров за суткиПоложение обязывает: почему так сложно открыть кондитерскую в Москве +10 просмотров за суткиСовременные чат-боты в HR: почему не надо «троллить» роботов Брать или не брать: о чем стоит подумать, прежде чем нанять экспата +8 просмотров за суткиКультурный шот: как управлять персоналом бара +1 просмотров за суткиНайдите кого-нибудь другого. Как неумение давать обратную связь сказывается на эффективности бизнеса +2 просмотров за суткиДело хозяйское: почему фермеры упускают возможность работать с топовыми ресторанами +2 просмотров за суткиДеловой подход: как работает общепит в бизнес-центрах Москвы

Экспаты на кухне: чем выгодны иностранные шеф-повара для ресторанного бизнеса

Фото Getty Images
Сотрудников-иностранцев все чаще нанимают в российские компании. Особенно этот тренд заметен в ресторанном бизнесе.

Иностранными сотрудниками сегодня уже никого не удивишь. Экспаты востребованы во многих российских проектах, и в частности в сегменте HoReCa, где часто шеф-повара - это выходцы из Европы и Америки. Владельцы небольших заведений охотно принимают их на работу в силу потребности постоянно учиться и перенимать опыт у более продвинутой испанской, британской и американской аудитории. Немало экспатов и в крупных ресторанных холдингах с международными проектами в портфеле, например в Domino's Pizza и «Росинтер Ресторантс» (управляет сетями «IL Патио», «Планета Суши», TGI Fridays, Costa Coffee).

Где найти экспата

Вместе с трендом нанимать экспатов появляются и новые каналы поиска иностранных сотрудников. Самый простой способ – обращение в профильные кадровые агентства, у которых уже есть связи с международным ресторанным рынком. Благодаря этим связям они знакомятся с рекомендациями, составляют таргет- и лонг-листы кандидатов. Другой вариант — когда компания отдает предпочтение самостоятельному отбору персонала. Для поиска лучше использовать digital-инструменты, а также задействовать профессиональные социальные сети. Подходящей для этого площадкой является LinkedIn, и, хотя с 1 января 2017 года в России закрыт доступ к сайту, есть свои лайфхаки и маневры, чтобы продолжить работать с иностранной аудиторией.

Международные профессиональные мероприятия и выставки — еще один действенный канал для привлечения сотрудников из-за рубежа. Если говорить о ресторанном бизнесе, то посещение фестивалей Madrid Fusion и Omnivore Food Festival, например, и вовсе необходимо. Во-первых, это прекрасные площадки для нетворкинга. Во-вторых, отличная возможность лично познакомится с кандидатами.

Условия труда и мотивация

При найме зарубежных специалистов работодателю стоит учитывать особенности такого сотрудничества. Первая - это фиксация заработной платы в евро. Заработную плату иностранцу, как правило, не выплачивают в рублях. Контракт составляется на срок от года до трех лет, в документе четко прописываются условия найма, цели и задачи, а также процент от прибыли при успешном результате и, конечно, условия расторжения трудового договора. Условия труда для экспатов обычно такие же, как и у российского топ-менеджмента, исключение может быть сделано для шеф-поваров, которым потребуется дополнительное оборудование на кухне.

Еще одна особенность - система мотивации. Для экспата обычно арендуют жилье в городе, где он будет работать, оформляется медицинская страховка, решается вопрос с детским садом или школой для детей, оплачивается перелет раз в полгода и отпуск. Чаще всего европейцы просят повышенного внимания к своим условиям проживания. Китайцы в этом вопросе менее прихотливы - им достаточно обычной квартиры, главное, чтобы она была рядом с работой. Кандидаты из Израиля еще просят указать в контракте особенности своего питания (все должно быть кошерное). Также работодатель берет на себя оформление визы для иностранца. 

Выгода от иностранца

Брать на работу иностранцев выгодно, только если человек рассматривается не на линейную позиции. Когда необходимы консалтинговые услуги, опытный зарубежный специалист будет особенно полезен: он поможет разработать меню, ввести новые блюда зарубежной кухни, поставить инновационное оборудование. Так, на топовые позиции «Росинтер», как правило, привлекают именно иностранцев с мировым опытом, знанием современных трендов и возможностью внедрить в работу более продвинутые кулинарные техники. В индустрии гостеприимства в целом часто встречаются иностранцы на должности генерального менеджера, и при выходе гостиничного или ресторанного бренда на международный уровень это становится неоспоримым плюсом для бизнеса и, более того, поддерживает его «звездность».

Трудности

Несмотря на профессионализм и востребованность на рынке, сотрудники-иностранцы — это всегда ряд сложностей, с которыми придется столкнуться нанимающей стороне. Чаще проблемы возникают в период интеграции нового сотрудника в команду. Речь идет о языковом барьере, который может помешать в работе: далеко не все сотрудники ресторанов владеют иностранным языком, поэтому выстроить внутренние коммуникации зачастую очень сложно. Чтобы решить проблему, владельцу приходится дополнительно искать су-шефа, который будет говорить на английском и переводить для иностранного повара. Также помощь су-шефа требуется непосредственно в работе с продуктами российского происхождения.

Не менее важный момент связан с западным менталитетом. Если ресторатор решится на изменения в работе команды, эффективность бизнеса может пострадать. Программы и техники менеджмента, которые привозят с собой иностранцы, не всегда могут быть грамотно и четко адаптированы к реалиям ведения бизнеса в России.